Тема: Правописание И/Ы после приставок на согласный
Тема: Правописание сложных слов
Тема: Орфографический анализ текста
Тема: Лексическое значение слова. Определение значения, происхождения и сферы употребления слов с использованием лингвистических словарей.
Задание 1. Прочитайте высказывания о слове. Вдумайтесь в их смысл. Что их объединяет? На какое свойство слова обратили внимание авторы этих строк? Почему так высоко оценивает силу слова каждый из них? Согласны ли вы с ними? Докажите на конкретных примерах справедливость этих высказываний (дайте развернутый ответ, 3-5 предложений).
Задание 2. Прочитайте. Какой практический вывод можно сделать на основе данного текста? Дайте письменный развернутый ответ на вопрос: Как и для чего нужно обогащать свой словарный запас?
Задание 3. Прочитайте. Объясните, какие значения слова дорога раскрыты в стихотворении. Выпишите из стихотворения все существительные, определите их значение, происхождение и сферу употребления с использованием толкового и этимологического словаря.
|
|
Задание 4. Пользуясь толковым словарём, объясните, какие значения имеют слова идти, стоять, учиться, дом, стол, горячий, воздушный.
Задание 5. Спишите предложения. Укажите, какие слова употреблены в прямом значении, какие – в переносном.
Домашнее задание:
1. Составьте предложения (или связный текст), употребляя данные слова в прямом и переносном значениях.
Чистый, горький, сладкий, холодный, тлеть, лететь, вершина, зерно, осень, утро.
Используя материал с. 57-61 учебника Власенкова А.И. ( Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2019. – 287 с.), заполните таблицу «Лексика русского языка с точки зрения происхождения» (таблицу можно заполнить в электронном виде и предоставить файл на проверку).
Лексика русского языка с точки зрения происхождения»
Исконно русская лексика | Заимствованная лексика | |||||
Общеславянские слова (период возникновения, особенности): … | Примеры: сени, ковать, сечь, мотыга, челног … | Из греческого языка (период заимствования):примеры терем, лохань, фонарь, герой. | Из латинского языка (период заимствования):примеры автор, литература, глобус, гербарий | |||
Из тюркских языков (период заимствования):примеры тулуп, сарафан, амбар, очаг, арбуз | Из скандинавских языков (период заимствования):примеры горе, слабый, товарищ, печаль | |||||
Восточнославянские или древнерусские слова (период возникновения, особенности): …
| Примеры: сизый, рокотать, девяносто, внезапно … | Из древнееврейского языка (период заимствования):примеры хлопцы, документ, фирма, компания | Из немецкого языка (период заимствования):примеры абзац, бант, шахта, кастрюля, шнур. | |||
Из французского языка (период заимствования):примеры пилотаж, саквояж, пляж, турне, колье | Из английского языка (период заимствования):примеры джентльмен, митинг, спортсмен | |||||
Собственно русские слова (период возникновения, особенности): … | Примеры: голубцы, обиняк, опыт, ворковать, распекать … | Из итальянского языка (период заимствования):примеры браво, валюта, макароны, пианино | Из испанского языка (период заимствования):примеры гитара, серенада | |||
Из финского языка (период заимствования):примеры пурга, пельмени, хутор | Из венгерского языка (период заимствования):примеры шалаш, чапрак, бан. |