Статья «Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье»

Тема 28: «Полоролевые стереотипы»

 

Классная работа

1. Ознакомится (прочитать) со статьей «Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье» (см. Приложение 1).

 

2. Просмотреть видеоматериалы: «Тайна природы женщины» (для девочек), «Пять секретов настоящего мужчины». Ссылка на видео: общее-дело.рф/video

 

Домашняя работа

 

1. Заполнить таблицу «Роли мужчин и роли женщин в семье» (см. Приложение 2.), используя материалы статьи «Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье» и видеофильмов «Тайна природы женщины», «Пять секретов настоящего мужчины»;

 

2. Пройти он-лайн тесты «Квиз на критическое мышление» (результаты теста указать в бланке д\з)

 

Выполненное задание прислать по почте oksi2911@rambler.ru или https://vk.com/id4864495 до 15/04

 

Приложение 1.

Статья «Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье»

Гендерные стереотипы - это, в сущности, социальные нормы. У всех формируются представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

«Словарь гендерных терминов» дает следующие определение: Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Нам представляется, что гендерные стереотипы - это представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной, стандартизированные представления о женских и мужских моделях поведения, о системе социальных ролей и статусов, присущих мужчине и женщине.

Начало формированию теории стереотипизации положили американские ученые. В 1922 году вышла книга Уолтера Липпмана «Общественное мнение», которая ввела в научный оборот понятие «стереотип». «Стереотипы, - писал У. Липпман,- это предвзятые мнения», которые «решительно управляют всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые - глубоко чуждыми. Они возбуждаются знаками, которые могут варьировать от истинного индекса до неопределенной аналогии».

Теория американского ученого была с интересом воспринята не только в США, но и в Западной Европе. Уже в 60 - 70-е годы выявилось несколько научных проблем в изучении социальных стереотипов. В связи с активизацией феминистского движения и развитием женских, а затем и гендерных исследований, в центре внимания социологов, психологов, философов были выдвинуты социополовые аспекты стереотипизации общественного сознания.

Отечественные психологи, занимающиеся исследованием социальных стереотипов (В.С. Агеев, Ю.Е.Алешина, А.С. Волович, Т. Виноградова, В.Е. Каган, Т.А. Репина и т.д.).

В своей работе «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины», они показывают специфику социализации мальчиков и девочек и влияние на этот процесс гендерных стереотипов. По их мнению, в современном обществе девочки с раннего детства через семейный опыт, через средства массовой информации усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, «причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой». Авторы подчеркивают противоречие, которое они видят в современной социокультурной ситуации: существующие стереотипы толкают мальчиков на пассивность, а девочек - на гиперактивность и доминантность, хотя им предстоит жить в обществе, ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.

Сегодня все большее число ученых считают, что основную роль в формировании социального, психологического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем пол биологический.

На сегодняшний день все описанные в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы.

Первая группа - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-фемининность - нормативные представлении о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закреплении семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются, семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей.

В народе бытует мнение, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала весьма популярная концепции «естественной» взаимодополинительности полов Т. Парсонса и Р.Бейлза.

Что касается профессиональной деятельности:

 Женщины в основном работают в непроизводственной сфере, труд в этой сфере малопрестижен, малооплачиваем и связан с выполнением обслуживающих функций. Так, например, в здравоохранении и социальном обеспечении женщины составляют 83%, в торговле и общественном питании - 82%, в образовании - 79 % от общего числа занятых. Так называемые «женские профессии» сформировались путем «вынесения» на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины. Так, среди имеющих высшее и среднее специальное образование руководителями того или иного уровня являются 48% мужчин, т.е. каждый второй мужчина - руководитель. Среди женщин - дипломированных специалистов доля руководителей составляет всею 7%. Несмотря на то, что сфера преподавания в средних школах является одной из феминизированных отраслей, доля женщин - директоров средних школ составила лишь 39%.

Все эти гендерные стереотипы демонстрируют чрезвычайную жизнестойкость. Прочная их укорененность в сознании большинства населения способствует активному воспроизводству таких стереотипов из поколения в поколение.

Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в процессе социализации. Их влияние начинает проявляться с момента рождения, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам. Особую роль в этом процессе занимает влияние родителей - один из основных социализирующих факторов, так как семья для ребенка - это первый его социальный мир.

Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола.

Например, Дж. Рубин с коллегами опросила тридцать пар родителей новорожденных через 24 часа после рождения ребенка. Специально были подобраны дети, не различающиеся по физическим показателям (рост, вес и т, д.). Родители девочек описывали их как более нежных, слабых, милых детей по сравнению с новорожденными мальчиками. Родители мальчиков описывали их как более сильных, физически крупных и лучше координирующих свои движения, чем новорожденные девочки.

Дж. Кондри и С. Кондри проделали любопытный эксперимент: двум группам испытуемых демонстрировали видеозапись поведения семимесячного ребенка. Одной группе представили его как мальчика, другой - как девочку. Испытуемые должны были описать его поведение. В той группе, где он был представлен как мальчик, его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и жизнерадостное, чем в другой группе. Негативные эмоции у мальчика воспринимались как проявления гнева, а у девочки - страха. Таким образом, социальный мир с самого начала поворачивается к мальчикам и девочкам разными сторонами. Женщин-матерей просили посидеть с незнакомым ребенком. Если этот ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним, заставляли проявлять большую самостоятельность, а если как девочка, то, наоборот, старались успокоить (дальше держали на руках и ласкали.

Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным контролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе передвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязанности, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие, как уборка, помощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчеркивающие значение домашней среды.

После достижения ребенком возраста приблизительно трех лет (начало «Эдипова периода») различное развитие мальчиков и девочек общепризнано. В течение этого периода более специфическая маскулинная идентификация должна прийти на смену ранней идентификации мальчика со своей матерью, и это совпадает со временем, когда отец начинает чаще присутствовать в мире своих детей. Однако в современном обществе это не так просто осуществить. Работа заставляет мужчин проводить большую часть времени вне дома, к тому же значительное число детей вырастает в неполных семьях, и поэтому их мужская идентификация бывает подкреплена скорее фантазиями о роли мужчины, чем реальными отношениями с взрослыми людьми своего пола. Они могут вследствие этого переориентироваться на более негативный способ приятия маскулинности: идентифицируя себя со всем, что не является женским. Это означает подавление в себе качеств, которые являются потенциально женственными (в том числе и отказываясь от привязанности к матери), а также низкую оценку того, что ему кажется «женским» в окружающем мире. Так превосходство мужского утверждается за счет неполноценности женского. Мальчики расцениваются (и расценивают самих себя) как нечто «лучшее», чем девочки, и это же подтверждается впечатлениями, получаемыми независимо от семьи, во внешнем мире.

Для девочек развитие женской гендерной идентификации носит более последовательный характер. Им не приходится преодолевать свою раннюю идентификацию и привязанность к матери, поскольку их окончательная идентификация как женщин совпадает с центральной фигурой, на которой концентрировалась их детское чувство зависимости. Женственность и принятие женской роли естественно играют первостепенное значение в повседневной жизни. Нет особой необходимости порывать с зависимостью от матери, да и мать вряд ли будет поощрять это, поскольку может по-прежнему очень сильно идентифицировать себя со своей дочерью. Поэтому идентификация девочки со своей матерью отличается от той дистанцированной позиции, которую занимает мальчик, пытающийся идентифицировать себя с мужской ролью, и сопутствующего ей поведения, которое он вынужден демонстрировать. Напротив, это скорее тесная личная идентификация с характерными чертами и ценностями матери.

Подготовка девочек к приятию традиционных аспектов женской роли проходит как вполне естественный и последовательный процесс, который включает в себя множество разнообразных и эмоциональных отношений между женщинами. Они вырастают, помогая своим матерям, и эта практика входит в процесс их взросления. На них оказывается давление с целью заставить их вступить в эти взаимоотношения, а также быть заботливыми и ответственными. И только потом они понимают, что во внешнем мире, в отличие от домашнего женского, господствуют мужчины.

Мальчики не могут таким образом практиковаться в своей взрослой роли - им приходится ждать, пока они на самом деле повзрослеют. В то же время их поощряют в сторону достижений и уверенности в себе, и не поощряют в плане зависимости и близких отношений. Они чаще всего более свободно уходят из дома одни или в обществе приятелей-ровесников. Девочки же больше участвуют в домашней жизни и более вовлечены в женский мир, общий для всех поколений. Их не поощряют выходить на улицу и развиваться индивидуально и независимо. В сегодняшнем обществе достаточно много насилия, чтобы девочкам и женщинам было небезопасно свободно выходить на улицу, особенно ночью, и это для девочек является главным ограничительным фактором. Их мир более сконцентрирован вокруг родственников и соответствующих видов деятельности, и в нашем обществе их очень часто определяют именно в таких терминах - как чью-нибудь жену, мать или дочь, что лишний раз усиливает их зависимость от этих отношений. Это означает, что индивидуальное самоощущение женщины остается зависимым от ее отношений с другими людьми (если только она сознательно с этим не борется). У нее меньше развита способность отделять себя от остального мира, что может мешать развитию ее самооценки и уверенности в себе, которая помогла бы ей изменить ее положение и статус.

 

Стереотипы о социальных ролях мужчин и женщин (исследование студентов 4-5 курсов).

Глава семьи. В большинстве представлений, данных студентами мужского пола при описании данной социальной позиции присутствовали следующие критерии оценки: ответственный, надежный, уверенный, умный, сильный, способный зарабатывать деньги, заботливый, волевой. Приведенные выше качества были указаны с принадлежностью к мужскому полу. Такой стереотип «главы семьи» сложился у 86,9% респондентов.

11,9% полагают, что главой семьи могут быть как мужчина, так и женщина, если они обладают следующими социальными характеристиками: лидеры в семье, заботятся о детях, добрые, обеспечивающие семью материально, надежные, решительные.

1,2% респондентов мужчин представляют главой семьи женщину: надежную, сильную, заботящуюся о муже и детях, умную, уверенную.

Для сравнения: только 32% девушек представляет «главу семьи» как внимательного, сильного, зарабатывающего деньги, верного, любящего жену и детей, умного и надежного мужчину.

38,7% студенток полагают, что главой семьи могут быть как мужчина, так и женщина, если они надежные, зарабатывающие деньги, добрые, любящие и заботящиеся о семье.

Количество девушек, предпочитающих независимую, умную, волевую женщину во главе семьи, составило 10,2% от общего числа респонденток.

Руководитель. Умный, расчетливый, властный, решительный, трудолюбивый, материально обеспеченный мужчина - наиболее типичный «руководитель» для 91,9% студентов. И лишь 22,5% респонденткам «руководитель» представляется как требовательный, решительный, ответственный мужчина.

Большинство же студенток, 57,1% полагают, что статус руководителя могут занимать и мужчина, и женщина, обладающие следующими социальными характеристиками: волевые, умные, целеустремленные, решительные, обладающие управленческими навыками. Такого мнения придерживаются 8,1% респондентов мужского пола. Никто из студентов не представляет «руководителем» женщину, а 20,4% студенток видят на данной статусной позиции деловую, трудолюбивую, красивую, образованную, целеустремленную женщину.

Независимый человек. 72% мужчин-респондентов назвали следующие качества, наиболее характеризующие мужчину как «независимого человека»: уверенный, волевой, материально обеспеченный, проживающий самостоятельно, необремененный семьей. И только 2% студенток считают также.

4,1% девушек представляют «независимого человека» - как самостоятельную, умную, образованную, занимающую высокую должность женщину. Ни один опрошенный молодой человек не представляет именно женщину в качестве независимого человека.28% мужчин-респондентов допускают возможность быть независимым как мужчине, так и женщине, если они образованны, самостоятельны, материально обеспеченны, необременены семьей. Для сравнения: 93,9% респонденток охарактеризовали независимых мужчин и женщин, как образованных, материально обеспеченных, красивых, умных, занимающих высокую должность.

Хорошая жена. Для 61,2% опрошенных студенток хорошая жена обладает такими характеристиками как: добрая, ласковая, заботящаяся о муже и детях, умная, любимая мужем, красивая женщина.12,3% респонденток считают что «хорошая жена»: ласковая, любящая и заботящаяся о муже и детях, образованная, модная женщина, может иметь любовника.

Большинство - 76,4% респондентов мужского пола -представляют хорошую жену как верную, заботящуюся о муже и детях, вкусно готовящую, красивую, непьющую, некурящую женщину.1,2% студентов считают, что «хорошая жена» - это «мастер на все руки», вкусно готовит, домашняя, заботится о муже и детях.

Заботливая, верная, неработающая, темпераментная, вкусно готовящая, ухоженная женщина - образ «хорошей жены» у 19,9% респондентов-мужчин.

2,5% опрошенных студентов в группе важнейших социальных характеристик данной статусной позиции указали: заботливая мать, умная, сформировавшаяся как личность, образованная, любимая женщина. Так представляют «хорошую жену» 26,5% студенток: заботливая мать, жизнерадостная, деловая, желанная любовница, верная, образованная.

В подтверждение первой гипотезы о том, что стереотипы мужчин о самих себе и женские представления о мужчинах часто не совпадают, можно привести тот факт, насколько сильна дифференциация представлений о мужчине - «главе семьи» и мужчине - «руководителе» между респондентами мужского и женского пола.

То, что никто из студентов не видит на статусных позициях «руководитель» и «независимый человек» именно женщину, свидетельствует о традиционной консервативности мужских представлений. В сравнении с ними, женский взгляд, раскрытый в описании статусных ролей и социальных характеристик, присущих женщинам-представительницам данных социальных позиций - трансформирован, феминизирован, неархаичен.

Тот факт, что только 2,5% мужчин-респондентов указали, что хорошая жена - это сформировавшаяся как личность, образованная и умная свидетельствует о примитивных патриархальных образцах мышления.

Среди качеств, наиболее желательных для «хорошей жены», общей для для обоих полов чертой, вошедшей в группу важнейших, оказалась забота о муже и детях.

Упоминающееся у большинства студентов качество «хорошей жены» -- вкусно готовит - не указала ни одна студентка.

Образованность и материальная обеспеченность - общие для обоих полов критерии независимых мужчин и женщин. Большинство респондентов мужского пола, представляющих именно мужчину - как независимого человека, не указало образованность в числе основных характеристик, указав при этом необремененность семьей.

Совершенно нетипичные для идеального типа, но сформировавшиеся у 18,5% девушек оценки «главы семьи»: невнимательный, неверный, деспотичный, непостоянный, но предпочитающий добродетельную и верную жену мужчина. Такие характеристики отсутствовали у молодых людей.

В такой динамично развивающейся социальной среде, как студенческая, трансформация традиционных мужских и женских ценностей и установок - требование времени и изменяющихся в нем условий функционирования социума.

Процесс обновления и изменения аттитюдов в молодежной среде в контексте маскулинности/феминности представляет собой динамичную смену традиционных, архаичных представлений о гендерных ролях с тенденцией к дальнейшей трансформации, где женщины наиболее типичные носители меняющихся гендерных стереотипов.

Исследование представлений студентов о статусных позициях в поло-дифференцированном социальном контексте позволяет определить систему социальных ценностей и установок современной молодежи, которые тесно взаимосвязаны с их гендерными стереотипами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: