Свобода владения учебными действиями

Мы выделяем две степени свободы владения учебными действиями:

1) Исполнительская компетенция – разная степень владения обучающимися отрабатываемыми в урочной и внеурочной деятельности действиями.

2) Произвольность и перенос – это свободное владение освоенными обучающимися действиями и умение их применять.

Когнитивные компетенции обучающихся:

Во-первых, это демонстрация способности анализировать с целью:

– формулировать выводы;

– устанавливать закономерности, объяснять их.

Во-вторых, это демонстрация способности к построению логической цепи рассуждений, к построению доказательств и их обоснованию.

В-третьих, это демонстрация способности находить и извлекать информацию из прочитанного.

В-четвёртых, это демонстрация понимания смыслов, способности обобщать и формулировать суждение на изучаемом языке.

В-пятых, это демонстрация умения выступать в качестве культурного представителя между двух соизучаемых культур, умение проводить аналогии, противопоставления, обобщений в процессе сравнения фактов в культуре родного и изучаемого сообщества.

Компетенции сотрудничества обучающихся:

Во-первых, это демонстрация умения наметить план действий и воплотить замысел.

Во-вторых, это демонстрация обучающимися способности проявлять инициативу.

В-третьих, это демонстрация обучающимися способности к конструктивному поведению в ситуации несогласия.

В-четвёртых, это демонстрация способности отслеживать темпы деятельности, демонстрация самоконтроля в продвижении и разрешении проблемы, умение замечать препятствия, которые необходимо преодолеть, и недостатки, которые необходимо устранить.

Следующим параметром в уровне сформированности компетенций является контекст, в котором они могут быть продемонстрированы после освоения обучающимися.

Последним параметром в уровне сформированности у обучающихся ИЯ компетенций является их непосредственное отношение к учению.

Ый (недостаточный) уровень.

Обучающиеся этой группы, как правило, демонстрируют нейтральное или крайне негативное отношение к предмету (в нашем случае, к иностранному языку), познавательные мотивы у них практически не сформированы. Описанные нами когнитивные компетенции и компетенции сотрудничества у них практически не сформированы. Обучающийся, находящийся на 1-м (недостаточном) уровне сформированности иноязычной компетенции не может самостоятельно или с посторонней помощью продемонстрировать освоение отдельных элементов прочитанного материала.

Целесообразно разработать для таких обучающихся специальную коррекционную программу. Они нуждаются в особом внимании педагога. Дети, находящиеся на 1-м (недостаточном) уровне сформированности иноязычной компетенции требуют помощи не только в урочной и внеурочной деятельности, но и помощи по формированию мотивации к обучению, пониманию значимости изучаемого языка для их жизни и пр.

Педагог должен предложить такие модули заданий, которые обучающийся, находящийся на 1-м (недостаточном) уровне сформированности иноязычной компетенции, способен выполнить самостоятельно. Это могут быть задания начального (Beginner) уровня с системой подсказок.

В этот момент, педагогу важно удерживать цель деятельности, систематически мотивировать труд своего воспитуемого, помогать ему контролировать и корректировать свои действия.

Й уровень (низкий) уровень.

Обучающиеся этой группы демонстрируют нейтральное или негативное отношение к деятельности на иностранном языке, познавательные мотивы у них практически не сформированы, но они могут самостоятельно или с посторонней помощью продемонстрировать отдельные элементы освоенного материала, в то же время, у них отсутствует систематическая базовая подготовка, имеются значительные пробелы в знаниях. Обучающийся, находящийся на 2-м (низком) уровне сформированности иноязычной компетенции демонстрирует низкий уровень её сформированности, низкий уровень владения когнитивными компетенциями и компетенциями сотрудничества. У детей, входящих в эту подгруппу могут наблюдаться трудности в освоении предметных/метапредметных УД.

Целесообразно разработать для таких обучающихся специальную коррекционную программу. Дети, находящиеся на 2-м (низком) уровне сформированности иноязычной компетенции нуждаются в особом внимании педагога при работе с визуальной речевой опорой.

Педагог должен предложить такие модули заданий, которые обучающийся, находящийся на 2-м (низком) уровне сформированности иноязычной компетенции способен выполнить самостоятельно.

Это могут быть задания начального (Beginner) уровня с системой наводящих вопросов и подсказок.

Й уровень (пониженный) уровень.

Обучающиеся этой группы демонстрируют позитивное, нейтральное, и, в некоторой степени, негативное отношение к деятельности на иностранном языке, познавательные мотивы у них практически не сформированы, у них наблюдается интерес к фактам, но не к закономерностям. Описанные нами когнитивные компетенции и компетенции сотрудничества у них сформированы слабо. Самостоятельно, и, что самое главное, успешно они могут действовать лишь в знакомых ситуациях.

Дети, находящиеся на 3-м (пониженном) уровне сформированности иноязычной компетенции могут взаимодействовать на ИЯ, если педагог говорит медленно и готов помочь в установлении коммуникации.

Трудности в работе с визуальной речевой опорой могут объясняться недостаточной восприимчивостью обучающегося к объяснениям, указаниям педагога, повышенной тревожностью.

Педагог должен предложить такие модули заданий, которые обучающийся, находящийся на 3-м (пониженном) уровне сформированности иноязычной компетенции способен выполнить самостоятельно и в комфортных для него условиях. Это могут быть упражнения с системой наводящих вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: