Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

Мониторинг закупок — одна из трех форм государственного наблюдения за контрактной системой. Если контроль за соблюдением законодательства о контрактной системой направлен на оценку соответствия соблюдения процедур закупок конкретными заказчиками, а аудит в сфере закупок направлен на всестороннюю оценку обоснованности и эффективности бюджетных расходов, осуществляемых посредством закупок товаров, работ, услуг также конкретными заказчиками, то мониторинг закупок — это общее наблюдение за всей сферой закупок без привязки к конкретным заказчикам. Такое наблюдение осуществляется главным образом посредством ЕИС федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время — Минфин России).

 

Мониторинг закупок не направлен на выявление, пресечение конкретных нарушений закупочного процесса и привлечения виновных к ответственности. Мониторинг закупок носит в основном статистический характер.

 

Мониторинг проводится в соответствии с Правилами осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Требованиями к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.

Целями мониторинга закупок являются:

• общая оценка степени достижения целей осуществления закупок;

• общая оценка обоснованности закупок;

• совершенствование законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Результатами мониторинга закупок являются: сводный аналитический отчет по итогам календарного года; аналитические отчеты за каждый квартал, содержащие систематизированную информацию о мониторинге закупок. Данные документы размещаются для общего сведения в ЕИС, а сводный аналитический отчет направляется также официально в Правительство РФ.

В процессе мониторинга закупок осуществляется наблюдение за следующей информацией:

1) в части реализации планов закупок и планов-графиков закупок:

• о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, о суммарном значении начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащихся в указанных извещениях, в том числе с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), основаниям для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

• количестве состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о суммарном значении начальных (максимальных) цен контрактов, указанных в извещениях о проведении таких процедур, в том числе с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

• количестве процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), признанных несостоявшимися, которые не привели к заключению контракта, и о суммарном значении начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащихся в извещениях об осуществлении закупок, в том числе с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

2) в части сведений из реестра контрактов, заключенных заказчиками:

• о количестве и общей стоимости контрактов, заключенных заказчиками по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках, в том числе с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

• количестве и общей стоимости контрактов, заключенных заказчиками по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках, в том числе по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и с разбивкой по источникам финансирования, основаниям для заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

• количестве и общей стоимости контрактов, которые были расторгнуты в соответствии с Законом о закупках, в том числе с разбивкой по основаниям для расторжения в соответствии с Федеральным законом, источникам финансирования, а также мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

• об исполнении контрактов, в том числе об оплате контрактов, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе с разбивкой по источникам финансирования, а также мероприятиям государственных программ Российской Федерации;

3) в части сведений из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей: о количестве участников закупки, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с разбивкой по установленным Законом о закупках основаниям для такого внесения;

4) в части сведений из реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний:

• о количестве и результатах рассмотрения органами контроля в сфере закупок жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о закупках;

• количестве и результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных в отношении субъектов контроля, определенных Законом о закупках;

• количестве выданных предписаний об устранении заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, специализированной организацией, оператором электронной площадки или комиссией по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

5) в части сведений из реестра банковских гарантий:

• о количестве банковских гарантий, включенных в указанный реестр, и общей денежной сумме, указанной в банковских гарантиях;

• количестве и общей сумме банковских гарантий, не принятых заказчиками, с разбивкой по установленным в соответствии с Законом о закупках причинам отказа заказчиков в принятии банковской гарантии;

• количестве банковских гарантий, возвращенных заказчиками банкам, и о количестве уведомлений, направляемых заказчиком банку, об освобождении от обязательств по банковской гарантии с указанием общих денежных сумм таких возвращенных банковских гарантий либо банковских гарантий, по которым направлены указанные уведомления;

6) в части сведений о результатах осуществления органами, осуществляющими функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за корреляцией доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств и его закупочными документами (план закупок, план график, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проект контракта), а также сведениями, включаемыми в реестр контрактов: о количестве случаев выявления несоответствия контролируемой информации, размещаемой в ЕИС.

Минфин России может вести наблюдение и за иной информаций об осуществлении закупок, однако вышеперечисленный состав информации, составляющей предмет мониторинга закупок, является минимально необходимым.

Источниками информации для ведения мониторинга закупок являются информация ЕИС, а также:

1) сведения, представляемые Казначейством России в Минфину России:

• о количестве и сумме закупок, информация о которых не размещена в ЕИС, в том числе с разбивкой по источникам финансирования;

• ведении закрытого реестра банковских гарантий, в том числе о количестве банковских гарантий, включенных в указанный реестр, и общей денежной сумме, указанной в банковских гарантиях;

2) сведения, представляемые ФАС России в Минфин России:

• о количестве поступивших обращений о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков и результатах их рассмотрения;

• количестве рассмотренных обращений о согласовании закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и результатах рассмотрения таких обращений с разбивкой по источникам финансирования;

• количестве поступивших, рассмотренных и согласованных обращений заказчиков о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядч и ком, испол н ителем);

3) сведения, содержащиеся в письмах и обращениях, поступающих в Минфин России от организаций и граждан, судебные решения и судебные акты, касающиеся вопросов осуществления закупок, а также сведения, содержащиеся в иных открытых источниках информации.

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации; контрольно-счетными органами субъектов РФ; контрольносчетными органами муниципальных образований.

Указанные органы в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок с позиции бюджетного законодательства и оценки обоснованности и эффективности бюджетных расходов, осуществляемых посредством закупок товаров, работ, услуг.

Для этого контрольно-счетные органы осуществляют проверки, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок размещается в ЕИС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: