Вопрос1 Предмет, задачи и основные категории педагогики.
Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов
выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–
1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика».
Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и
воспитания человека.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и
воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной
педагогической системы.
Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя,
воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и
образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной
деятельности общества.
Приоритетными научными задачами педагогики являются:
• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;
|
|
• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;
• работка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
• прогнозирование развития образовательных систем;
• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;
• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
Основными категориями педагогики являются:
• обучение;
• воспитание;
• образование;
• развитие;
• самообразование;
• педагогический процесс;
• педагогическая система;
• педагогическая деятельность;
• педагогическая технология;
• педагогическое взаимодействие.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс
взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и
навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с
поставленными целями.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и
качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего –
индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства)
потенциалов возможностей.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта
поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и
им самим выбранных средств.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие
|
|
педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача
педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в
обществе.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных
компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и
функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности,
направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий
педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации
целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал;
анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и
организационных форм педагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные
контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении,
деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
а) общие основы педагогики;
б) теория обучения (дидактика);
в) теория воспитания;
г) школоведение (управление образовательными системами).
Вопрос2 Система педагогических наук.
В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Современная система педагогических наук включает в себя круг самостоятельных наук:
1. История педагогики – изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи.
2. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: теоретические основы, дидактику (теорию обучения), основы воспитания, школоведение (система управления школой и деятельность органов управления образованием);
К общепедагогическим наукам относятся:
• возрастная педагогика,
• изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;
• специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;
• социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;
• исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;
• этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;
• лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.
К функциональным наукам относятся:
• профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда;
• отраслевая (производственная) педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, культурно-образовательной и др.);
• педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов;
• предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений и помогают учителю в подготовке и проведении уроков.
|
|
• Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной).
•
Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук. Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.