Для сетевых наставников – участников проекта

Итоги проведения семинара

«Анализ промежуточных результатов деятельности наставников»

для сетевых наставников – участников проекта

«Организация института сетевого наставничества в муниципальных системах образования Удмуртской Республике»

Количество зарегистрировавшихся участников: 33 человека

Количество принявших участие: 21 человек

 

География участников:

Сюмсинский район – 4 человека;

Сарапульский район – 4 человека;

Алнашский район – 4 человека;

Каракулинский район – 6 человек;

Камбарский район – 3 человека.

 

Не приняли участие в семинаре 2 района – Кезский, Юкаменский.

 

В ходе семинара на обсуждение было вынесено две группы вопросов:

1. Анализ проведённого мероприятия с молодыми специалистами.

2. Анализ деятельности с учётом основных принципов индивидуализации.

 

Первая группа вопросов носила контрольно-диагностический характер, вторая – ориентировочный.

На основании полученной информации по первой группе вопросов, можно сделать вывод, что большинство сетевых наставников определились и чётко сформулировали направление, тему, по которой курируют молодых специалистов. Вместе с тем, следует отметить, что у некоторых педагогов формулировки направлений, тем не менее, носят общий характер: «Создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов», «Организация оказания психолого-педагогической помощи», что затрудняет организацию деятельности, как сетевого наставника, так и включение в деятельность молодого специалиста. Сетевым наставникам, кураторам из методических служб следует обратить внимание на конкретизацию направлений деятельности.

Следует отметить, что наряду с традиционными формами взаимодействия наставника и молодого специалиста (открытые уроки, мастер-классы, характерные для «Школы молодого специалиста»), используются, связанные со спецификой работы сетевого наставника, новые формы сопровождения: дистанционное сопровождение на основе инструментов CORE, консультации посредством социальных сетей, семинары-практикумы, защита «Папок-копилок» молодыми специалистами, конкурс «Педагогический дуэт» и др. Интересной идеей, с точки зрения организации сетевого наставничества, является разработка, организация и проведение совместного мероприятия с молодыми специалистами.

Реализация проекта «Организация института сетевого наставничества в муниципальных системах образования Удмуртской Республике» предполагает работу в сети, а значит, создание и использования иных способов взаимодействия.

Заслуживает внимания сайт сетевых наставников Сарапульского района, созданный координатором работы сетевых наставников этого района Ушаковой Алёной Павловной, учителем начальных классов МБОУ Тарасовской ООШ. Информационное поле сайта организовано так, что каждый молодой специалист района имеет возможность выбрать себе наставника, исходя из своих затруднений и предпочтений. На сайте можно познакомиться с анкетами для молодых педагогов, например, «Стартовая диагностика затруднений и потребностей молодых специалистов». Алёной Павловной создан персональный сайт (https://uschakova24ap.wixsite.com/mysite-6), где можно увидеть методические наработки педагога, проконсультироваться по интересующим вопросам.

Анализ деятельности сетевых наставников пяти районов УР показал, что не все педагоги создали персональный сайт или страницу в социальных сетях для взаимодействия с молодыми специалистами, либо сайт / страница носит формальный характер и поэтому не является полем взаимодействия.

Многие педагоги отметили, что молодые специалисты не идут на контакт: не обращаются с вопросами, затруднениями. Зачастую их запрос формулируется так: хочу чего-то нового, но не знаю чего. Как правило, решение данной проблемы кроется в умении выстраивать коммуникацию.  И это то, что требует особого внимания, обсуждения в среде сетевых наставников.

Почти все участники проекта говорили о поддержке, помощи со стороны курирующих их методических служб, работников Управления образования.

Однако есть муниципальные образования, где работа с наставниками не организована, идёт сама собой, что затрудняет взаимодействие с молодыми специалистами и обесценивает деятельность сетевых наставников. Как правило, наставники организуют работу с молодыми специалистами в рамках деятельности РМО.

При ответе на вопрос: «Финансируется ли Ваша деятельность?», ответили:

– Да (большинство).

– Нет (2)

– Частично (1).

 

Вторая группа вопросов давала возможность наставникам поразмышлять над пониманием основного направления в образовании – индивидуализации, и с этой точки зрения проанализировать свою деятельность.

В анкете были указаны следующие вопросы:

– какие условия создавали для возникновения субъектной позиции молодого специалиста в собственном образовании,

– какие условия позволяли ему влиять на формы и содержание своего образования, насыщать социально-образовательную среду востребованными ресурсами,

– как выявлял и фиксировал свои образовательные дефициты молодой специалист,

– осуществлялось ли проектирование образовательного маршрута в рамках образовательных дефицитов,

– организовывалась ли рефлексия молодым специалистом собственной деятельности.

Ответы сетевых наставников на эти вопросы показывают, что процесс осмысления такой тенденции в образовании как индивидуализация ещё только начинается. Об этом ярко свидетельствует то, что многие вопросы остались без ответов, либо ответы носили общий характер, не соответствовали вопросам.

Так, большинство педагогов отметили, что с молодыми специалистами проводилось анкетирование, выявлялись затруднения в работе и с учётом этих затруднений составлялся план деятельности, карта сопровождения. Были и такие ответы:

– «активности у молодого специалиста не было, поэтому мне приходилось самой предлагать». Это допустимый вариант, если Вы предлагаете несколько вариантов, т. е. тем самым вы создаёте условия для самоопределения и выбора.

Чтобы у молодого специалиста были возможность и желание влиять на содержание и формы своего образования, должна быть создана открытая, избыточная, вариативная образовательная среда. Одним из инструментов этой среды может быть сайт наставников, на котором будут представлены сетевые наставники, их направления, темы сопровождения, информация, диагностика… (см., например, Сайт наставников Сарапульского района), другой вопрос – необходимо организовать его работу так, чтобы он нужен был всем участникам, тогда он будет пополняться, «жить».

Созданием такой среды уже начинают заниматься педагоги, когда предлагают молодым специалистам выступление на заседаниях РМО, участие в мастер-классах, проведение и посещение открытых уроков, подготовку и проведение турниров, участие в сетевых проектах, конкурсах профессионального мастерства.

Таким образом, у молодых специалистов появляется возможность для выбора собственного способа действия самостоятельных проб и самооценки.

Это порождает необходимость создания карты ресурсов для построения индивидуального образовательного плана молодым специалистом.

При ответе на вопрос: «На получение каких результатов была направлена Ваша деятельность, как они фиксировались?», все ответы были сосредоточены на конкретных мероприятиях: провести открытый урок и мастер-класс по групповой работе, составление рабочих программ, использование ИКТ на уроках, знание некоторых приемов ТРКЧМ, и использование этих приемов в уроке и внеурочной деятельности, освоение модели «Перевернутый класс», что бы как можно больше учителей коллектива опробовали технологию на своих уроках и т.д., а не на профессиональном росте и становлении молодого специалиста.

Порадовали, намеченные сетевыми наставниками, дальнейшие шаги по совершенствованию деятельности:

– работа сайта наставников района (создан, но не работает как надо);

– проектирование образовательного маршрута каждого молодого специалиста (сейчас работали только по общим образовательным дифицитам – больше было общих мероприятий, чем индивидуальной работы);

– итоги в конце года, что получилось, а что нет, над чем ещё стоит поработать в будущем учебном году – совместная рефлексия деятельности);

– планирую сменить форму работы не только онлайн общение с педагогами, но и посещение и показ образовательной деятельности совместно с детьми;

– больше давать самостоятельности молодым специалистам, так как они работают первый год, нынче они больше спрашивали и просили у меня;

– прохождение курсов наставничества, самостоятельное изучение практики наставничества, сотрудничество и обмен информацией с коллегами

– применять кооперацию с другими наставниками, чтобы расширять темы, которые будут интересны молодым специалистам;

– продолжать работу по применению технологии "перевернутый урок" и делиться своим опытом с другими педагогами;

– активизация работы через интернет и мессенджеры. Очные встречи бывает затруднительно организовать и проводить;

– изучить новые онлайн сервисы, работать над совершенствованием собственной деятельности в IT-сфере;

– проанализировать имеющиеся возможности и выстроить новую систему работы;

– нужно разработать более детальный план работы на следующий учебный год;

– планируем дальнейшие мероприятия с Советом наставников.

 

Благодарим сетевых наставников за работу и желаем успехов, достижений в дальнейшей деятельности!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: