Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей мотивации вступления в брак у юношей и девушек из семей с разным психологическим климатом

Процедура исследования

 

Цель нашего исследования – изучить особенности брачной мотивации у юношей и девушек из семей с разным психологическим климатом.

Испытуемые. Выборка состояла из 56 человек. В исследовании приняли участие девушки и юноши в возрасте от 18 до 30 лет. 50% испытуемых живут с родителями, 42% - живут отдельно от родителей, но иногда навещают их. 54% испытуемых не состоят в отношениях, 46% состоят в неофициальных отношениях. С помощью методики Бойко «Биополе семьи» испытуемые были разделены на три группы.

· В первую группу вошли испытуемые с устойчиво-отрицательным и неустойчивым биополем родительской семьи (18 чел.). Под биополем семьи понимается эмоционально-психологический климат семьи. Устойчиво отрицательное биополе характеризуется трудной и даже невыносимой жизнью в семье. Неустойчивое биополе характеризуется некоторым напряжением в семье.

· Во вторую группу вошли испытуемые с неопределенным биополем родительской семьи (14 чел.), которое характеризуется преобладанием позитивной энергетики, но с наличием некоторых возмущающих факторов.

· В третью группу вошли испытуемые с устойчиво-положительным биополем родительской семьи (27 чел.).

Методы. Сравнительный анализ эмпирических данных был осуществлен при помощи непараметрического U-критерия Манна – Уитни следующим образом:

· 1 группа и 2 группа;

· 1 группа и 3 группа;

· 2 группа и 3 группа;

· 1 группа: состоящие и не состоящие в отношениях;

· 2 группа: состоящие и не состоящие в отношениях;

· 3 группа: состоящие и не состоящие в отношениях;

· Состоящие в отношениях: 1 группа и 2 группа;

· Состоящие в отношениях: 1 группа и 3 группа;

· Состоящие в отношениях: 2 группа и 3 группа;

· Не состоящие в отношениях: 1 группа и 2 группа;

· Не состоящие в отношениях: 1 группа и 3 группа;

· Не состоящие в отношениях: 2 группа и 3 группа;

Корреляционный анализ по Спирмену был произведен отдельно в каждой группе.

Методики исследования. В исследовании были использованы три диагностические методики. Первые две из них были направлены на определение психологического-климата в родительской семье и третья на выявление иерархии мотивов вступления в брак.

Опросник «Биополе семьи» В.В. Бойко

 Методика направлена на диагностику общего психологического климата в семье. Опросник состоит из 35 вопросов закрытого типа. По прохождении методики мы получаем результат в виде показателя «характеристики биополя семьи», который может варьироваться от 0 до 35 баллов. В зависимости от балла биополе семьи может быть одним из четырех типов:

· 0-8 баллов. Устойчивое отрицательное биополе. В этих интервалах находятся показатели испытуемых, видящих свои отношения с родителями трудными, невыносимыми, кошмарными и т.д.

· 9-15 баллов. Неустойчивое / переменное биополе. Такой результат характерен для испытуемых, которые испытывают некое напряжение, чувство разочарования, недовольства, раздражения и дискомфорта в родительской семье.

· 16-22 баллов. Неопределенное биополе. Данное биополе характеризуется позитивной атмосферой, невзирая на иногда случающиеся возмущающие факторы.

· 23-35 баллов. Устойчивое положительное биополе. Характеризуется комфортной благоприятной обстановкой в семье, с позитивным отношением к родителям.

Методика «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис

Данная методика направлена на выявление наиболее типичного состояния индивида в собственной семье. Она также позволяет определить психологическую атмосферу семьи и отношения между ее членами.                                                                            Методика определяет следующие состояния индивида в семье:

· Общая удовлетворенность. Данный показатель выявляет на сколько индивида устраивают его отношения с родителями и эмоционально-психологическая атмосфера в семье в целом. Высокий уровень общей неудовлетворенности как правило сопровождает скрытые или открытые конфликты в семье. Это может проявляться в семье в так называемые кризисные этапы семейного цикла, когда семья в процессе перераспределения ролей и адаптации к новому качеству (например, этап рождения ребенка, этап сепарации подростка, и т.д.). Также чрезмерно высокий уровень неудовлетворенности может сопровождать и деструктивные семейные взаимодействия, разобраться в которых поможет специалист в семейной терапии.

· Нервно-психическое напряжение. Высокий параметр нервно-психического напряжения в семейных отношениях может привести к развитию психосоматических заболеваний.

· Семейная тревожность. Высокий уровень семейной тревожности сопровождает развитие дезадаптивных проявлений у детей и подростков в семье, таких как нарушения поведения, зависимое и созависимое поведение, снижение учебной мотивации. Также высокий уровень семейной тревожности создает основу для проявления семейного симптома в болезни одного из членов семьи.

Перед началом прохождения методики, автор предлагает следующий настрой:

«Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах»

Методика состоит из 12 вопросов и семибалльной шкалы оценки. В каждом вопросе предложена альтернатива, состоящая из двух качеств. Например, расслабленный и напряженный. Баллы соответствуют степени выраженности качества на условной шкале. На одном полюсе данной шкалы 0 баллов соответствуют первому варианту ответа, на противоположном 7 баллом соответствуют второму варианту. Промежуточные баллы показывают к какому варианту и в какой степени испытуемый более склонен. По каждой из характеристик – общая удовлетворенность, нервно-психическое напряжение, семейная тревожность – можно набрать максимально 28 баллов. Результат свыше 24 баллов указывает на высокое проявление того-или иного состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: