Специфика научного исследования в области дошкольного образования

Научная деятельность является одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Существуют различные подходы к определению «наука». А.М. Новиков выделяет следующие аспекты понятия «наука»:

· наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

· наука как результат (научные знания);

· наука как процесс (научная деятельность).

Таким образом, наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом научное знание, приемы и методы исследования. А.А. Орлов рассматривает научное знание как форму бытия и систематизации познавательной деятельности человечества, выраженную в понятиях и категориях различных наук и содержащуюся в сознании человечества в виде концепций, теорий и законов. Одним из главных для любой науки является вопрос о критериях научности знания, то есть выделение тех признаков, на основании которых научные знания отличаются от его ненаучных форм. В.В. Ильин и А.Т. Калинкин критериями научности знаний считают:

· истинность;

· интерсубъективность;

· системность.

Роль руководства, ориентира в научной работе выполняет методология. Что же означает слово «методология»? В широком смысле ее трактуют как учение о структуре, логической организации, средствах деятельности. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В сфере образования к методологии профессиональной деятельности будут относиться:

· методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики);

· методология практической педагогической (образовательной) деятельности.

И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и другие исследователи выделяют следующие уровни методологии:

· высший уровень – философская методология;

· второй уровень – общенаучная методология;

· третий уровень – конкретно-научная методология;

· четвертый уровень – методика и техника исследования.

Одной из составных частей научного познания является научное исследование. Раскрытию сущности научного исследования посвящены работы ряда ученых. Зачастую понятия «исследование», «исследовательская деятельность» рассматриваются как синонимы. В.В. Краевский рассматривает научное исследование как «систематическое, целенаправленное изучение объектов, в которых используются средства и методы науки и которое завершается формулированием знаний об изучаемых объектах».

Специфику исследовательской деятельности раскрывает И.А. Майзель, подчеркивая: «Суть деятельности сводится к тому, что научная деятельность, порождая научное знание, сама испытывает на себе его обратное воздействие. Именно благодаря такому взаимодействию наука … есть не просто совокупность научной деятельности и научного знания, а целостный организм-отрасль духовного производства». Полученное знание представляет источник дальнейшего исследования, причем решение некоторых проблем означает одновременно и постановку новых проблем. Таким образом, наука представляет единство познавательной деятельности и ее результата – научного знания.

Проблема раскрытия сущности исследования в области образования получила освещение в работах Н.В. Бордовской, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского, В.М. Полонского, М.Н. Скаткина и других.

Одной из проблем педагогики является классификация исследований в области образования. В научной литературе представлены разные подходы к выделению типов исследований.

В зависимости от применения в них эксперимента они разделяются на теоретические и экспериментальные, от типа связи науки и практики – на фундаментальные, прикладные, исследования-разработки.

Исследовательский поиск невозможен без использования источников, из которых можно почерпнуть сведения для творческой переработки. Выделяют следующие источники:

· общечеловеческие гуманистические идеалы;

· достижения психологических и педагогических наук;

· передовой опыт прошлого и настоящего.

Эффективность исследовательской деятельности напрямую зависит от хорошо продуманных действий, их последовательности. Работа по конструированию логики педагогического исследования осуществляется с опорой на ожидаемый результат.

Проведение исследования включает несколько этапов, которые тесно связаны друг с другом.

Первый этап – ориентировочный. Он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе, изучение социального заказа общества и государства образованию, запросов населения, оценку успехов, достижений и проблем, стоящих перед коллективом или органами управления.

Второй этап – диагностический (если диагностика уже проведена, то на этом этапе упорядочиваются, актуализируются ее результаты). Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных проблем.

Третий этап – постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса. Происходит генерирование ведущих идей и замысла преобразования, намечаются способы введения нового и отслеживания эффективности нововведений.

Четвертый этап – преобразующий. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реализация авторских программ и проектов, введение усовершенствованных технологий, моделей управления и т.д.).

Пятый этап – заключительный. Он включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.).

Методологический аппарат исследования образуют:

· актуальность,

· проблема,

· объект,

· предмет,

· цель,

· гипотеза,

· задачи,

· значение для практики и для науки.

Исходным моментом научного исследования является формулирование проблемы. И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова определяют проблему исследования как нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности.

Научного исследования в области дошкольного образования состоит из трех этапов.

1-й этап – подготовка к исследованию:

· определение методологических основ проблемы;

· подготовка к проведению исследования.

2-й этап – подготовка и проведение опытной работы:

· планирование;

· проведение.

3-й этап – оформление научной работы:

· ее написание;

· составление списка литературы.

Прежде, чем выбрать тему научной работы, необходимо определить объект и предмет изучения. Их выделение способствует определению проблемы научного поиска, а после этого формулируется тема. После уточнения темы приступают к формулированию гипотезы, из которой выводятся цель и задачи исследования. Параллельно этой работе следует изучить источники научной информации в соответствии с выбранным объектом исследования. По мере ее изучения конкретизируется тема научной квалификационной работы, определяется логика и этапы его проведения. После определения логической структуры исследователем подбираются методы.

В педагогических исследованиях широко используются методы теоретического поиска. В противоположность эмпирическому, теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска состоит не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, а в объяснении, почему они существуют, что их вызвало, в выявлении возможностей их преобразования. Применение теоретических методов не оказывает непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяет обнаруживать в фактах скрытые закономерности, общее, необходимое, существенное, понять взаимовлияние определяющих развитие факторов.

При проведении исследования важной проблемой является выбор объективных показателей – критериев для измерения результатов исследования.

Опыт – первое звено на пути познания. Во-первых, он дает эмпирический материал для теоретических обобщений. Во-вторых, педагогический опыт является средством проверки правильности обобщений и рекомендаций, выведенных дедуктивным путем.

Н.М. Таланчук называет следующие критериальные признаки комплексной оценки передового опыта: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность, актуальность, преемственность, перспективность.

Поскольку процесс изучения и обобщения педагогического опыта включает в себя три этапа: распознавание его специфики, интерпретация и описание, то выбор критерия зависит от этапа обобщения опыта.

В период восприятия и предварительного знакомства применяются эмпирические методы сбора информации (опрос, наблюдение, работа с документацией и др.). В ходе распознавания особенностей педагогического опыта, его интерпретации, происходит преобразование и моделирование педагогической деятельности, учебных действий детей, выявляется специфика в учебно-воспитательной работе педагога. При этом основной упор делается на теоретические методы исследования.

На этапе описания весь собранный материал обобщается, систематизируется и излагается в литературно обработанной форме с целью пропаганды и распространения.

Описание выявленного, изученного передового педагогического опыта является заключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного, целостного подхода. Описание включает в себя характеристику содержания деятельности педагога, ее структуры, способов деятельности педагога и воспитанников, достигнутых результатов. Важным моментом является выделение идеи педагогического опыта, выявление связей между условиями, факторами, определившими успех, характером деятельности и отношений воспитанников и полученными результатами. Полезно обратить внимание на роль личностных качеств, его увлеченность, работоспособность, выделить то оригинальное, что присуще именно этому педагогу и его опыту. Итогом работы по обобщению педагогического опыта является оценка его общественной значимости, определение его адресной направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: