Вопрос9 Система образования РФ и РД. Общая характеристика закона « об образовании РФ»

Основным источником законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании». Законодательство об образовании включает нормы разных отраслей законодательства, в отличие от образовательного законодательства, которое включает только нормы, регулирующие отношения по обучению и воспитанию. Право на образование — это составная часть права на развитие.

Система образования существует в целях создания условий для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования.

Система образования согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» состоит из следующих элементов:

• системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов;

• системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

• участников образовательного процесса — педагогов и обучающихся, а также системы отношений между ними в процессе реализации права человека на образование.

 

Федеральный закон «Об образовании в РФ» Федеральный закон «Об образовании в РФ» был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 29 декабря 2012 года и вступает в силу с 1 сентября 2013 года Отдельные положения закона вступают в силу с 1 января 2013г. и (или) с 1 января 2016 года

 

Общая характеристика законодательства в области образования:

 Динамичное развитие и процессы модернизации системы образования Динамичное развитие и процессы модернизации системы образования Разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением Разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением Основание для разработки ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Вопрос10 Образовательные стандарты, учебные планы, программы и учебники.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Наряду с законом «Об образовании», стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Закон РФ «Об образовании» раскрывает сущность стандарта: стандарт нормирует (определяет) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовленности учеников.

Значение стандарта:

• обеспечивает единство образовательных требований к качеству образования, единство образовательного пространства;

• сокращает возможность перегрузки учащихся, т.к. не позволяет чрезмерно расширять объем учебного материала;

• развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления;

• указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения;

• обеспечивает стабильность требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Учебный план – документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.

Учебная программа -  содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематическое планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу – перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; рекомендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).

Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе – решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору, факультативах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: