Восприятие и понимание иноязычной речи на слух (аудирование) – рецептивный вид РД, который направлен на понимание речи на слух в момент порождения речи.
ЦЕЛЬ – развитие умений и навыков восприятия речи на слух.
Средство – аудирование как средство обучения обеспечивает знакомство учащихся с новым языковым и речевым материалом, формирование навыков и развитие умений в чтении, говорении, письме.
Обучение предполагает формирование навыков аудирования (могу воспринимать, узнавать и прогнозировать языковые единицы) и развитие умений аудирования (понимание содержания и смысла высказывания с первого предъявления).
Различают понимание на уровне значений, то есть могу ответить на вопросы, и на уровне смысла, то есть могу понять замысел автора и интерпретировать его.
Навыки восприятия речи на слух – доведенные до автоматизма действия по восприятию, узнаванию, прогнозированию языковых средств звучащей ия речи, которые обеспечивают понимание.
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ
|
|
Аудирование – самый трудный для овладения видов РД, требует больших интеллектуальных умений. На успешность овладения влияют объективные и субъективные причины.
Объективные факторы связаны с условиями и особенностями предъявления звучащей речи (исключены повторы, речь может быть сбивчива, эмоциональна, чрезмерно научна) и особенности восприятия.
Субъективные факторы определяются особенностями психики человека и уровнем его подготовки. Существует 4 группы трудностей при восприятии речи на слух:
1. языковые трудности – использование большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур и т.д.; эллиптичность; расхождение в написании и произношении; группа слов высокой точности;
2. смысловые – логика изложения, понимание предметного содержания, общий мотив говорящего.
3. условия предъявления: шумы, помехи, плохая акустика, однократное предъявление, дефекты речи, диалект, акцент, стиль подачи.
4. источник информации: речь учителя, аудио, видео.
2 вида работы с текстом для прослушивания:
С полным пониманием | С пониманием активного содержания |
Не включает незнакомой лексики | При прослушивании дети должны понять текст в целом, даже если там есть процент незнакомых слов |
Отдельные новые слова легко понимать | Развиваются навыки и уменя полного понимания текста на знакомом материале |
Интернационализмы – известные элементы, значение которых понятно из контекста |
Существует два способа устранения трудностей: преодоление (ученики сами пытаются догадаться) и предупреждение (учитель сам сообщает незнакомый материал).
|
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ
1. Предтекстовой этап включает: прогнозирование темы аудиотекста (по заголовку, ключевым словам, рисункам), снятие языковых трудностей, тренировочные упражнения по введению и закреплению лексического и грамматического материала, развитие языковой контекстуальной догадки, аудирование изолированных фрагментов текста, постановка коммуникативной задачи – присутствует всегда
2. текстовой этап включает: прослушивание текста, прослушивание отдельных частей, подбор к абзацу заглавия, ответы на вопросы по содержанию, анализ употребления языковых средств;
3. послетекстовой этап включает: контроль понимания смысла текста, развитие умений в других видах РД на материале аудиотекста (вопросно-ответная работа, определение и обсуждение идеи, замысла автора, расширение и продолжение текста, составление резюме, различные виды пересказа текста, подготовка монологических высказываний по проблеме аудиотекста, составление диалога, ролевая игра).
Примеры упражнений, направленных на контроль понимания текста для восприятия и понимания речи на слух: ответьте на вопросы; скажите верно\неверно высказывание; продолжите предложения; выберите правильный вариант ответа; поставьте пункты плана в правильной последовательности.
20. Охарактеризовать методику обучения диалогической речи ИЯ.
Диалогическая речь – один из видов речевой деятельности и тесно связана с другими видами речевой деятельности
ДР как форма устно-речевого общения – сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых 2 или более собеседниками в непосредственном акте общения, которое характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящих.
Диалогическое единство - исходная единица обучения ДР, состоит из реплик, принадлежащих разным собеседникам, характеризующиеся структурной, интонационной и содержательной законченностью
Реплика - отдельное высказывание одного их собеседников, связанное с другими высказываниями в структуре диалога
Психологическая характеристика ДР - обращенность, спонтанность, эмоциональная окрашенность, ситуативность, мотивированность.
Лингвистическая характеристика ДР - наличие реплик, неполносоставность реплик, наличие речевых штампов)
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
Единицей обучения является диалогическое единство – пара реплик, принадлежащих разным собеседникам, которые характеризуются структурной, содержательной и интонационной законченностью.
Пути обучения ДР:
1. на основе диалога-образца – является наиболее оптимальным для обучения стандартным диалога. Оно проходит следующим образом: - знакомство с новыми словами, речевыми моделями и клише;
- чтение и прослушивание диалога-образца и ответы на вопросы по его содержанию;
- отработка хором и индивидуально речевых реплик диалога с целью заучивания их наизусть;
- разыгрывание учебных диалогов, близких по содержанию диалогу-образцу;
- выполнение упражнений на запоминание
- воспроизведение диалога учащимися
- замена отдельных компонентов реплик (целых реплик) диалога – образца, самостоятельное расширение собственных диалогов по аналогии с диалогом-образцом в новых ситуациях общения.
2. на основе поэтапного овладения диалогическими единствами:
Этапы: - овладение отдельными репликами (переспрос, просьба, совет);
- овладение умением соотносить отдельные реплики друг с другом (утверждение – переспрос, вопрос - ответ);
- овладение типами микродиалога (диалог-расспрос, диалог-обмен информацией);
- овладение умением вести развернутый диалог, включая различные типы микродиалогов;
|
|
- самостоятельное составление диалогов по ситуации (на основе темы, текста, картинок, фильма), с использованием опор (ключевые слова, функциональные схемы, начало и концовка диалога).
3. с использованием ролевой игры.
ОПОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДР - Используются функциональные схемы диалогов. Они представляют собой название речевых функций, предназначенных для собеседников.
Приемы контроля и исправление ошибок:
- переспрос, - перевод фразы, - повторение правильного варианта, - уточнение, - учитель спрашивает мнение учеников, вместе анализируют ошибки, - учитель готовит каждому карточки, в процессе разыгрывания записывает ошибки и раздает обучаемым.