Текст № 1. Моя комната .
Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встает красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату, заливая ее розовым светом. И от этого света становится очень хорошо, спокойно на душе.
У окна стоит письменный стол. Это важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Когда ее зажигаешь по вечерам, в комнате становится очень уютно. А еще важная вещь – полка с книгами. Она висит над столом. Книг у меня много, и мне нравится их читать.
Я люблю свою комнату, мне в ней очень хорошо!
― Докажите, что это описание.
― Какова основная мысль описания?
― Как автор выражает свое отношение к описываемой комнате?
Текст № 2. Комната бабушки .
Комната моей бабушки маленькая, но как удачно все в ней расположено!
Большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью, стоит в центре комнаты. Когда входишь в комнату, сразу бросается в глаза блестящий медный самовар на столе. Предмет бабушкиной гордости!
А вот и древний-предревний комод! Он, как воробей, нахохлился в правом углу комнаты. Старинная кровать крепко прижалась к комоду.
Нельзя не сказать швейной машинке под чистеньким ситцевым чехлом, которая расположилась у двери. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет.
Вот какая бабушкина комната! Хотя многое в ней старенькое, необычное, зато находится на своем месте. Поэтому в комнате всегда очень уютно.
― Как автор передал свое отношение к комнате?
― Сложилось ли у вас впечатление о вкусе, увлечении бабушки?
Текст №3. Комната брата.
Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.
― Что хотел подчеркнуть автор в описании?
― Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?
― Какие выводы мы можем сделать, проанализировав 3 текста описания интерьера? (Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение. Тогда всем, кто прочтет описание, станет понятен вкус, привычки, что-то новое о человеке, который описывал комнату).
IV. Составление памятки «Как работать над сочинением-описанием помещения».
1. Общее впечатление о помещении (состояние помещения).
2. Интерьер помещения, описание деталей (перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение; каждый предмет можно не только назвать, но и описать).
3. Отношение к описываемому помещении.
V. Чтение сочинения-образца.
Моя комната.
Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная.
От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола ― стул.
В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз.
Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив ―диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами.
На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги.
Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно.
VI. Самостоятельная работа над составлением текста.
Самостоятельная работа учащихся над сочинением на тему «Комната, в которой я живу» (сначала в черновике, консультация учителя).
_____? класс описание природы
Урок 3. Подготовка к сочинению- описания зимней природы.
Тема: Подготовка к сочинению – описанию на тему «Зимний пейзаж».
Цели урока.
1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания.
2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.
3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.
Тип урока.
Интегрированный / урок развития речи/.
Оборудование.
Мультимедийный проектор, постеры с зимними зарисовками, аудиозаписи звуков природы и произведений А. Вивальди и Г.Свиридова, раздаточный материал /распечатанные тексты/, цветные магниты, жетоны.
Эпиграф урока.
Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой (К.Паустовский).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание. Постановка целей урока.
Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию по теме «Зимний пейзаж», учиться наблюдать, сравнивать, красиво излагать свои мысли.
3. Вступительное слово учителя.
В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы и снег. Проснёшься утром, посмотришь в кусочек окошка, не зарисованный морозом, и подумаешь: «Какое великолепие!»
Давайте же, отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмём с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
Люди по-разному воспринимают зиму. В хрониках VIII века со слов англосаксонца записано: «Злая явилась Зима с торчащею мёрзлою щетиной».
У русского поэта Н.Заболоцкого есть такие строки: «Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь»…
Слово - это драгоценность, надо умело использовать его, чтобы оно засверкало, поэтому мы в течение урока будем складывать в свой сундучок слова, которыми будем описывать зиму.
Вслушаемся в слово ЗИМА…/произнесём его/. Попробуем расшифровать слово, используя слова, начинающиеся буквами З И М А /подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. Какая она?
Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, весёлая.
Колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея.
А какие ассоциации, мысли, чувства вызывает у вас слово снег?
Белый, блестящий, необыкновенный, переливчатый, сказочный, новогодний, пушистый, мягкий…
4. Актуализация знаний.
- Чтобы нам была ясна цель нашей работы, давайте вспомним, какие типы речи нам известны.
Слайд (типы речи).
5. Словарная работа.
- Что такое пейзаж?
Слайд (Словарь иностранных слов.-16-е изд., испр.- М.: Рус. яз.,1988.-624стр.)
6. Рассматривание картин.
Художники не могли не заметить, как удивительна зима. Перед вами работы молодых художников «Зимний пейзаж» И.Михайлова, «Зимняя сказка» С. Пивторака, Н. П. Крымова «Зимний вечер». Они признаются в своей любви к зиме.
- А каким видят снег художники?
Слайд. Картина М.Иваненко «Зима в тиши деревни».
- Какое впечатление от картины вы получили? Словесное рисование зимнего пейзажа. (Как приятно зимними вечерами проводить время за чашечкой чая рядом с мамой и папой! За окном метель, а дома тепло и уютно! Ведь семья – это самое сокровенное в нашей жизни!)
7. Моделирование текста.
Слайд. Картина «Зимний пейзаж» И. Михайлова.
Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного нам помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Вот они и помогут нам в моделировании текста.
Творческое задание: распространить предложения средствами художественной выразительности. Какая из команд справится? Какой получился текст?
- А как зима представлена в произведениях композиторов?
8. Прослушивание музыкальных произведений.
«Вальс» Г.Свиридова из к/ф «Метель».
- Как тема зимы звучит в этом произведении? Какая она?
Опишите свои впечатления. (Ответы детей)
9. Работа над сочинением-описанием.
Теперь напишем пейзажную зарисовку на тему, которая окажется вам ближе:
Иней всюду.
Падающая снежинка.
Морозный вечер.
Тихо в зимнем парке.
Зимой в нашем дворе.
10. Заслушивание ответов детей.
11. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Какие знания приобрели? Какие задания вызвали интерес?
Помогли ли описания зимней природы в овладении русским языком?
Жетоны- снежинки.
У каждого есть право отдать жетон тому ученику, который, по вашему мнению, его заслужил. Таким же правом обладаю и я. Посчитаем количество жетончиков.
_____? класс Описание внешности