Становление и развитие европейского образовательно-правового пространства не ограничилось рассмотренными событиями и процессами. В современный период образовательное пространство Европы, прежде всего, высшее образование, переживает период, который получил название «болонский процесс», начало которого связывается с принятием Болонской декларацией.
1999г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписали Декларацию об архитектуре высшего европейского образования, получившую название«Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: международную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участвовавшие в болонской встрече министры образования подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбоннской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик в сфере высшего образования.
Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на следующий комплекс мероприятий в области высшего образования:
|
|
· Принять систему легко «читаемых» и узнаваемых степеней;
· Принять систему с двумя основными циклами (незаконченное высшее/законченное высшее);
· Внедрить систему образовательных кредитов (европейской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);
· Повысить мобильность студентов и преподавателей;
· Повысить европейское сотрудничество в области качества образования;
· Повысить престиж высшего европейского образования в мире.
В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к диплому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоятельно. Однако интеграционная логика Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию европейскими странами в обозримом будущем описанного выше единого Приложения к диплому.
Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке уже ввели накопительную систему кредитов образования.
Что касается положений данного документа, то можно сказать, что не все стран Европы адекватно восприняли ее положения в национальных нормативных актах. Так, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония включили или дословно воспроизвели ее положения в национальных правительственных документах, отражающих образовательную политику по реформированию высшего образования. Пять других стран – Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Бельгия восприняли ее положения в контексте планируемых мероприятий по совершенствованию образования. Другие страны, включая Великобританию, Германию и Италию определили, что уже спланированные действия в рамках образовательных программ будут по мере их реализации синхронизироваться с требованиями, заявленными Декларацией.
|
|
Среди основных документов и мероприятий, направленных на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе, укажем на следующие:
1. Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в марте 2000г. В резолюции содержится официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях.
2. План мероприятий по развитию мобильности и умений, принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. и предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения; официального признания знаний, умений и квалификаций. Этот документ также содержит план действий европейских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.
3. Доклад«Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте 2001г. в Стокгольме. Доклад содержит план дальнейшего развития основных направлений совместной деятельности на европейском уровне в целях решения задач, поставленных в Лиссабоне.
4. Рекомендация Европейского парламента и Совета, принята 10 июня 2001г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах сообщества для студентов, учащихся, учителей и наставников в продолжение плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000 г.
5.Конференция в Брюгге (октябрь 2001г.) На этой конференции руководители стран ЕС инициировали процесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в области признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.
Несомненно, наиболее актуальным в настоящее время является повышение уровня ознакомления российской научно-педагогической общественности, прежде всего, конечно, работающей в сфере высшего профессионального образования, с названными основными документами и, особенно, с теми требованиями, которые придется выполнять России как участнику «болонского процесса». В этой связи нельзя не назвать работы одного из наиболее активных исследователей и популяризаторов болонских реформ – В.И. Байденко, чьи работы завоевали заслуженный авторитет 39. В данном пособии мы лишь кратко коснемся этой темы, рекомендуя читателю обратиться к названным источникам самостоятельно.
Основные компоненты-требования «болонского процесса», вытекающие из Болонской декларации, сводятся к следующему.