История (История России, Всеобщая история)
Порядок формирования результирующей отметки по учебной дисциплине
– Дифференцированный зачет при использовании балльно-рейтинговой системы
Элементы результирующей отметки | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
Творческое задание | 11 | 20 |
Доклады на практических занятиях | 10 | 20 |
Эссе | 10 | 20 |
Итоговое тестирование | 20 | 40 |
Итого | 51 | 100 |
Шкала перевода баллов в отметки:
Отметка | Количество баллов |
«2» неудовлетворительно | < 51 |
«3» удовлетворительно | 51-60 |
«4» хорошо | 61-80 |
«5» отлично | 81-100 |
Варианты творческого задания по дисциплине
Вариант 1.
Характерные черты и особенности социально-экономического и политического развития народов Европы в эпоху Средневековья.
Составьте сравнительную таблицу:
Западная Европа | Русь | страны Востока | |
Устройство общества | |||
Религия и культура | |||
Хозяйство и собственность | |||
Власть |
|
|
Вариант 2.
Творческое письменное задание по теме: «Средневековый западноевропейский город».
Прочитайте текст классика французской исторической мысли Ж. Ле Гоффа и ответьте на вопросы:
1. Расскажите, как развивался средневековый западноевропейский город. Какие основные функции он выполнял?
2. Какое значение для развития городов имела торговля и сельское хозяйство?
3. Что позволило городу стать «двигателем» экономической жизни, несмотря на малочисленность городского населения?
4. Вспомните, какую роль сыграло городское сословие в политической жизни, в становлении капитализма.
5. Попробуйте (на основании прочитанного текста и материала лекции) составить ответ на тему: «Город и прогресс средневекового западноевропейского общества».
Ж. Ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада» (текст адаптирован):
«Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.
Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.
Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.
|
|
Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства.
Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.
В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские (в монастырских школах обучали лишь тех, кто хотел стать священнослужителем). Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли».
Вариант 3.
Найдите исторические ошибки в предложенном тексте и объясните их.
«Средневековая Европа».
Феодальное общество средневековой Европы имело ряд особенностей. Оно было сословным, и эти сословия по отношению друг к другу были равноправны. Дворянство обладало земельными владениями, называвшимися феодами. Эти феоды находились в их исключительном распоряжении. Поэтому феодалы были совершенно независимы и самостоятельны. Большую роль играла католическая церковь. Но она никогда не претендовала на политическую власть. Её стремления распространялись только на воспитание верующих в духе радости земному существованию, как высшей цели жизни. Крестьянство вело хозяйство на собственных участках земли. Именно они были основой войск в эпоху Карла Великого и Оттона I. Эти правители ставили главной целью захват арабских владений и крещение население в католичество.
20 баллов ставится за полную развернутую аргументацию, подтверждение каждого ответа точным указанием на конкретные исторические факты, отсутствие неточностей в изложении
19-17 баллов ставится за полную развернутую аргументацию, подтверждение каждого ответа указанием на конкретные исторические факты, но в изложении есть 1-3 несущественных неточности.
16-14 баллов - ставится обучающемуся при соблюдении следующих условий:
- знание программного материала
- грамотное изложение, без существенных фактических неточностей в ответе на вопрос,
- правильное применение теоретических знаний
- владение необходимыми навыками при выполнении практических задач.
14-11 баллов - ставится обучающемуся при соблюдении следующих условий:
- усвоение основного материала
- при ответе допущены существенные фактические неточности
- при ответе недостаточно правильные формулировки
- нарушение последовательности в изложении программного материала
- затруднения в выполнении практических заданий.
Менее 11 баллов - ставится обучающемуся при соблюдении следующих условий:
- незнание программного материала,
- при ответе возникают ошибки,
- затруднения при выполнении практических работ.
Темы докладов на практических занятиях
Методические рекомендации для подготовки к докладам:
Время на выступление с докладом ограничивается 7-10 минутами. После выступления предполагается обсуждение услышанного: докладчику задаются вопросы, высказываются альтернативные суждения. Интересное выступление может породить дискуссию, то есть обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы в целом.
Требования к учебному докладу:
· Доклад обязательно должен содержать в себе определенную научную проблему. Как правило, проблема содержится уже в самом названии доклада, например: «Приход нацистов к власти в Германии: случайность или закономерность?». Иногда она там присутствует в скрытой форме. Так в докладе «Формирование военно-политических блоков, НАТО и Варшавского договора. Начало Холодной войны» следует основное внимание уделить именно причинам начала блокового противостояния, а истории Холодной войны в целом. Если вы сомневаетесь, правильно ли поняли проблему, проконсультируйтесь у преподавателя.
|
|
· При подготовке доклада студент опирается на широкий круг источников и литературы. Насколько он будет широк, определяется темой. Если литература насчитывает десятки единиц монографий и статей, лучше всего обратиться за советом к преподавателю – что он порекомендует в качестве опоры. Это позволит вам сэкономить время на поиск материала, и вы сразу же будете ориентированы на лучшие образцы историографии.
· Любой доклад выигрывает, если в нем есть краткое историографическое введение, то есть краткий обзор существующих в историографии основных подходов к данной проблеме. Если по ходу выступления вы планируете сравнивать эти подходы по определенным аспектам темы, то в начале доклада можете ограничиться лаконичной характеристикой этих подходов, близкой к простому перечислению.
· Композиция доклада должна включать в себя следующие составные части: краткое введение (постановка проблемы, обозначение цели исследования, вышеупомянутый историографический обзор), основную часть и заключение (выводы и формулирование собственной позиции докладчика).
· Каждый преподаватель желал бы, чтобы автор доклада отразил в нем собственный обоснованный взгляд на проблему. Такой взгляд или подход принято называть оригинальным. Оригинальный взгляд на проблему есть продукт высокого интеллекта и глубоких знаний. Далеко не все студенты и не всегда готовы продемонстрировать эти два замечательных качества сразу. Поэтому если время и доступная литература вам не позволили дойти до такого уровня осмысления проблемы, или вы испытываете сильные сомнения по поводу своих умозаключений, солидаризуйтесь с уже существующей точкой зрения, которая вам представляется наиболее верной. Только объясните причины сделанного выбора.
|
|
Основную часть доклада целесообразно готовить в следующей последовательности.
· Выделив ключевую проблему доклада, постарайтесь разложить ее на важнейшие аспекты. Эти аспекты станут несущей конструкцией вашего доклада, сформируют его структуру. Выделение важнейших аспектов следует проводить в ходе знакомства с литературой и источниками. Если сомневаетесь в своем плане, посоветуйтесь с преподавателем.
· В рекомендованной литературе и источниках выберите материал, относящийся к этим аспектам. Не стоит прибегать к простой компиляции, так как заимствования у разных авторов могут противоречить или даже опровергать друг друга. Поэтому материал надо перерабатывать, то есть осмысливать критически, сопоставлять, проверять на соответствие источникам. Если есть противоположные мнения по одним и тем же фактам, то вы можете показать это в своем докладе, сделав его более проблемным и подстегнув интерес слушателей.
· Продумайте систему логических переходов от одного аспекта к другому. Старайтесь, где это необходимо, придерживаться хронологической последовательности в изложении.
Доклад написан, и остается последняя задача – донести его содержание до слушателей. Чтобы выступление было успешным, целесообразно перечитать написанное на свежую голову и вслух. Во-первых, вы проверите, укладываетесь ли вы в отведенное время. Во-вторых, «свежая голова» необходима, чтобы вовремя удалить из написанного возможные повторения, исправить несоответствия, стилистические погрешности. Следите также за тем, чтобы не перегружать слушателя большим количеством деталей, цифр, дат, имен и географических названий – избыточная информация быстро утомляет слушателей, рассеивает внимание аудитории.
При выступлении с докладом приветствуется творческий подход. Он может проявиться в нестандартном взгляде на проблему, в выборе какой-либо особой методологии, интересной манере изложения материала, подборе иллюстративного материала, способах активизации интереса аудитории к докладу (можно читать его под музыку, подготовить мультимедиа-презентацию и т.д.). Но учтите: избыточный интерес слушателей к форме выступления порой вредит его содержанию.
Наглядный материал может иметь разные формы – мультимедийная презентация, записи на доске (сделанные заблаговременно), карты, схемы, таблицы, репродукции картин, и т.п. Это позволит вам, с одной стороны, повысить интерес аудитории к вашему выступлению, а с другой, донести сложную для восприятия информацию – например, статистические данные – в удобной и легкой для восприятия форме
Если вы хотите сами инициировать дискуссию после своего доклада, то не лишним будет заранее подготовить перечень вопросов, выносимых на обсуждение, и довести их до сведения аудитории в начале выступления.