Как организовать фототерапевтический проект «Чудный миг»
Окружающую среду дети воспринимают визуально. Наглядные пособия им более понятны, чем устные инструкции. Предлагаем организовать проект, который построен на основе фототерапии. С его помощью вы заинтересуете воспитанников и решите коррекционные задачи. Дети увидят и определят свои эмоции на фотографиях, станут героями фотовыставок.
Фототерапия — одно из направлений арт-терапии, в котором для решения психологических проблем применяются фотографии. Фотография появилась в 1822 году и долгое время использовалась в различных областях человеческой деятельности — от архитектуры до криминалистики. В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии.
Фотография — средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, которое положительно влияет на психическое и физическое здоровье.
Функции фотографии
|
|
Фототерапевтический проект «Чудный миг» построен на основе фототерапии. Почему именно фотография? Содержание фототерапии — это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение в сочетании с разнообразными видами творческой деятельности: изобразительным искусством, танцем, сочинением рассказов, стихотворений и проч.
Для ребенка дошкольного возраста естественно выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография для него — одно из средств общения с миром. С ее помощью он может высказать свои потребности и переживания.
|
Доктор медицинских наук Алексей Копытин, один из немногих, кто в России разрабатывает и практикует метод фототерапии, на основе собственного опыта выделил следующие функции фотографии:
· фокусирующая — фотография «оживляет» моменты, воспоминания и приводит к повторному переживанию событий — как положительных, так и отрицательных;
· стимулирующая — во время создания или восприятия снимков активизируются разные сенсорные системы, прежде всего зрение;
· организующая — фотосъемка невозможна без способности сделать выбор и встроить объект восприятия в систему личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями;
· объективирующая — фотография делает видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении;
|
|
· отражающая — фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда в наличии большое количество снимков. С их помощью можно провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая среда в разных ситуациях и режимных моментах;
· смыслообразующая — ребенку увидеть смысл поступков, переживаний — как своих собственных, так и сверстников, позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть переживания и поступки в совершенно новом свете;
· защитная — фотография обеспечивает своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогает контролировать их.
Как говорил Анри Картье-Брессон, известный французский фотограф, основатель жанра «уличная фотография»: «Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить».
Этапы реализации проекта
Цели проекта — укрепить межличностные связи в диаде «родитель — ребенок» и расширить представления детей о самих себе. Реализуйте проект с октября по май со всеми дошкольными группами, при этом варьируйте темы — в зависимости от возраста и задач развития воспитанников. Календарно-тематический план мероприятий.
|
С помощью проекта развивайте у детей:
· социально-коммуникативную компетентность — умения понимать эмоциональное состояние других людей и рассказывать о нем; получать необходимую информацию в общении; слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.); уважительно относиться к окружающим людям;
· визуальное мышление, творческую фантазию и эстетические представления детей об окружающем мире.
Проект предполагает три этапа:
1. Проектировочный:
· подберите и проанализируйте литературу по фототерапии;
· разработайте план мероприятий;
· подготовьте материально-техническую базу.
2. Основной — проведите запланированные мероприятия (выставки, фотосессии и проч.).
3. Заключительный:
· проанализируйте эффективность проекта;
· попросите родителей заполнить анкеты.
Три направления деятельности в рамках проекта
1. Организуйте семейные фотовыставки. Семейные фотографии отражают жизнь детей за пределами детского сада. Они позволяют ребенку поделиться своим жизненным опытом, а также показывают многообразие проявлений детского поведения и эмоций в совместной со взрослыми деятельности.
Эта форма работы поможет вам и воспитателям ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их традиции, семейную историю, проникнуться атмосферой.
Темы фотовыставок:
· «Мои мама и папа — первоклассники»;
· «Зверье мое»;
· «Мой лучший друг»;
· «Самый счастливый день»;
· «Наша семья»;
· «Сегодня мы с мамой решили, что папа у нас самый лучший»;
· «Сегодня мы с папой решили, что мама у нас самая красивая»;
· «Счастливы, потому что вместе».
2. Работайте с готовыми фотографиями. Данное направление предполагает создание фотоколлажей. Зачем это нужно?
Центральное психологическое новообразование дошкольного периода — воображение. Чтобы оно развивалось, необходимо предлагать ребенку разнообразную предметную деятельность. Он должен иметь возможность активно действовать, переиначивая, переворачивая, изменяя привычные и знакомые предметы, изображения, ситуации. Деятельность, в которой реализуется предметное воображение, должна быть самостоятельной — только в этом случае дошкольник имеет возможность воображать, а не следовать инструкции и воображению взрослого.
|
|
Предлагая ребенку создать фотоколлаж, вы даете ему свободу действий: вырезать, приклеивать, дорисовывать. Используйте фотографии детей, фото из журналов и газет. Соединяя детали разных фотографий, ребенок придумывает свой «чудесный портрет» или воображает себя в будущем, отвечает себе на вопрос «Чего я хочу?». Такие детские работы — хороший диагностический материал.
Темы фотоколлажей: «Чудный портрет»; «Это я, когда вырасту»; «Мы и дорога»; «Мама, папа, я — спортивная семья».
3. Создавайте фотографии. Одна из важных задач педагога-психолога — научить дошкольников распознавать и контролировать эмоции. Чтобы дети могли верно оценивать свое состояние и в нужный момент управлять им, они должны уметь понимать себя, ощущения своего тела и описывать их. Обучать этому надо систематически, сочетая различные способы. Один из них — фотосессии.
На занятии предложите детям любую эмоцию (грусть, страх, злость и т. д.). Обсудите ее, проиграйте, а затем сделайте портретные снимки в заданном эмоциональном состоянии. В этом случае дошкольники могут посмотреть друг на друга в процессе создания фотографии.
Фотосессии устраивайте в первой половине дня. После дневного сна повесьте в раздевальной (она же приемная) распечатанные готовые фотографии. Другой вариант — снимки можно показать на экране компьютера.
Вы можете создать серию фотографий и запечатлеть детей в разных эмоциональных состояниях. Но такие фотосессии лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.
Независимо от того, какую формы работы вы используете (групповую или индивидуальную), вы получите результат — надежно закрепите в памяти воспитанников разные эмоциональные состояния.
|
|
Темы фотосессий: «Я грущу»; «Смешная рожица»; «Что, страшно?»; «Это я и мой друг»; «Хорошее настроение».
Разработайте план мероприятий в рамках проекта, при этом чередуйте три направления деятельности, то есть выставки, фотоколлажи и фотосессии, например как представлено ниже в таблице.
Скачать план в pdf