Темы докладов на практических занятиях

История (История России, Всеобщая история)

Порядок формирования результирующей отметки по учебной дисциплине

– Дифференцированный зачет при использовании балльно-рейтинговой системы

Элементы результирующей отметки Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Творческое задание 11 20
Доклады на практических занятиях 10 20
Эссе 10 20
Итоговое тестирование 20 40
Итого 51 100

Шкала перевода баллов в отметки:

Отметка Количество баллов
«2» неудовлетворительно < 51
«3» удовлетворительно 51-60
«4» хорошо 61-80
«5» отлично 81-100


Варианты творческого задания по дисциплине

 

Вариант 1.

Характерные черты и особенности социально-экономического и политического развития народов Европы в эпоху Средневековья.

Составьте сравнительную таблицу:

  Западная Европа Русь страны Востока
Устройство общества      
Религия и культура      
Хозяйство и собственность      
Власть      

 

Вариант 2.

Творческое письменное задание по теме: «Средневековый западноевропейский город».

Прочитайте текст классика французской исторической мысли Ж. Ле Гоффа и ответьте на вопросы:

1. Расскажите, как развивался средневековый западноевропейский город. Какие основные функции он выполнял?

2. Какое значение для развития городов имела торговля и сельское хозяйство?

3. Что позволило городу стать «двигателем» экономической жизни, несмотря на малочисленность городского населения?

4. Вспомните, какую роль сыграло городское сословие в политической жизни, в становлении капитализма.

5. Попробуйте (на основании прочитанного текста и материала лекции) составить ответ на тему: «Город и прогресс средневекового западноевропейского общества».

Ж. Ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада» (текст адаптирован):

«Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства.

Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские (в монастырских школах обучали лишь тех, кто хотел стать священнослужителем). Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли».

Вариант 3.

Найдите исторические ошибки в предложенном тексте и объясните их.

«Средневековая Европа».

Феодальное общество средневековой Европы имело ряд особенностей. Оно было сословным, и эти сословия по отношению друг к другу были равноправны. Дворянство обладало земельными владениями, называвшимися феодами. Эти феоды находились в их исключительном распоряжении. Поэтому феодалы были совершенно независимы и самостоятельны. Большую роль играла католическая церковь. Но она никогда не претендовала на политическую власть. Её стремления распространялись только на воспитание верующих в духе радости земному существованию, как высшей цели жизни. Крестьянство вело хозяйство на собственных участках земли. Именно они были основой войск в эпоху Карла Великого и Оттона I. Эти правители ставили главной целью захват арабских владений и крещение население в католичество.

20 баллов ставится за полную развернутую аргументацию, подтверждение каждого ответа точным указанием на конкретные исторические факты, отсутствие неточностей в изложении

19-17 баллов ставится за полную развернутую аргументацию, подтверждение каждого ответа указанием на конкретные исторические факты, но в изложении есть 1-3 несущественных неточности.

16-14 баллов - ставится обучающемуся при соблюдении следующих условий:

 - знание программного материала

- грамотное изложение, без существенных фактических неточностей в ответе на вопрос,

- правильное применение теоретических знаний

- владение необходимыми навыками при выполнении практических задач.

14-11 баллов - ставится обучающемуся при соблюдении следующих условий:

- усвоение основного материала

- при ответе допущены существенные фактические неточности

- при ответе недостаточно правильные формулировки

- нарушение последовательности в изложении программного материала

- затруднения в выполнении практических заданий.

Менее  11 баллов - ставится обучающемуся при соблюдении следующих условий:

 - незнание программного материала,

- при ответе возникают ошибки,

- затруднения при выполнении практических работ.



Темы докладов на практических занятиях

Методические рекомендации для подготовки к докладам:

Время на выступление с докладом ограничивается 7-10 минутами. После выступления предполагается обсуждение услышанного: докладчику задаются вопросы, высказываются альтернативные суждения. Интересное выступление может породить дискуссию, то есть обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы в целом.

Требования к учебному докладу:

· Доклад обязательно должен содержать в себе определенную научную проблему. Как правило, проблема содержится уже в самом названии доклада, например: «Приход нацистов к власти в Германии: случайность или закономерность?». Иногда она там присутствует в скрытой форме. Так в докладе «Формирование военно-политических блоков, НАТО и Варшавского договора. Начало Холодной войны» следует основное внимание уделить именно причинам начала блокового противостояния, а истории Холодной войны в целом. Если вы сомневаетесь, правильно ли поняли проблему, проконсультируйтесь у преподавателя.

· При подготовке доклада студент опирается на широкий круг источников и литературы. Насколько он будет широк, определяется темой. Если литература насчитывает десятки единиц монографий и статей, лучше всего обратиться за советом к преподавателю – что он порекомендует в качестве опоры. Это позволит вам сэкономить время на поиск материала, и вы сразу же будете ориентированы на лучшие образцы историографии.

· Любой доклад выигрывает, если в нем есть краткое историографическое введение, то есть краткий обзор существующих в историографии основных подходов к данной проблеме. Если по ходу выступления вы планируете сравнивать эти подходы по определенным аспектам темы, то в начале доклада можете ограничиться лаконичной характеристикой этих подходов, близкой к простому перечислению. 

· Композиция доклада должна включать в себя следующие составные части: краткое введение (постановка проблемы, обозначение цели исследования, вышеупомянутый историографический обзор), основную часть и заключение (выводы и формулирование собственной позиции докладчика).

· Каждый преподаватель желал бы, чтобы автор доклада отразил в нем собственный обоснованный взгляд на проблему. Такой взгляд или подход принято называть оригинальным. Оригинальный взгляд на проблему есть продукт высокого интеллекта и глубоких знаний. Далеко не все студенты и не всегда готовы продемонстрировать эти два замечательных качества сразу. Поэтому если время и доступная литература вам не позволили дойти до такого уровня осмысления проблемы, или вы испытываете сильные сомнения по поводу своих умозаключений, солидаризуйтесь с уже существующей точкой зрения, которая вам представляется наиболее верной. Только объясните   причины сделанного выбора.

Основную часть доклада целесообразно готовить в следующей последовательности.

· Выделив ключевую проблему доклада, постарайтесь разложить ее на важнейшие аспекты. Эти аспекты станут несущей конструкцией вашего доклада, сформируют его структуру. Выделение важнейших аспектов следует проводить в ходе знакомства с литературой и источниками. Если сомневаетесь в своем плане, посоветуйтесь с преподавателем.

· В рекомендованной литературе и источниках выберите материал, относящийся к этим аспектам. Не стоит прибегать к простой компиляции, так как заимствования у разных авторов могут противоречить или даже опровергать друг друга. Поэтому материал надо перерабатывать, то есть осмысливать критически, сопоставлять, проверять на соответствие источникам. Если есть противоположные мнения по одним и тем же фактам, то вы можете показать это в своем докладе, сделав его более проблемным и подстегнув интерес слушателей.

· Продумайте систему логических переходов от одного аспекта к другому. Старайтесь, где это необходимо, придерживаться хронологической последовательности в изложении.

Доклад написан, и остается последняя задача – донести его содержание до слушателей. Чтобы выступление было успешным, целесообразно перечитать написанное на свежую голову и вслух. Во-первых, вы проверите, укладываетесь ли вы в отведенное время. Во-вторых, «свежая голова» необходима, чтобы вовремя удалить из написанного возможные повторения, исправить несоответствия, стилистические погрешности. Следите также за тем, чтобы не перегружать слушателя большим количеством деталей, цифр, дат, имен и географических названий – избыточная информация быстро утомляет слушателей, рассеивает внимание аудитории.

При выступлении с докладом приветствуется творческий подход. Он может проявиться в нестандартном взгляде на проблему, в выборе какой-либо особой методологии, интересной манере изложения материала, подборе иллюстративного материала, способах активизации интереса аудитории к докладу (можно читать его под музыку, подготовить мультимедиа-презентацию и т.д.). Но учтите: избыточный интерес слушателей к форме выступления порой вредит его содержанию.

Наглядный материал может иметь разные формы – мультимедийная презентация, записи на доске (сделанные заблаговременно), карты, схемы, таблицы, репродукции картин, и т.п. Это позволит вам, с одной стороны, повысить интерес аудитории к вашему выступлению, а с другой, донести сложную для восприятия информацию – например, статистические данные – в удобной и легкой для восприятия форме

Если вы хотите сами инициировать дискуссию после своего доклада, то не лишним будет заранее подготовить перечень вопросов, выносимых на обсуждение, и довести их до сведения аудитории в начале выступления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: