В наши дни развитие малого предпринимательства играет важнейую роль в рыночной экономике. Есть большое количество разных методов для улучшения качества малого бизнеса и одним из самых распространенных является франчайзинг, этот способ помимо того, что включает в себя достоинства малого и крупного предпринимательства, он также дает возможность компаниям становиться более конкурентоспособными за счет усвоения ими инновационных технологий и поддержки на основе франчайзинга.
В законах Российской Федерации не уделено особого внимания к этой системе ведения бизнеса, но, при этом, франчайзинг в нашей стране становится все более популярным. Однако, распределение франчайзинга на территории России весьма неравномерно. Таким образом, на сегодняшний день лишь некоторые регионы Российской Федерации отличаются большой популярностью франчайзинга. К таким регионам относятся крупные города областного значения, такие как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск.
|
|
Есть много причин, почему же фирмы России отказываются работать с зарубежными компаниями, основная из них заключается в том, что иностранные предприниматели более строго следят за соблюдением стандартов в ведении бизнеса, которые также закреплены у них в законодательстве, а в законодательстве Российской Федерации не существует определенных статей, связанных с франчайзингом. Поэтому, как показывает практика, российские франчайзеры дают возможность своим партнерам по бизнесу работать проще, но в этом случае шансы на то, что бизнес будет прибылен, меньше.
Рынок непродовольственных товаров и рынок услуг являются лидерами в структуре рынка франшиз независимо от его территориального распределения, а вот торговля продовольственными товарами отходит на третий план, товары питания - на четвертый.
Что касается структуры франшиз в России. В нашей стране общественное питание также широко распространяется на территории нашей страны (12%), он также сильно отличается от товарного франчайзинга. [Приложение 2].
Главное их различие заключается в том, что рынок общественного питания характеризуется спросом не на конктетный продукт, а на комплекс предоставляемых товаров и услуг. Так фирма предоставляет весь пакет услуг, включающий в себя, например, особенный дизайн помещения, сервис, музыку. к повышенному вниманию к проблеме стандартизации сетей питания.
Выбор потребителей и спрос на какие-либо продукты или услуги может быстро меняться, это связано со сменой модных тенденций, развитием и использованием инновационных технологий, экономической ситуацией страны, это все сопровождается увеличением рисков почти каждой организации, функционирование которой характеризуется обеспечением товарами или услугами среднего класса страны.
|
|
Все это является следствием максимальной концентрации внимания на современных способах и технологиях, помогающих в поддержке бизнеса на высоком уровне и способствующих его скорому развитию.
В результате анализа рынока франшиз в Российской Федерации, следует сделать вывод: франчайзинг в России постепенно развивается, но сейчас он не имеет достаточно большого распространения среди российских предпринимателей, это связано с рядом причин:
● Социально-психологические (небольшой опыт ведения бизнеса на основе франчайзинга; опасение франчайзи полностью зависить от франчайзера.)
● Экономическими (изменчивость экономики России; недостаточный стартовый капитал у предпринимателей.)
● Организационно-правовые (В законах Российской Федерации не уделено особого внимания к данному методу ведения бизнеса.)
Эти причины приводят к трудностям в применении франчайзинга на рынке России. Чтобы популярность франчайзинга повышалась, обязательны серьезные изменения в законах нашей страны.