МИНСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
В.В. МЕЖЕБОВСКАЯ
Н.Д. САДОМСКАЯ
ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Учебное пособие для студентов филологического факультета очной и заочной формы обучения
ОРЕНБУРГ
2019
УДК 801.6 (075)
ББК
Межебовская В.В., Садомская Н.Д. Основы русского стихосложения. Оренбург. 2019. – 78 С
Учебное пособие адресовано студентам, преподавателям, работающим на филологическом факультете по направлению подготовки Русский язык и Литература, Русский язык и Начальное образование, учителям школ, гимназий и лицеев, а так же всем тем, кто интересуется вопросами поэтики, в частности, проблемами версификации.
Методическое пособие предназначается для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Введение в литературоведение», как руководство к анализу поэтических текстов и для усвоения основных стиховедческих понятий.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анализ поэтического текста – процесс, требующий основательной подготовки в таких областях литературоведения, как история поэзии и теория поэзии, знания приемов и методов анализа художественного текста, и, конечно, практики такого анализа. Этот анализ должен быть целостным, так как все уровни текста – от идейно-тематического до языкового – непременно взаимодействуют, поскольку предмет анализа – лирическое стихотворение, представляет нерасторжимое целое, внутренне единое воплощение чувств, мыслей и переживаний автора. Анализ поэтического текста ни в коей мере не должен подменяться пересказом внешней стороны произведения, без учета его лирической природы. Начинающий филолог должен запомнить, что лирические тексты пересказывать нельзя.
Понимание художественного произведения - всегда открытие, откровение, и при всей своей сложности, довольно увлекательный процесс, требующий определенных навыков. Поскольку не достаточно просто наслаждаться музыкальностью стиха, погрузившись в мир поэтических образов, необходимо еще научиться постигать внутренний, глубинный смысл поэтического текста с помощью детального его анализа.
Данное пособие призвано помочь начинающему филологу научится анализировать лирическое произведение, разобраться в сложных вопросах версификации. Кроме того, в пособии содержатся сведения об основах русского стихосложения, различных его системах, стихотворных размерах, видах рифм, способах рифмовки и прочие важнейшие сведения, необходимые для анализа лирического произведения.
Пособие состоит из шести разделов: «Основы русского стихосложения»; «Определение стихотворных размеров»; «Виды рифм и способы рифмовки»; «Алгоритм анализа стихотворения». «Примеры анализа стихотворного текста»; «Задания для самостоятельной работы» и Приложения.
ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Законы стихосложения пришли в русскую культуру из глубокой древности: из песенного и стихотворного творчества нашего народа и из опыта греко-римской культуры (в русском стихосложении пользуются ее терминологией). Заимствованные системы в условиях новой языковой реальности, адаптируясь, способствовали становлению и развитию русского стихосложения, основой которого всегда была звуковая тональность, ритмическая соразмерность текста, эмоциональность и глубина.
В истории русского языка можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую – либо определенную систему.
Русский народный стих – тонический (акцентный).
Ранний литературный стих (17-начало 18 веков) – силлабический или виршевый.
Классический литературный стих (18-19 века) - силлабо-тонический.
В литературе 20-21 веков сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.
Фонетическая организация речи, зависимая от расположения ударных и безударных слогов, отличительная черта русского языка. Она стала основой для тонического, силлабического и силлабо-тонического стихосложения.
Тоническая система (от греч. tonos – ударение) стихосложения начинает свою историю от народной песни. Основой песенного (акцентного) стиха является однородность строк с определенным числом ударений при переменчивом количестве безударных слогов как в строке, так и между ударными звуками. Однако следует помнить, что в тонике возможны варианты разных чисел ударений в строках при условии сохранения единого ритма.
Организация песенного стиха и раннего поэтического творчества явились фундаментом для возникновения тонической системы стихосложения. В чистой тонике стоп нет, единицей соизмеримости в ней служит полноударное слово. Например:
Во/поле бере/за стоя/ла, (3ударения)
Во/поле кудря/ваяя стоя/ла. (3 ударения)
Лю/ли, лю/ли стоя/ла, (3 ударения)
Лю/ли, лю/ли стоя/ла!...........(3 ударения)
В строках текста – по три ударения. Соизмеримая ритмическая единица – три полноударных слова, в каждой из строк – рифмующиеся окончания, большое количество анафор. Следовательно, это тонический стих.
Книжная песенная поэзия 17-18 веков, являясь рубежом между народной песнью и литературным стихотворением, отличалась от последнего тем, что пелась, а от народной песни своей поэтикой и стихосложением.
Система тонического стиха широко использовалась в русской классической поэзии 18019 веков. Традиции народного стиха ощутимы в поэзии А. Сумарокова, Н. Карамзина, М. Хераскова и др. Эту форму избрал и М. Лермонтов для своей поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837).
Над Москво/й вели/кой златогла/вою (3 ударения)
Над стено/й кремле/вской белока/менной, (3ударения)
Из-за да/льних лесо/в, из-за си/них го/р, (4 ударения)
По тесо/вым кро/велькам игра/ючи, (3 ударения)
Ту/чки се/рые разгоня/ючи, (3 ударения)
Заря/ а/лая подыма/ется. (3 ударения)
Особенность стихотворной системы М. Лермонтова в том, что соразмерность ритмических единиц в тексте в целом соответствует тоническому стиху. Правда, только пяти стихах присутствует равное число ударений (по три в каждой строке), кроме третьей, в ней – четыре ударения. Но это не нарушает общего ритма всего поэтического рисунка.
Силлабическая система (от греч. syllabe/, лат. syllabа – слог) стихосложения пришла в Россию из Польши в 1613 году. Между двумя государствами в тот период времени существовали тесные культурные связи. Однако, подобное стихосложение в первую очередь соответствовало особенностям польского языка, в котором ударение в слове всегда стояло на определенном, предпоследнем слоге. Эта система не учитывала особенностей русского языка. И все же она продержалась в России до середины 18 века. Этой системой пользовались такие писатели, как Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий. В основу этого стихового строя было положено одинаковое количество слогов в стихотворной строке (как правило, должно быть 11-13 слогов), с отчетливым ударением в середине строки (на 5-7 слоге перед цезурой – паузой, которая делит стих). В стихах до 8 слогов цезура, как правило, отсутствовала. Например, силлабический стих А. Кантемира:
Что так сму/тен, дружо/к мо/й, // ще/ки вну/трь опа/ли. (6 ударений, 13 слогов)
Бле/ден и глаза/ красны/, // ка/к бы но/чь не спа/ли? (6 ударений, 13 слогов)
Заду/мчив, как то/т, что чи/н // патриа/рш доста/ти, (5 ударений, 13 слогов)
Ища ко/нный сво/й заво/д // разори/л некста/ти? (5 ударений, 13 слогов)
Расставляем ударения в тексте, указываем количество слогов в строках, обозначаем место цезуры (//). Выясняем, что текст написан силлабическим стихом – тринадцатисложником. В середине – пауза (после 6 или 7 слога). Рифмуются соседние строки (опали - спали; достати - некстати); соблюдено и обязательное в силлабике ударение на предпоследнем слоге в конце строки. По клаузуле и ее расположению – это женская, парная рифма. Обратите внимание, что перед цезурой окончания мужские, а это уже особенность русского стиха.
Силлабо – тоническое стихосложение (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, появившаяся в результате реформ В. Тредиаковского и М. Ломоносова в 1735-1739 годах. Они предложили, опираясь на особенности русского языка и русскую поэзию, соединить достоинства двух систем – тонической и силлабической. Из силлабики было взято одинаковое количество слогов, из тоники – закономерность ударений. В силлабо – тонической (слого – ударной) системе ударные и безударные слоги находятся в строго определенном порядке. Чередование ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест в стихе) называется метром, повторяющееся сочетание ударного и примыкающего к нему безударного слога – стопой. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный, называются двусложными, а трехсложные стопы состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Например, строфа из романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин»:
Недви/жим о/н лежа/л и стра/нен,
Был то/мный ми/р его/ чела/.
Под гру/дь он бы/л навы/лет ра/нен,
Дымя/сь из ра/ны кро/вь текла/.
Ставим ударение, чертим схему, графически изображая ударный слог символом /; безударный слог – символом «луночка» - U.
U / U / U / U / U (9 слогов, 4 ударения)
U / U / U / U / (8 слогов, 4 ударения)
U / U / U / U / U (9 слогов, 4 ударения)
U / U / U / U / (8 слогов, 4 ударения)
Это силлабо-тонический стих. Рифмуются первая и третья строки (стра/нен – ра/нен), вторая и четвертая (чела/ - текла/). И в той, и в другой паре строк по равному числу безударных и ударных слогов.
В зависимости от ударений в стопе рассматриваются следующие стихотворные размеры: двусложные – хорей (/ U) и ямб (U /); трехсложные – дактиль (/ U U), амфибрахий (U / U) и анапест (U U /). Каждый стихотворный размер будет подробно рассмотрен в соответствующем разделе.
Другая упорядоченная величина в стихотворении (помимо стопы), - стих (одна строка), после которого следует обязательная интонационно – ритмическая пауза – своеобразный сигнал, свидетельствующий о том, что стих закончен (эта пауза особенно важна при устном воспроизведении стихотворного текста). Учитывая количество стоп в строке, определяем стихотворный размер.