Рынок информационных ресурсов

В процессе своего развития человечество овладевало сначала предметом, затем получило вещество, после научилось получать энергию и, наконец, пришло время, и человек овладел информацией.

При этом на заре времён человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно, с его развитием объём информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток собственных знаний.

Появилась необходимость научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. Так стали появляться различные средства и методы обработки информации.

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном цифровом виде повлияло на появление развитого рынка информационных ресурсов и услуг. На сегодняшний день во многих странах мира образовался национальный рынок информационных ресурсов. В скором времени появится и мировой рынок информационных ресурсов, уже видны явные признаки его образования.

Рынок информационных ресурсов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношений в сфере торговли продуктами интеллектуального труда.

Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нём выступают информационные ресурсы. Такими товарами выступают:

· бытовая информация (покупателей может интересовать информация о доступе к материальным товарам и услугам, а также об их стоимости);

· научно-техническая информация (пользуются спросом научные статьи, авторские свидетельства, патенты и так далее);

· информационные технологии и компьютерные программы;

· базы данных и информационные системы, и многое другое.

На информационном рынке ресурсов продавцами выступают поставщики информации, а покупателями – потребители, которым необходим тот или иной вид информации.

Поставщики информации – это чаще всего её производители или собственники информации. В настоящее время поставщиками информации считаются:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

· службы связи и телекоммуникации;

· бытовые службы;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в качестве дополнительной продукции – информацию о них;

· консалтинговые фирмы (занимаются консультированием руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности);

· биржи (учреждения, в которых заключаются финансовые и коммерческие сделки);

· частные лиц (например, программисты).

Потребителями информации будем считать частных лиц, предприятия, органов власти всех уровней, которые сегодня без нужной им информации не смогли функционировать (например, как без поставки сырья).

Ценность информационного ресурса для пользователей и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности пользователей. Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке.

Информационная услуга – это предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотекарями подбор литературы по тематике заказчика. Причем кроме поиска той литературы, которая есть в библиотеке, её работники могут выполнить более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения.

Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Предположим, вы решили выучить английский язык. Что вы будете делать? Вы можете пойти в книжный магазин и купить самоучитель по английскому языку и самостоятельно заниматься, а можете, например, в интернете перейти на сайт urokidoma.org, где вам окажут информационную услугу – индивидуально, в домашних условиях обучат английскому языку.

Информационные услуги возможны при наличии баз данных по нужной тематике, которая может быть представлена в электронной или традиционной (бумажной) форме.

В связи с развитием информационных рынков услуг во многих странах мира, в том числе и в России, существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ним обзоры, рефераты, доклады, краткие описания для специалистов. Деятельность учёных и специалистов без данных информационных услуг невозможно представить.

Рассмотрим конкретные примеры:

· В сфере бизнеса к информационным услугам относятся: предоставление определённой деловой информации, консультации по определённой тематике и т. д.

· В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т. е. организации которые предоставляют услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги за определённую плату).

· В сфере образования некоторые формы обучения можно рассматривать как информационные услуги: повышение квалификации, дополнительное образование и прочее.

В своём развитии рынок информационных ресурсов и услуг преодолел несколько стадий. Его активное формирование совпало с появлением первых ЭВМ, то есть с началом 50-х годов XX века. Это совпадение явилось в значительной мере случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран). Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказам клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: