Продуктивные способы образования деепричастий

Доклад

По современному русскому языку

на тему:

Продуктивные способы образования деепричастий.

 

Подготовила студентка группы АР-18

 2 курса филологического факультета

Худаймурадова Мадина Леонидовна.

Руководитель Бахича Эльнара Арифовна.

 

 

Симферополь, 2020

 

План. 1. Введение.

2. Цель доклада.

3. Образование деепричастий несовершенного вида.

4. Образование деепричастий совершенного вида.

5. Образование деепричастий с помощью приставок.

6.Окказиональные деепричастия.

7. Выводы.

8. Список использованной литературы.

 

1. Введение. Из всех частей речи в русском языке у глагола центральное положение, потому что у него наиболее разветвленная система грамматических значений и форм, определяющих важные особенности функционирования и построения предложений различного типа. Одной из основных форм этой части речи является деепричастие.

Дееприча́стие — самостоятельная часть речи (в некоторых источниках особая, неизменяемая, форма глагола) в русском языке, обозначающая признак предмета по его действию. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? У этой части речи есть своя семантико-грамматическая специфика - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Среди деепричастий можно выделить две разновидности: это - совершенного вида и несовершенного. Существуют свои особенности в их образовании. Деепричастие, являются в большинстве случаев принадлежностью к книжному стилю, в практике они используются гораздо реже. Понятие «деепричастие» проще продемонстрировать на ярких литературных примерах, которые часто насыщены деепричастной формой. Они очень наглядно и ярко могут выражать функции обстоятельства и ей дополнительное действие.

У яркого костра, держась рукой за согнутый кнут, а другую руку приподняв, точно защищаясь от кого-то, стоял мальчишка.

Можно установить, что такое сочетание отвечает на вопрос «как», оно выступает в роли обстоятельства образа действия. В этих словосочетаниях есть главные слова (держась, защищаясь и приподняв) которые разъясняют значение дополнительных действий. Оно выражено каждым этим словом в отношении к основному действию (сказуемому «стоял»). Неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочные действия и служащая в данном предложении обстоятельством, и есть «деепричастие». Оно, собственно как и другие глагольные формы, подчиняет себе все формы (косвенных) падежей имен существительных, местоимений и наречий. Чтобы понятнее объяснить способ образования деепричастий, нужно построить формообразовательные схемы, выявить в них глагольные основы, а также суффиксы формообразования.

Деепричастие бывает несовершенного вида и совершенного вида.

 

2. Цель доклада - выявить продуктивные способы образования деепричастий.

3, 4, 5, 6. Деепричастия несовершенного вида образуются: от основы настоящего времени + суффиксы -а-, -я-:

несут — неся, напевают — напевая, спешат — спеша.

От ряда глаголов с помощью суффиксов -учи-, -ючи-:

будучи, играючи.

От основы инфинитива или прошедш. вр. + суффиксы -в-, -вши-:

быть — бывши, знать — знавши.

Современные деепричастия по происхождению восходят к древнерусским кратким причастиям действительного залога настоящего и прошедшего времени.

1. Деепричастия несовершенного вида с суффиксами -учи-, -ючи- используются преимущественно в разговорной и народно-поэтической речи. Для литературного языка свойственна только форма будучи: Никого не осуждаючи.

2. У глаголов с суффиксами -ва- деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива: создавать — создавая, узнавать — узнавая.

3. У писателей XIX в. встречаются деепричастия несовершенного вида с суффиксами -в-, -вши-, типичными для деепричастий совершенного вида. В настоящее время эти деепричастия вышли из употребления.

Волк, евши, никогда костей не разбирает. (И. А. Крылов)

Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи. (А. И. Герцен)

Не следует заявлять, что определяя общую оценку значений деепричастий несовершенного вида, они могут­ обозначать только незаконченное действие, а­ совершенного вида только законченное, так как фактически эти значения могут сохранять все многообразие значений видов глагольных форм, которые спрягаются.

Не образуют деепричастия следующие глаголы несовершенного вида:

1. Непродуктивные глаголы с суффиксом -ну-: гаснуть — гас, вянуть — вял, мокнуть — мок.

2. Глаголы несовершенного вида, основа настоящего времени которых состоит из согласных: а) глаголы с односложной основой с суффиксом -а- в инфинитиве: ждать — ждут, ткать — ткут;

б) глаголы с односложной основой на -и-: бить — бьют, пить — пьют, лить — льют;

в) глаголы с основой инфинитива на -а-, -я-, чередующиеся с сонорными м, н: жатьжнут (а//н), жатьжмут (а//м), мятьмнут (я//н).

3. Глаголы с основой настоящего времени на заднеязычные г, к и инфинитивом на -чь: печь — пекут, стеречь — стерегут, стричь — стригут.

4. Глаголы с чередованием свистящих з, с, ст, х с шипящими: вязатьвяжут (з//ж), писатьпишут (с//ш), свистатьсвищут (ст//щ), пахатьпашут (х//ш).

5. Ряд отдельных глаголов: лезть, ехать, брать, звать, колоть, ковать и др.

 

Деепричастия совершенного вида образуются:

От основы инфинитива + суффиксы -в-, -вши-, -ши-:

встретить — встретив, прочитать — прочитав

проснуться — проснувшись, исчезнуть — исчезнувши.

От основы будущего времени + суффиксы -а-, -я-:

заметят — заметя, принесут — принеся, увидят — увидя.

Примечание:

1. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью присоединения суффикса -в- к основам инфинитива на гласный: толкнуть — толкнув, наступить — наступив, посмотреть — посмотрев.

2. Деепричастия совершенного вида с суффиксом -вши- образуются от основы инфинитива на гласный, с суффиксом -ши- — на согласный: вытереть — вытеревши, заметить — заметивши, подумать — подумавши, принести — принёсши.

(Деепричастия с суффиксами -вши-, -ши- имеют разговорную окраску).

3. Некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия от основы будущего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: прочтут — прочтя, простятся — простясь, возвратятся — возвратясь.

При этом также могут возникать параллельные формы: принесут — принеся, принёсши.

Для глаголов I спряжения более употребительными являются формы с суффиксами -а-, -я-: зайду — зайдя, привезу — привезя.

Возвратные глаголы образуют деепричастия только с суффиксами -вши-: умывшись, улыбнувшись, засмеявшись.

Деепричастия совершенного вида могут образовывать параллельные формы:

От непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-:

озябнуть — озябнув, озябши;

высохнуть — высохнув, высохши.

От глаголов на -ере-:

запереть — заперев, заперши.

Деепричастия совершенного вида обозначают:

- результаты (повесить, постирать, построить);

- мгновенность, однократность­ (сверкнуть, блеснуть);

- начало какого-либо действия (завыть, заговорить).

4. Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий – приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

гнить – подгнивая; петь – распевая; звать – зазывая/называя; драть – раздирая; ехать – поезжая; бежать – забегая; лезть – залезая.

5. Окказиональные деепричастия составляют в художественных текстах (особенно поэтических) значительное количество и воспринимаются как лексические находки авторов, поскольку украшают текст и делают его семантически уникальным. Семантизируются окказиональные деепричастия иногда легко, иногда с большими трудностями, так как требуют обязательного проникновения в сущность ассоциативных связей, построенных автором.

1. Окказиональное образование от глаголов: Жили, жря и ржа. (В. Маяковский)

2. Окказиональное образование деепричастий от окказиональных глаголов: Народы, жившие, въямясь в нужду. (В. Маяковский)

3. Окказиональное образование деепричастий от окказиональных глаголов, для которых производящими являются имена собственные: Самокритик... рассуждает, помпадурясь. (В. Маяковский) (Маркиза де Помпадур – фаворитка французского короля Людовика XV).

4. Восприятие архаичного словосочетания с деепричастием от глагола, утратившего сегодня одно из лексических значений, как окказионального в управлении:

Но дети, видя,

Что с нуждою они кормились от сетей,

И ремесло отцовско ненавидя,

Брать дань бога́тее задумали с морей̆

Не рыбой – жемчугами;

И, зная плавать и нырять,

Ту подать доправлять

Пустились сами.

 

7. Вывод.

В заключении доклада сделаем краткие выводы по результатам изучения проблемы: выявлено, что видовые свойства деепричастий получают морфологическое выражение в деепричастных суффиксах. Деепричастия несовершенного вида образуют от основы настоящего времени с помощью суффикса -а, -я, например: звенеть – звен’-я, думать – дума’-я. Деепричастие совершенного вида образуются от инфинитивной основы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши, -ши, например: отправить – отправи-в, принести – принес-ши, улыбнуться – улыбну-вши-сь. В современном русском языке процесс дифференциации деепричастных суффиксов в зависимости от глагольного вида еще не завершен, поэтому возможны формы деепричастий совершенного вида, образованные по модели деепричастий несовершенного вида, т.е. от основы будущего простого времени с помощью суффикса –я (уйти – уйдя, принести – принеся и т.п.).

8. Использованная литература:

1) А. Н. Гвоздеев. «Очерки по стилистике русского языка».

2) В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь «Занимательно о русском языке».

3) Л. Л. Буланин «Трудные вопросы морфологии».

4) В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

5) Н.И. Нагайцева «Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов».

6) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-105.htm

7) https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/deeprichastie/obrazovanie-deeprichastiy.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: