Оптимальные нормы отношения в коллективе

Организация учителем разнообразной учебной среды на уроке как средство создания атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем

Доклад подготовили

Студенты второго курса,

Группы 18-10:

Елфимов Александр,

Ушакова Юлия.

 

 

План

1. Вопросы к жизненному опыту

2. Группа как субъект совместной деятельности

2.1. Групповая интеграция

2.2. Проблема формирования интеграции

2.3. Методы преодоления проблем

3. Сотрудничество педагога и учащихся

3.1. Стиль сотрудничества

3.2. Идея сотрудничества

3.3. Оптимальные нормы отношения в коллективе

4. Профилактика травли в школе

4.1. Тихие, замкнутые, печальные

4.2. Проблемы с концентрацией внимания

4.3. Вызывающее поведение

4.4. Одиночество

5. Тренинг

6. Список литературы

 

Вопросы к жизненному опыту

А) Вспомните как ваши педагоги обращали внимание на организацию позитивной среды взаимодействия, уделяли ли они этому время?

Б) Были ли случаи, когда вы целенаправленно организовывали среду взаимодействия в детском коллективе, можете поделиться опытом?

Группа как субъект совместной деятельности

Групповая интеграция

Согласно теоретическому подходу А.В.Бушлинского, учебная группа подростков и юношей может рассматриваться как субъект совместной деятельности, только при интегрированности групповых отношений

Что же такое «групповая интеграция»? Групповая интеграция - состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т.п. признаками, свидетельствующими о психическом единстве, целостности социальной общности

Как же достичь подобной интеграции? Деятельностный подход говорит, что лучший способ – это совместное целепологание.

Проблема групповой интеграции

Итак, цель для группы мы поставили, казалось бы все в неё поверили, сплотились. Но на данном этапе возникает достаточно неприятная для педагога картина.

Коллектив, особенно подростковый, становится сплочённым, создаётся приятная атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, однако, согласно исследованиям А.Л.Журавлёва, наблюдается низкий показатель совместной деятельности. И что, неужели с этим нельзя ничего поделать?

Метода преодоления проблем

Итак, что же нам делать в этой ситуации?

Ответ достаточно банален – нужно сформировать развивающую социальную среду, или так называемый «социальный оазис»

Социальный оазис – это среда, в которой с одной стороны наблюдается высокий уровень эмпатии и сотрудничества, а с другой – достаточно высокий результат деятелности. И как-же этот «оазис» нам сформировать?

Аспекты формирования:

Формирование духовной культуры молодежного социума. Глав‑

ные условия формирования мотивации: совместное переживание
юношами чувства сопричастности к особой молодежной субкульту‑
ре, сочетающей романтичность и высокую социальную активность;
чувство принадлежности к престижной общественной организации
региона; приобщение к высоким жизненным целям и ценностям.
Для многих юношей обсуждение в широком круге сверстников во‑
просов личностного самоопределения и смысла жизни является
первой и редкой возможностью осознать свое «Я» и свой потенциал.

 

Демократическое внедрение организационного порядка. Ор‑

ганизационные нормы и структура представляются на общем со‑
брании в самом начале смены не как «директивы педагогического
совета», а как многолетние традиции, в создании которых уча‑
ствовали и сами воспитанники. Таким образом, подчеркивается
возможность и необходимость участия ребят в продолжающемся
нормотворчестве.

 

Общая пространственная организация коллективных дей‑

ствий. Общеколлективные построения, спортивные состязания,
конкурсы, художественное творчество, танцы, хоровые песни и дру‑
гие групповые мероприятия совершаются в «зоне видимости» для

каждого воспитанника. Дети воспринимают самих себя и друг друга
через призму общеколлективной активности, что стимулирует со‑
зревание подлинной социальности.

 

Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности.

Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении,
разнообразная в предметном плане деятельность является систе‑
мообразующим фактором развивающей социальной среды, опреде‑
ляя ее направленность и качественное своеобразие. Воспитанники
участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно
значимые темы, готовят театрализованные представления, состя‑
заются в спортивных и интеллектуальных конкурсах, в песенных
и танцевальных фестивалях. Особое место занимает трудовая
деятельность: помощь в восстановлении исторических памятников,
участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвали‑
дам, труд по самообслуживанию. Ежедневно в расписание включе‑
ны учебные занятия, основной задачей которых является обретение
социальных умений (способы эффективной коммуникации, приемы
эмоциональной саморегуляции).

 

Интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и пове‑

денческих компонентов совместной деятельности. Коллективные
действия совершаются на вербальном (скандирование девизов, при‑
ветствий, пение песен) и сенсомоторном (игры, марши, танцы, по‑
строения) уровнях. Мероприятия проходят в быстром темпе. Время
и материальные ресурсы для их подготовки достаточно ограничены.

 


































Сотрудничество педагога и учащихся

Стиль сотрудничества

Педагог не может занимать позицию постороннего, которую чутко ощущают дети. Пример безразличного отношения к проблемам других рождает в детях равнодушие.

 

Именно в противовес такой позиции в середине 80-х годов ХХ в. стало популярным понятие «сотрудничество», которое предполагало внедрение в педагогическую практику нового типа отношений между учителями и учениками.

 

Термин «сотрудничество» имеет большой педагогический смысл, выявляющий характер той помощи, которая нужна ребенку при решении определенного уровня жизненных и учебных задач. Не подсказка, а совместный поиск, когда ребенок не получает готовых знаний, а с готовностью и радостью в совместном усилии напрягает свой ум и волю и даже при минимальном участии в такой совместной деятельности чувствует себя соавтором решения.

 

Нисколько не умаляя роли учителя, его индивидуального таланта, мы согласимся, что главная сила – в наличии коллектива единомышленников, педагогов и учеников, спаянных общностью идей и интересов. В наших школах должны царить взаимоуважение и сотрудничество учителя и ученика, принципиальность и требовательность, товарищество и откровенность.

 

Идея сотрудничества

Сотрудничество педагога и учащихся основано, точно так, как и сотрудничество внутри группы, на идеи общей совместной цели, причём важным аспектом постановки этой цели является её значимость для каждого ученика. Это достигается путём диалогизации постановки цели, открытого голосования, столкновения мнений.

Также важным нюансом является т то, что учитель является здесь не неоспоримым авторитетом в глазах учеников, который толкает их вперёд, на пути к цели. Здесь он будет как очередной участник большого похода, только участник, которого добровольно выбрали в качестве лидера, основываясь на его знания.

 

Оптимальные нормы отношения в коллективе

 

А) Каждый отвечает за свою работу и работу всего коллектива

 

Б) Каждый учащийся должен поддерживать решения педагогического коллектива, а все педагоги – решения органов самоуправления учащихся

 

В) Органы самоуправления, принимая решения, обязательно должны прислушиваться к мнению педагогов

 

Г) На общих собраниях, педагоги и учащиеся равным образом наделены правом голоса, высказывают свою точку зрения относительно жизни коллектива и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: