Проектирование в управлении социальным учреждением

 Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности и строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, осваивать, а также совершенствовать. Овладение основами проектирования и проектной технологии обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, тем, что проектная технология имеет широкую область применения на всех уровнях (органы исполнительной и законодательной власти, хозяйствующие субъекты, отдельные физические лица).

Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические и организационно-управленческие функции.

В-третьих, проектные технологии обеспечивают (при прочих равных условиях) конкурентоспособность региона, района, учреждения, специалиста, а в своей совокупности страны в целом.

Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это процесс создания предполагаемого или возможного объекта или его состояния в ходе непрерывного развития.

Проектирование - специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития процессов и явлений, определение необходимости развития в них нового качества или свойства и разработка системы последовательных действий, способствующих достижению желаемого результата.

Проектирование означает определение вариантов развития или изменения того или иного явления, события, процесса или объекта.

 Проектирование является составной частью социального управления, которая позволяет обеспечить управляемость и регулируемость изменений. Наряду с проектированием необходимыми составляющими внесения и достижения изменений являются процессы планирования, прогнозирования и моделирования.

Социальное проектирование - это процесс создания нового образа социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

В связи с принятием государственной программы «Социальная поддержка жителей г. Москвы на 2012 – 2016 гг.» проектирование становится одной из ведущих составляющих процесса развития учреждений системы социальной защиты населения.

Принимая во внимание, что в основу социального проектирования заложены параметры повышения качества жизни населения, необходимым становится четкое обоснование необходимости внесения изменений, учитывающих имеющиеся традиции, положительный опыт, тенденции социальной практики и возможные риски.

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов: аналитического, технологического и оценочного (экспертного). Этапы предполагают выполнение следующей последовательности действий: анализ и выбор объекта изменений, прогноз изменений (ожидаемый результат), постановка цели, структурирование задач, разработка технологий изменений, моделирование нового качества, оценка эффективности нового качества объекта.

В состав аналитического этапа входят следующие направления деятельности:

· анализ имеющихся качеств исходного объекта;

· анализ существующих тенденций его развития

· анализ соответствия объекта потребностям окружающей среды;

· прогноз возможных изменений объекта.

  Технологический этап предполагает решение таких задач, как:

 ¨ подбор технологии изменения объекта;

¨ анализ имеющихся и подбор дополнительных ресурсов для изменений в объекте;

¨ распределение ресурсов по технологическим процессам и времени изменения объекта;

¨ фиксация предполагаемых этапов сверки вносимых изменений с прогнозируемыми качественными характеристиками объекта.

Оценочный этап включает в себя:

 § описание характеристик внесенных изменений;

§ оценку эффективности нового качества и свойств объекта;

§ сравнительный анализ ресурсных затрат на предпроектном и проектном этапе работы с объектом, включая замеры временной протяженности процесса, трудозатрат и финансовой составляющей;

§ оценку устойчивости изменений и динамики дальнейшего развития.

Неотъемлемой частью проектирования является мониторинг хода событий.

  Мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации, которая может быть использована для улучшения процесса, а также как инструмент обратной связи для оценки проектов, программ или выработки политики. Его проведение позволяет:

 1) фиксировать старт, ход и завершение любого процесса;

2) сравнивать исходные параметры объекта и показатели, получаемые в ходе преобразования (развития) объекта;

3) выявлять возникновение критических (рисковых) состояний (ситуаций);

4) устанавливать отношения обратной связи с объектами или явлениями, участвующими или косвенно влияющими на реализацию процесса внесения изменений;

5) устанавливать соответствие порядку и правилам ведения той или иной деятельности;

6) обеспечивает системный подход к осуществлению любой внедренческой деятельности, в том числе процесса проектирования.

Начало процесса проектирования связано с созданием информационного массива, включающего информацию о параметрах и факторах, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания информационного массива - материалы социологических исследований, интервьюирования, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.

Информационный массив позволяет выявить необходимость проектирования желаемого состояния социальной системы, процесса или объекта.

Проект возможных состояний социальных систем, процессов, объектов и явлений должен соответствовать следующим условиям:

· должен быть создан на научной основе;

· не противоречить нравственным нормам;

· отражать общепринятые социальные ценности;

· выражать социальный заказ;

 · быть эффективным с точки зрения реализации;

· не содержать противоречий;

 · должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

 

 

8. Этапы организаторской деятельности.

Организаторская деятельность – это система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, следовательно, выражает отношения «человек – группа людей», «организатор – группа организуемых». Организаторской деятельности характерны такие функции, как групповая интеграция, формирование межличностного внутреннего единства, установление связей и координация действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Все эти функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. По теории Л.И. Уманского структура организаторской деятельности состоит из следующих самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

- усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

- подбор организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

- определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

- распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

- внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

- учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;

- определение актуальных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

- работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

- итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).

Специфика организаторской деятельности проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно бы было воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной).

Организаторская деятельность не может иметь основой усвоение готового опыта или чисто исполнительские функции, она включает в себя собственный поиск, отбор, планирование жизненно важных задач и средств их решения, собственную оценку своих действий, обмен опытом и т.д.

Организаторская деятельность способствует каждой личности почувствовать себя реальным субъектом и настоящим партнером в коллективном деле. Любая человеческая деятельность включает в себя целую систему различных действий, операций и приемов, а именно наличие цели, планирование и контроль выполняемых действий, поиск необходимых путей к достижению цели.

Структуру организаторской деятельности можно представить следующей схемой:

Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Коганом и Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:

- познавательная деятельность, которая расширяет кругозор ребенка, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

- трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительного отношения к материальным ценностям как средству существования человека;

- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность ребенка;

- спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культурой высокой гигиены жизни;

- общественная деятельность, которая содействует социализации ребенка, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;

- ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;

- коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг ребенка, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как с ценностью.

Непременным требованием к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного переживания человеком положительных эмоций. Не менее важно так инструментировать деятельность, чтобы она способствовала планомерному сдвигу мотива на цель, то есть формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.

Соблюдение технологических требований осуществления различных видов деятельности во многом будет способствовать уяснению специфики деятельности по следующей схеме:

- содержание данного вида деятельности и место ее осуществления;

- возможные формы деятельности;

- типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;

- наиболее яркие специфические особенности деятельности;

- психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.

Формы деятельности можно представить определением «мероприятие», с помощью которого будет достигнута цель определенного вида деятельности.

 

 

9. Процесс выработки и принятия управленческого решения.

Управленческое решение – важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.

Принятие решений является основой управления.

Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

1. выработку и постановку цели;

2. изучение проблемы на основе получаемой информации;

3. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

4. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

5. конкретизацию решения для его исполнителей.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Конечным результатов работ является обеспечение исполнителей всем необходимым и создание соответствующих условий для их эффективной работы. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

На основе группового принятия решения способствуют методы:

1) Мозговая атака предпринимается группой как процесс генерирования идей, кагда рассматриваются все возможные альтернативы с критической точки зрения.

2) Метод номинальной группы ограничивает обсуждения или общение друг с другом до определенного предела. Члены группы присутствуют на встрече, но действуют независимо.

3) Метод Дельфи сходен с методом номинальной группы с той разницей, что физическое присутствие всех членов группы не требуется. Метод Дельфи не предполагает, что членам группы придется встречаться друг с другом лицом к лицу.

Этот метод характеризует следующие этапы:

1. Определяется проблема, членов группы просят дать возможные решения посредством ответ на тщательно составленную анкету.

2. Каждый член группы анонимно и независимо отвечает на первую анкету.

3. Результаты первой анкеты собираются в центре, расшифровываются и обобщаются.

4. Каждый член группы получает копию результатов.

5. После просмотра результатов экспертов просят снова дать свои решения. Как правило, даются новые варианты решений или появляются изменения в первоначальной позиции.

6. Указанные шаги повторяются так часто как это необходимо, пока не достигается консенсус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: