1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) У учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исполняя эту пьесу,
1) было чувство радости.
2) я старался передать свое настроение.
3) должен учитываться авторский замысел.
4) зал хорошо слушал пианиста.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лирический герой — один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин».
2) На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
3) Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.
4) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.
2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
3) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.
4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Возвратившись из поездки,
1) произошёл интересный случай.
2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
3) мне не спалось.
4) надолго запомнились интересные случаи в пути.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды.
2) В поэме Блока «Двенадцать» представлена сложная система образов.
3) Благодаряизобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе.
4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства и может передавать их.
12. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В.А. Серов — величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.
2) Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.
3) Шопен — один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.
4) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.
Лексические нормы
Неправильный выбор слова
1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.
14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.
16. Мы испытываем летаргию по прошлому.
17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.
18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.
19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.
20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.
21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.
23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.
24. Правда и только правда – таков имидж писателя.
25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.
26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.
27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.
29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.
30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.