Тема лекции: «Воинские традиции — память поколений»

Се­год­ня, в пе­ри­од ста­нов­ле­ния но­вого рос­сийско­го го­сударс­тва, ос­но­ван­но­го, с од­ной сто­роны, на прин­ци­пах ми­ровой де­мок­ра­тии и неп­ре­ходя­щих че­лове­чес­ких цен­ностей, а с дру­гой сто­роны, на ве­ликой ис­то­рии Рос­сии, осо­бое зна­чение в де­ле вос­пи­тания во­ен­нослу­жащих име­ет про­паган­да ге­ро­ичес­ко­го прош­ло­го на­шего на­рода и бо­евых тра­диций рос­сийской ар­мии и фло­та.

В Рос­сии борьба за не­зави­симость сво­ей От­чизны всег­да счи­талась де­лом чес­ти. Вся­кий раз, ког­да над Ро­диной на­виса­ла опас­ность ино­зем­но­го по­рабо­щения, рус­ские во­ины про­яв­ля­ли по­рази­тельные при­меры храб­рости и ге­ро­из­ма. И всег­да рус­ские рат­ни­ки бы­ли лю­бимы и ува­жа­емы со­оте­чес­твен­ни­ками. Сто­лети­ями вы­раба­тывал­ся в рус­ской ар­мии ко­декс нравс­твен­ности. Его неп­ре­ходя­щие цен­ности — вер­ность дол­гу, во­ин­ская честь, дос­то­инс­тво, гор­дость за при­над­лежность к про­фес­сии за­щит­ни­ка Оте­чес­тва — сох­ра­нялись как свя­тыни и пе­реда­вались из по­коле­ния в по­коле­ние, про­веря­лись на проч­ность в сра­жени­ях и вос­пи­тыва­лись рат­ным тру­дом в мир­ное вре­мя. Го­сударст­вен­ные де­яте­ли, пол­ко­вод­цы и во­ена­чальни­ки, офи­церы и ге­нера­лы рус­ской ар­мии не­ус­танно за­боти­лись о при­ум­но­жении сла­вы и тра­диций войск.

Осо­бен­но ве­лики зас­лу­ги в этой об­ласти Пет­ра I, П.А.Ру­мян­це­ва, Г.А.По­тем­ки­на, А.В.Су­воро­ва, М.И.Ку­тузо­ва, Ф.Ф.Уша­кова, В.А.Кор­ни­лова, П.С.На­химо­ва, М.И.Дра­гоми­рова, С.О.Ма­каро­ва, Н.Д.Ско­беле­ва.

Вы­да­ющийся пол­ко­водец М.В.Фрун­зе счи­тал тра­диции рус­ской ар­мии за­логом бу­дущих ве­ликих под­ви­гов со­вет­ских во­инов. В сво­ем при­ветс­твии бойца­ми ге­ро­ичес­кой 51-й Пе­рекоп­ской ди­визии он ука­зывал на то, что­бы «па­мять о слав­ном прош­лом за­печат­ле­лась и, не уми­рая, пе­реда­валась из по­коле­ния в по­коле­ние но­вым сос­та­вам пол­ков ди­визии».

Бо­евые тра­диции Во­ору­жен­ных Сил Рос­сийской Фе­дера­ции — это ис­то­ричес­ки сло­жив­ши­еся обы­чаи и мо­ральные пра­вила, став­шие нор­мой по­веде­ния во­ен­нослу­жащих в во­ен­ное и мир­ное вре­мя, ко­торые по­буж­да­ют их об­разцо­во вы­пол­нять свой во­ин­ский долг, чес­тно и доб­ро­совес­тно слу­жить сво­ему Оте­чес­тву.

К ним от­но­сят­ся сле­ду­ющие тра­диции:

§ без­за­вет­ная пре­дан­ность и го­рячая лю­бовь к Ро­дине, пос­то­ян­ная го­тов­ность за­щищать ее до пос­ледней кап­ли кро­ви;

§ неп­ри­мири­мость к вра­гам Оте­чес­тва, вы­сокая бди­тельность;

§ вер­ность во­ин­ско­му дол­гу, во­ен­ной при­сяге, са­мо­от­вержен­ность и мас­со­вый ге­ро­изм в бою;

§ лю­бовь к род­ной ар­мии и фло­ту, сво­ей час­ти, ко­раб­лю;

§ вер­ность Бо­ево­му Зна­мени, Во­ен­но-мор­ско­му фла­гу;

§ пос­то­ян­ное стрем­ле­ние к со­вер­шенс­тво­ванию бо­ево­го мас­терс­тва, по­выше­нию во­ен­ных зна­ний, не­ус­танная борьба за вы­сокую бо­евую го­тов­ность, об­разцо­вый по­рядок, ор­га­низо­ван­ность и дис­ципли­ну;

§ войско­вое то­вари­щес­тво и кол­лекти­визм, ува­жение к ко­ман­ди­ру и за­щита его в бою.

Изу­чение мо­лодежью бо­евых во­ин­ских тра­диций спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию у бу­дуще­го во­ина вы­соких мо­рально-пси­холо­гичес­ких ка­честв, не­об­хо­димых для дос­ти­жения вы­соких по­каза­телей в во­ен­ной служ­бе в мир­ное вре­мя и по­беды в сов­ре­мен­ном бою.

Вос­пи­тание во­ен­нослу­жащих на бо­евых тра­дици­ях спо­собс­тву­ет идейной за­кал­ке во­инов, дис­ципли­ниру­ет час­ти и под­разде­ления, под­ни­ма­ет мо­ральный дух лич­но­го сос­та­ва Во­ору­жен­ных Сил. Они по­мога­ют го­товить во­ина-граж­да­нина, пат­ри­ота, об­ла­да­юще­го сильным ду­хом, нес­ги­ба­емой во­лей, му­жес­твом и храб­ростью, в со­вер­шенс­тве вла­де­юще­го во­ен­ной тех­ни­кой и ору­жи­ем.

Вос­пи­тательное воз­действие бо­евых тра­диций зак­лю­ча­ет­ся в си­ле при­мера, ко­торый по­буж­да­ет но­вые по­коле­ния во­ен­нослу­жащих ид­ти по сто­пам сво­их от­цов и де­дов, мно­жить их слав­ные де­ла, без­за­вет­но слу­жить Ро­дине.

От за­щит­ни­ков Оте­чес­тва Алек­сан­дра Нев­ско­го, Ми­нина и По­жар­ско­го про­ходит ис­то­ричес­кая нить к Оте­чес­твен­ной войне 1812 г., а от нее — к ге­ро­ичес­ким под­ви­гам со­вет­ских во­инов в Ве­ликой Оте­чес­твен­ной войне 1941—1945 гг. Из­вес­тно, что в го­ды Ве­ликой Оте­чес­твен­ной войны сот­ни со­вет­ских сол­дат, сле­дуя при­меру Алек­сан­дра Мат­ро­сова, зак­ры­ли сво­ими те­лами ам­бра­зуры вра­жес­ких до­тов и дзо­тов; бо­лее трех­сот со­вет­ских лет­чи­ков пов­то­рили под­виг Ни­колая Гас­телло. Свы­ше 11000 чел. за ге­ро­изм в бо­ях с не­мец­ко-фа­шист­ски­ми зах­ватчи­ками удос­то­ены вы­соко­го зва­ния Ге­роя Со­вет­ско­го Со­юза.

В со­вет­ских Во­ору­жен­ных Си­лах бы­ли не только сох­ра­нены луч­шие тра­диции рус­ской до­рево­люци­он­ной ар­мии, но и вве­дены но­вые, от­ра­жа­ющие но­вые ре­алии об­щес­твен­ной жиз­ни. Так, нап­ри­мер, в честь ге­ро­из­ма де­дов и от­цов, за­щищав­ших на­шу От­чизну, мо­лодые во­ины ста­ли да­вать тор­жес­твен­ную клят­ву вер­ности Ро­дине у па­мят­ни­ков бо­евой сла­вы, в мес­тах ге­ро­ичес­ких битв за ее сво­боду и не­зави­симость.

На­ряду с бо­евы­ми во­ин­ски­ми тра­дици­ями, унас­ле­дован­ны­ми от прош­лых по­коле­ний, в сов­ре­мен­ной Рос­сийской Ар­мии и на Фло­те и се­год­ня воз­ни­ка­ют но­вые тра­диции, свя­зан­ные с учеб­но-бо­евой под­го­тов­кой во­ен­нослу­жащих в от­дельных под­разде­лени­ях и час­тях Во­ору­жен­ных Сил.

Од­ной из них, нап­ри­мер, яв­ля­ет­ся тра­диция про­хож­де­ния ис­пы­таний на пра­во но­шения кра­пово­го бе­рета в час­тях спе­ци­ально­го наз­на­чения внут­ренних войск. Кро­ме спец­на­за внут­ренних войск тра­диция сда­вать эк­за­мен на «кра­повый бе­рет» при­жилась еще в нес­кольких элит­ных под­разде­лени­ях МВД, нап­ри­мер, в от­ря­де ми­лиции спе­ци­ально­го наз­на­чения ГУВД Мос­квы, от­ря­де спец­на­за ГУ­ИН «Фа­кел», в не­кото­рых СОБ­Рах и ОМО­Нах.

Бе­рет, как эле­мент фор­мы одеж­ды, по­пуля­рен во мно­гих ар­ми­ях ми­ра и в ос­новном яв­ля­ет­ся от­ли­чительным приз­на­ком спец­на­за и дру­гих элит­ных под­разде­лений. В час­тях спец­на­за внут­ренних войск его цвет — зе­леный.

В По­ложе­нии «О ква­лифи­циро­ван­ных ис­пы­тани­ях во­ен­нослу­жащих на пра­во но­шения кра­пово­го бе­рета» го­ворит­ся: «Кра­повый бе­рет яв­ля­ет­ся сим­во­лом под­разде­лений спе­ци­ально­го наз­на­чения. Его по­лага­ет­ся но­сить только тем во­ен­нослу­жащим, ко­торые дос­тойны дан­но­го пра­ва по сво­им про­фес­си­ональным, фи­зичес­ким и мо­ральным ка­чес­твам».

Кон­курс — эк­за­мен сда­ют как сол­да­ты, так и офи­церы. Он сос­то­ит из трех эта­пов.

Пер­вый этап рас­счи­тан на де­монс­тра­цию фи­зичес­кой под­го­тов­ки: 8 км крос­са по пе­ресе­чен­ной мес­тнос­ти с пос­ле­ду­ющим сприн­том на 100 м. Большая часть дис­танции ли­бо пре­одо­ление вод­ных прег­рад, бо­лот по грудь в прог­нившей зас­тойной во­де ли­бо фор­си­рова­ние «за­ражен­ной» мес­тнос­ти с про­тиво­газом. Здесь учас­тни­кам при­ходит­ся пре­одо­левать спе­ци­альные по­лосы пре­пятс­твий ти­па мин­ных по­лей, за­дым­ленных учас­тков ли­бо по­жаров. Пе­ри­оди­чес­ки при­ходит­ся пол­зти или пе­реме­щаться пе­ребеж­ка­ми под нас­то­ящим стрел­ко­вым ог­нем. На всей дис­танции действу­ет спе­ци­альная груп­па «пси­холо­гичес­кой об­ра­бот­ки». Бойцы этой груп­пы бе­гут ря­дом с бойца­ми-кон­курсан­та­ми, кри­чат на них, по­лива­ют грязью и во­дой, бро­са­ют под но­ги взрыв­па­кеты. С ни­ми нельзя спо­рить, их нельзя об­зы­вать, тем бо­лее при­менять про­тив них фи­зичес­кую си­лу.

За­вер­шив эту часть прак­ти­чес­ки без пе­реры­ва, сол­дат дол­жен про­бежать сприн­тер­скую дис­танцию: 4 × 100 м. По­том под­тя­гива­ние и ак­ро­бати­ка. Зас­чи­тыва­ют­ся только от­личные оцен­ки.

Вто­рой этап на­чина­ет­ся сра­зу же за пер­вым. Каж­дый кон­курсант дол­жен на «от­лично» отс­тре­ляться из про­тиво­тан­ко­вого гра­нато­мета РПГ-7, ав­то­мати­чес­ко­го гра­нато­мета АГС-17, пу­леме­тов ПК или ПКТ, ав­то­мата АК74М, пис­то­летов Ма­каро­ва или Стеч­ки­на, снайпер­ской вин­товки СВД. Про­из­во­дя стрельбу из СВД, ос­на­щен­ной неп­рис­тре­лян­ным при­целом, стре­лок дол­жен сде­лать все­го два пред­ва­рительных выс­тре­ла и су­меть про­из­вести поп­равки и по го­ризон­та­ли, и по вер­ти­кали. Се­ри­ей из двух групп по два пат­ро­на стре­лок дол­жен «уло­жить» две ми­шени на дальних ру­бежах.

Пос­ле стрельбы кан­ди­дат по­луча­ет при­каз: «Впе­ред! За­лож­ни­ки по цен­тру (спра­ва или сле­ва)». Осу­щест­вляя взя­тие штур­мом, бо­ец че­тырьмя выс­тре­лами из пис­то­лета обя­зан по­разить две ми­шени. И, на­конец, в кон­це это­го эта­па ис­пы­ту­емый под­бе­га­ет к сто­лу, на ко­тором ле­жат уз­лы ра­ди­ос­танции. Он быс­тро со­бира­ет их, вы­ходит на связь с КП и да­ет со­об­ще­ние о том, что бо­ец та­кой-то про­дол­жа­ет вы­пол­нять за­дание.

Тре­тий этап, по­жалуй, са­мый тяж­кий. Длит­ся он все­го 12 мин, но бойцы час­то на­зыва­ют его «12 ми­нут ада»: 12 мин раз­де­лены на пе­ри­оды 4 × 3 мин. Имен­но это и есть про­дол­же­ние ру­копаш­ной схват­ки. Каж­дый ра­унд — с но­вым (све­жим) про­тив­ни­ком, под­твержден­ным «кра­повым бе­ретом». В этом жес­тком по­един­ке очень ма­ло зап­ре­тов:

§ не бить в пах;

§ не бить по поз­во­ноч­ни­ку лок­тем;

§ не бить по лок­тю пря­мой но­гой.

Все ос­тальное раз­ре­шено. Тем, кто сдал этот жес­то­кий эк­за­мен, вру­ча­ет­ся кра­повый бе­рет и тем са­мым он при­нима­ет­ся в элит­ную груп­пу тех из­бран­ных, ко­торые смог­ли до­казать, что они луч­шие из луч­ших.

Са­ма це­ремо­ния наг­ражде­ния про­водит­ся в тор­жес­твен­ной об­ста­нов­ке. Во­ен­нослу­жащий, при­нимая наг­ра­ду, ста­новит­ся на од­но ко­лено, сни­ма­ет с го­ловы зе­леный бе­рет, це­лу­ет кра­повый. Под­ни­ма­ясь с ко­лен, он про­из­но­сит: «Слу­жу Оте­чес­тву и cпец­на­зу!» Да­же са­мых му­жес­твен­ных сол­дат и офи­церов в мо­мент по­луче­ния бе­рета не­ред­ко «про­шиба­ет» сле­за.

Со­вет «кра­повых бе­ретов», ко­торый есть в каж­дом круп­ном под­разде­лении спец­на­за, мо­жет ли­шить во­ен­нослу­жаще­го пра­ва но­шения кра­пово­го бе­рета за оп­ре­делен­ные прос­тупки. Один из са­мых тяж­ких гре­хов — ру­коп­рикладс­тво по от­но­шению к сво­им то­вари­щам или во­ен­нослу­жащим дру­гих под­разде­лений. Есть и спе­ци­альный ри­ту­ал ли­шения кра­пово­го бе­рета.

Про­ис­хо­дит это так: стро­ит­ся лич­ный сос­тав под­разде­ления в кра­повых бе­ретах и при го­сударст­вен­ных наг­ра­дах; на­руши­тель вста­ет на пра­вый фланг; под ба­рабан­ную дробь объяв­ля­ет­ся при­каз о ли­шении пра­ва но­шения кра­пово­го бе­рета. К на­руши­телю под­хо­дит ко­ман­дир и сры­ва­ет с его го­ловы бе­рет. Пос­ле это­го про­винив­шийся с лич­ны­ми ве­щами ухо­дит в пе­хот­ное под­разде­ление, а в тот мо­мент, ког­да про­ходит ми­мо строя, каж­дый во­ен­нослу­жащий по­вора­чива­ет­ся к не­му спи­ной. Пос­ле это­го он не име­ет пра­ва пе­рес­ту­пить по­рог под­разде­ления спец­на­за. Ес­тес­твен­но, та­кой ри­ту­ал вос­пи­тыва­ет лю­дей луч­ше вся­ких слов.

Не­об­хо­димо об­ра­тить вни­мание на факт, ха­рак­те­ризу­ющий уро­вень ква­лифи­кации «кра­повых бе­ретов», о ко­тором нельзя не ска­зать. С мо­мен­та вве­дения в спец­на­зе «кра­повых бе­ретов» ни один «кра­повик» во вре­мя бо­евых действий в го­рячих точ­ках не по­пал в ру­ки бо­еви­ков жи­вым.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: