РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:
· режим постояннойдеятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
· режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
· режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
a) в режиме повседневной деятельности:
· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
· сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
· планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
b) в режиме повышенной готовности:
· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
· уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
c) в режиме чрезвычайной ситуации:
· непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
· оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
· проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
· организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:
· локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
· местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
· территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
· региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
· федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
· глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.