Методические рекомендации
К проектно-исследовательской работе
по дисциплине «История мировой культуры»
Проектно-исследовательская работа направлена достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы через сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление с ней автора проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основные требования к проектно-исследовательской работе:
1. Проектно-исследовательская работа направлена на разрешение конкретной проблемы.
2. Планирование действий начинается с определения вида продукта.
3. Необходима исследовательская работа обучающихся: поиск, обработка, осмысление и представление информации.
4. Результатом проектно-исследовательской работы, то есть его выходом является продукт, который создается автором проекта в ходе решения проблемы. Продуктом проектно-исследовательской деятельности может быть: письменная работа (сочинение, эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.), художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств и т.д.).
|
|
5. Итогом является презентация проектно-исследовательской работы в форме видеоотчёта. Время представления проекта 7-10 мин.
Требования к содержанию проектно-исследовательской работы:
1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проектно-исследовательской работы.
2. Структура проектно-исследовательской работы содержит в себе:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основную часть (теоретическая и практическая главы);
· заключение;
· список литературы.
3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
· обоснование актуальности выбранной темы;
· устанавливается цель проектно-исследовательскойработы, цель – это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом. Цель проектно-исследовательской деятельности отражается в названии работы;
· формулируются конкретные задачи проектно-исследовательской работы, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
· обосновывается практическая значимость проектно-исследовательской работы;
· завершает введение описание структуры и содержания проектно-исследовательской работы.
4. Основная часть проектно-исследовательской работы состоит из двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал (исследование по теме), а второй – практический (продукт проектно-исследовательской работы, например, сочинение). Основная часть представляет собой последовательное решение задач проектно-исследовательской работы.
|
|
5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательской работы:
1. Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 2 см. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами внизу страницы при выравнивании по центру, страницы приложений – римскими цифрами. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
2. Оформление титульного листа (образец титульного листа – Приложение 1):
· в верхней части указывается название образовательного учреждения в соответствии с уставом, через строчку название ПЦК и наименование дисциплины;
· в середине листа по центру указывается вид работы (проектно-исследовательская работы) и тема (кегль – 16, без кавычек);
· в нижней части листа справа размещаются сведения об обучающемся (фамилия, имя, отчество, курс, специальность, вид), о руководителе (фамилия, имя, отчество, должность) и графа для выставления оценки;
· в самом низу листа по центру – название города и год.
3. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
4. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Заголовок выделяется жирным шрифтом.
5. Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.2.1. – первый раздел второго параграфа первой главы). Введение и заключение не нумеруются.
6. Графические материалы и таблицы также имеют сквозную нумерацию. Для таблиц и рисунков должна быть раздельная нумерация.
7. Ссылка, т.е. указание на автора и его работу, из которой приведена цитата, идея или положение, делается в конце этой цитаты или положения в виде цифры, заключенной в квадратные скобки. Цифра должна отражать порядковый номер работы в списке изученной литературы (например: [1], [2], [3]). Через точку с запятой в квадратных скобках указывается номер страницы в случае цитирования автора (например: [22; 132]). Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
8. Объем текста проектно-исследовательской работы, включая титульный лист и список литературы (без приложений) составляет 15 страниц.
9. Практическая часть (например, сочинение) должна составлять приблизительно ¼ часть от общего объема работа и насчитывать минимум 3000 знаков без пробелов.
10. Для приложений может быть отведено дополнительно не более шести стандартных страниц.
Критерии оценки проектно-исследовательской работы:
Максимальное количество баллов, которое может набрать автор проектно-исследовательской работы равно 54. Это количество складывается из 21 балла по критериям проектной и исследовательской работы и 12 баллов по критериям защиты проектно-исследовательской работы, при этом руководитель по своему усмотрению может добавить к сумме проставленных им баллов от 1 до 2 баллов, сопроводив их проставление кратким разъяснением.
|
|
Критерии оценки проекта:
№ п/п | Критерий | Оценка (в баллах) |
Обоснование и постановка цели и задач | 0 - цель и задачи проекта не сформулированы; 1 - при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами неочевидно; 2 - цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами; 3 - цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам | |
Планирование и этапы реализации проекта | 0 - планирование отсутствует, этапы реализации проекта не раскрыты; 1 - отражены пути достижения замысла, но есть рассогласование их с задачами, целью или/и результатами; 2 – этапы реализации проекта связаны с целью, задачами и результатами работы, но есть отдельные недоработки; 3 - представлен план работы, отражающий поэтапное осуществление замысла проекта, есть ясная связь плана с целью, задачами и результатами. | |
Практическая значимость | 0 - работа не имеет никакой практической значимости; 1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена; 2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки; 3 - продукт может использоваться на практике без доработок. | |
Творческий подход | 0 - отсутствие творческого замысла, проект сделан лишь по образцу; 1 – работа в основном описательного типа, продукт не является оригинальным, есть отдельные творческие проявления; 2 - работа творческая, отличается оригинальностью отдельных разработок; 3 - всю работу отличает творческий подход, предложены оригинальные, нетривиальные решения. | |
Качество выполнения продукта (специальные умения) | 0 - качество выполнения продукта неудовлетворительное; 1 - качество удовлетворительное, не требующее сформированных специальных умений; 2 - качество продукта хорошее, требующее сформированных в процессе выполнения проекта умений; 3 - качество продукта отличное, хорошо проявлены специальные знания и умения. | |
Анализ и полнота использования информации | 0 - нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; отсутствует список источников информации; 1 - представлен бедный список источников информации (литературы), есть отдельные ссылки; 2 - список источников информации достаточный, сопоставление источников корректное, но анализ неполный; 3 - достаточный для проекта список источников информации, корректные ссылки и сопоставления, представлен качественный анализ литературы. | |
Оформление проекта | 0 - работа неаккуратная и бесструктурная; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четкое, понятное, грамотное. |
|
|
Критерии оценки исследования:
№ п/п | Критерий | Оценка (в баллах) |
Постановка исследовательской проблемы | 0 - репродуктивная работа, нет обобщений, проблема не сформулирована; 1 - работа репродуктивна, но сделаны самостоятельные обобщения; цели и задачи; 2 - частично поисковая работа, сформулированы проблемы по отдельным аспектам работы (не по теме в целом); 3 - работа исследовательская, полностью посвящена решению одной самостоятельно сформулированной проблемы. | |
Актуальность и оригинальность темы | 0 - тема всем известна, подробно изучена; не показано, чем обусловлен выбор кроме субъективного интереса; 1 - тема известна, но имеет малоизученные аспекты; 2 - малоизученная тема или оригинально поставленная проблема; 3 - малоизученная тема и оригинально поставленная проблема. | |
Структурность и логичность рассуждений, обоснованность выводов | 0 - бессистемное изложение; 1 - имеется некоторая логичность при отсутствии целостности; 2 - логичное, структурированное изложение при отсутствии некоторых важных аргументов (или присутствует лишняя информация); 3 - цель реализована последовательно, выводы полностью обоснованы, имеются все необходимые выкладки. | |
Глубина и оригинальность исследования | 0 - работа поверхностна, не оригинальна; источники имеют сомнительный характер; 1 - работа строится в основном на популярной литературе, хотя может быть один серьёзный источник; 2 - проблема рассматривается содержательно, но не оригинально; 3 - проблема рассматривается на глубоком содержательном уровне, работа оригинальна. | |
Анализ литературных источников и их корректное использование | 0 - нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; 1 - имеются редкие ссылки, не во всех необходимых случаях; сопоставления корректные; 2 - содержатся необходимые ссылки при корректном сопоставлении; 3 - умелое использование авторитетных источников для аргументации своей точки зрения. | |
Количество источников | 0 - нет списка литературы; 1 - один-два серьёзных источника; 2 - несколько серьёзных источников при упущении некоторых важных аспектов; 3 - количество доступных ученику источников оптимально. | |
Оформление исследование | 0 - работа неаккуратна и бесструктурна; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 - работа имеет чёткую грамотную структуру, обоснованную логикой темы. |
Критерии оценки защиты работы:
№ п/п | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Убедительность и чёткость изложения материала | 0 - изложение материала бессистемное, нечёткое, отсутствие владения материалом; 1 - изложение структурировано, но доклад зачитывается (или доклад не зачитывается, но изложение не структурировано); 2 - изложение структурированное, доклад не зачитывается, а рассказывается; есть недочёты в логической или эмоциональной убедительности; 3 - доклад излагается свободно, без зачитывания, структурировано, логически и эмоционально убедительно |
2. | Грамотность речи, владение специальной терминологией | 0 - речь безграмотна, специальной терминологией не владеет; 1 - есть ошибки в изложении материала, плохо владеет специальной терминологией; 2 - речь в целом грамотная, владеет специальной терминологией, допускает незначительные ошибки; 3 - речь грамотная, свободно владеет специальной терминологией по проблеме проекта. |
3. | Качество демонстрационного материала (презентации) | 0 - демонстрационный "материал отсутствует полностью; 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе (или используется, но он плохо оформлен); 2 - представленный демонстрационный материал в докладе используется, но есть отдельные претензии к оформлению; 3 - представленный хорошо оформленный демонстрационный материал используется в докладе, автор прекрасно ориентируется в нем. |
4. | Качество ответов на вопросы | 0 - не может ответить на задаваемые вопросы; 1 - не может четко ответить на большинство вопросов; 2 - отвечает на большинство вопросов; 3 - отвечает на все вопросы убедительно и аргументировано. |
Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе и эквивалентна:
43-54 баллов – 5 «отлично»;
32-42 балла – 4 «хорошо»;
16-31 балл – 3 «удовлетворительно»;
Менее 16 баллов – 2 «неудовлетворительно»;
0 баллов – 1 «единица».
Приложение 1
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский областной колледж культуры и искусств»
Предметно-цикловая комиссия ОГСЭ, ОДЕН и ОПД
История мировой культуры
Проектно-исследовательская работа
Наименование темы
Выполнил(а): Фамилия Имя Отчество,
обучающийся(аяся) 1 курса
специальности НХТ по виду ВИД
Руководитель: Переверзева Ольга Вячеславовна,
преподаватель Истории мировой культуры
Оценка _______________
Орел, 2020