Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму — произвольное внимание.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели.
В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Для этого необходимо:
♦ поддержание рабочего ритма урока, динамичное ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная и выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения способствуют созданию установки у ученика быть внимательным;
♦ создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся;
♦ использование мнения класса для определения тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает другим.
Организовать внимание школьников на уроке — значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать.
Свойства внимания:
|
|
Концентрация внимания достигается
1) за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы.
2) Необходимо также связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение вопроса — обдумывание способа решения — контроль над ходом выполнения действий — проверка результата.
Распределение внимания, необходимое на уроке, легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий подчинены одной, ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным. Юлий Цезарь мог одновременно выполнять 7 несвязанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.
Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет мысль учащихся от решения одной проблемы к решению другой. При переходе от одного вида учебной работы к другому необходимо переключение внимания. Оно будет полным и быстрым в том случае, если учитель подведет итоги предыдущего вида работы и четко сформулирует учебную задачу для нового вида учебной работы.
Нарушения внимания, проявляющиеся в отвлечениях, могут быть вызваны монотонной, неинтересной или непосильной учебной деятельностью, неверным темпом работы, сильными посторонними раздражителями, плохим физическим состоянием ребенка, утомлением. К числу расстройств внимания относится и рассеянность.
Возможности управления памятью. Мнемотехника
|
|
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта
называется памятью.
Виды:
1.наследственная (врожденные формы видового поведения – инстинкты).
2.прижизненная:
1)двигательная (на позу, положение тела)
2)зрительная. Её особенность в том, что в период удержания в памяти он претерпевает определенную трансформацию: идет упрощение, преобразование фигуры в более однообразную. Поэтому хорошо помнить особенное – это не значит иметь хорошую память. Надо тренировать образную память: воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.
3)эмоциональная память – воспроизведение определенного чувственного состояния. Но может быть неточной. Пример со студентами в аудитории.
4) символическая – словесная и логическая.
В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Мнемотехника — учение о рациональных способах запоминания.
Запоминание. Может быть произвольным и непроизвольным.