Раздел 7. Методика обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

Раздел 4. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в школе.

Тема 1. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи урока.

Тема 2. Сравнительный анализ учебных программ.

Сравнительный анализ традиционной учебной программы (Кузин В.С., Ростовцев Н.Н.), экспериментальной программы (Неменский Б.М.), специализированной программы (Шпикалова Т.Н.) и типовой программы (Юсов Б.П.). Анализ учебников и учебных пособий.

Тема 3. Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства.

 Составление конспектов и анализ уроков различных типов, логико-дидактический анализ темы. Разработка тематического плана и системы заданий по теме. Анализ педагогического опыта работы по изобразительному искусству.

Тема 1. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Составить итоговую таблицу, описав сравнительный характер традиционной программы (Ростовцев Н.Н., Кузин В.С.) и экспериментальной программы (Неменский Б.М.).
Тема 2. Сравнительный анализ учебных программ.  Составить итоговую таблицу, описав сравнительный характер специализированная программа (Шпикалова Т.Я.), типовая программа (Юсов).
Тема 3. Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства. Создание иллюстративного календарно-тематического плана по изобразительному искусству в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся.

Раздел 5. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.

Тема 1. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.

Специфика уроков рисования с натуры, тематического рисования, декоративного рисования и урока-беседы по изобразительному искусству. Логика изложения изучаемого материала.

Тема 2. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе.

Формы учёта успеваемости и критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства.

Тема 1. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Разработать подробный план-конспект урока рисования с натуры, по выбранной студентом теме в соответствии с программой (Ростовцева Н.Н., Кузина В.С.).
Тема 2. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе. Разработать подробный план-конспект урока тематического рисования, по выбранной студентом теме в соответствии с программой (Ростовцева Н.Н., Кузина В.С.).

Раздел 6. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.

Тема 1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Урок как основная форма организации учебной работы в школе. Кабинет изобразительного искусства в школе, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Методика изготовления наглядных пособий.

Тема 2. Педагогический рисунок, основные аудиовизуальные средства учебной информации.

Педагогический рисунок, основные аудиовизуальные средства учебной информации. Природа возникновения ошибок у учащихся в процессе рисования и различные принципы изображения: с натуры, по представлению и по воображению.

Тема 3. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

Способности педагога-художника, специфика общения между педагогом и учащимся, учет возрастных психологических особенностей художественного развития детей. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

Тема 4. Процесс проживания и посильного создания образа. 

Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Художественно-познавательные способности учащихся, процессы в художественном творчестве, их специфика. Категории «художественный образ» в изобразительном искусстве. Процесс проживания и посильного создания образа.

Тема 1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.  Разработать подробный план-конспект урока декоративного рисования, по выбранной студентом теме в соответствии с программой (Ростовцева Н.Н., Кузина В.С.)
Тема 2. Педагогический рисунок, основные аудиовизуальные средства учебной информации.  Разработать подробный план-конспект урока-беседы по искусству, в соответствии с программой (Ростовцева Н.Н., Кузина В.С.).
Тема 3. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на организацию целенаправленного восприятия; 2) план-конспект урока на тему «Дары осени» (Программа В.С. Кузина, 2 класс).
Тема 4. Процесс проживания и посильного создания образа.  Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на формирование представления о конструктивном строении предмета; 2) план-конспект урока на тему «Дары осени» (Программа В.С. Кузина, 2 класс).

Раздел 7. Методика обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

Тема 1. Теоретические основы методики художественного образования школьников.

Цель и задачи современного художественного образования школьников. Образовательная область «Искусство» в учебном плане школы. Современные цели художественного образования. Место и роль искусства в современном содержании образования. Общие принципы новой педагогики в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательных учебных заведениях. Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании учащихся. Многообразие функций искусства. Анализ современных концепций обучения изобразительному искусству на основе анализа программ.

Тема 2. Содержание предмета изобразительное искусство в школе.

Основы эстетического и художественного образования школьников. Формирование опыта эстетической и художественной деятельности. Особенности видов учебно-изобразительной деятельности учащихся на основе анализа действующих программ. Художественно-образовательное значение рисования с натуры, по памяти, представлению; тематического рисования; декоративно-прикладной деятельности; опыта восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, объектов дизайна. Современные подходы к преподаванию содержания образовательной области «Искусство».

Тема 3. Научно-теоретические основы организации образовательного процесса на уроках изобразительного искусства.

Обучение, воспитание и развитие в структуре целостного процесса художественного образования. Общеэстетические принципы преподавания искусства. Дидактические принципы художественной педагогики. Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства. Содержание понятия «педагогические предметные технологии». Применение педагогических технологий на уроках изобразительного искусства.

Тема 4. Методы обучения на уроках изобразительного искусства.

Методы обучения как средство реализации содержания образования. Влияние методов обучения на характер деятельности учителя и учащихся. Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы обучения. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству.

Тема 5. Урок изобразительного искусства как форма организации познавательной и художественной деятельности учащихся.

Особенности структуры урока изобразительного искусства. Традиционный урок. Структура урока проблемного обучения. Требования к современному уроку изобразительного искусства. Типы уроков. Этапы урока. Виды и формы учебно-познавательной и художественно-творческой работы на уроке изобразительного искусства. Цель урока. Взаимосвязь учебных, воспитательных и развивающих задач как условие реализации целостного педагогического процесса. Особенности практической работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Логика проектирования урока изобразительного искусства. Сценарий урока. План-конспект урока.

Тема 6. Урок искусства – урок-образ: проектирование авторского урока изобразительного искусства.

Проектирование авторского урока по законам искусства. Реализация учебно-познавательных задач урока через переживание и сопереживание содержания. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. Структура урока-образа: сюжет, замысел, завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, финал, концовка. Этапы урока-образа. Принципы проектирования урока-образа.

Тема 7. Игра как форма деятельности. Социальная природа игры. Классификация игр. Модель игры. Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства. Игровые технологии обучения. Особенности игры на уроках в начальной и средней школе. Цель игры. Содержание игровой деятельности. Технология игры. Этапы игры: погружение в тему, актуализация и формулирование проблемы, художественно-педагогическое моделирование игры, сюжет и содержание игры, кульминация игры, финал и концовка игры. Результат и анализ игры.

Тема 1. Теоретические основы методики художественного образования школьников. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на формирование представления о цвете предмета; 2) план-конспект урока на тему «Дары осени» (Программа В.С. Кузина, 2 класс).
Тема 2. Содержание предмета изобразительное искусство в школе. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на конструктивное построение предмета; 2) план-конспект урока на тему «Дары осени» (Программа В.С. Кузина, 2 класс).
Тема 3. Научно-теоретические основы организации образовательного процесса на уроках изобразительного искусства. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на живописное решение натюрморта; 4) план-конспект урока на тему «Дары осени» (Программа В.С. Кузина, 2 класс).
Тема 4. Методы обучения на уроках изобразительного искусства. Самостоятельная работа: 1) план-конспект урока по программе Т.Я. Шпикаловой в 4 классе «Летний натюрморт» или «Зимний натюрморт».
Тема 5. Урок изобразительного искусства как форма организации познавательной и художественной деятельности учащихся. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока в 4 классе на объяснение взаимодействия предметов и среды (программа В.С. Кузина, рисование двух предметов разной окраски).
Тема 6. Урок искусства – урок-образ: проектирование авторского урока изобразительного искусства. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на формирование представления об изображении предмета в ракурсе (например, к уроку «На качелях» по программе В.С. Кузина 3 класс); 2) план-конспект урока «Зимние развлечения с друзьями» (2 класс), «Мы сажаем деревья» (3 класс) и т.д.
Тема 7. Игра как форма деятельности. Социальная природа игры. Самостоятельная работа: 1) фрагмент урока на формирование представления об изображении предмета в ракурсе (например, к уроку «На качелях» по программе В.С. Кузина 3 класс); 2) план-конспект урока «Зимние развлечения с друзьями» (2 класс), «Мы сажаем деревья» (3 класс) и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: