Ирландская книжная миниатюра

Книжная миниатюра. Начальная фаза ирл. книжной миниатюры проходит в отрыве от позднеантичной изобразительной традиции, и это является определяющим фактором в ее дальнейшей эволюции. На фоне упадка изобразительности в эпоху раннего средневековья, связанного с варваризацией Европы, ирл. рукописи являются необходимым звеном в сложении художественного языка средневековья, убедительным свидетельством существования мощной самостоятельной неантичной изобразительной традиции, имеющей изначально нефигуративный, орнаментальный характер.

В кон. VI в. ирл. писцы выработали особый тип письма, к-рый получил название «островного». Это письмо развилось на основе рим. полуунциала, с введением нек-рых элементов рунического письма и греч. букв. Такой характер написания букв делает легко узнаваемым вид страницы ирл. кодекса. Интерес к греч. языку в среде ирл. монашества проявляется, в частности, в том, что иногда лат. тексты записываются греч. буквами. Окончательно островное письмо вышло из употребления только в XIII в. Ирл. каллиграфия оказала большое влияние на письмо Британии (здесь под его влиянием возникло «англосаксонское острое» письмо) и континентальные скриптории, основанные ирл. монахами.

Орнаментика ирл. рукописей основывается на слиянии разных традиций, прежде всего, кельтской, коптской и англосаксонской. Все эти черты можно видеть в изделиях из металла и каменных рельефах. Соединение абстрактной геометрии кельтов (разнообразных спиралей, сложнейших плетенок) и персонажей англосаксон. «звериного стиля» определяют характерный облик декорации ирл. рукописи. Восприятие книги в Ирландии наложило отпечаток на ее использование и украшение. Мн. ранние ирл. книги почитались как реликвии, им приписывали чудотворные свойства, они хранились в специальных реликвариях, но, несмотря на это, многие из них дошли до нас в очень плохом состоянии, так как применялись для исцеления людей и животных и даже участвовали в битвах. Отношение к книге как к свящ. предмету заставляло покрывать ее страницы сложнейшим орнаментальным узором, благодаря чему рукопись воспринималась как ювелирное изделие. Поэтому переход орнаментов и изображений, покрывавших поверхность ювелирных украшений или металлических предметов, на страницу рукописи выглядит вполне закономерным. Близость к изделиям из металла и имитация выемчатых эмалей с разделением формы на отдельные сектора, заполненные разными цветами, определила важнейшие стилистические черты ирл. рукописей — линеарность, плоскостность, сочетание сильного контура с яркими локальными цветами. Черты ирл. иллюстрации: плоскостной характер изображения, отсутствие глубины и объема, ковровый характер изображения, «боязнь пустого пространства», проявляющаяся в сплошном заполнении страницы, будут долго сохраняться в рукописях Сев. Европы.

Важнейшим событием для ирл. искусства была встреча с раннехрист. искусством на территории Нортумбрии. Роль посредника между ранней, чисто орнаментальной ирл. традицией и развитым фигуративным искусством средиземноморского типа сыграли рукописи, привезенные Бенедиктом Бископом из Рима до 679 г. Встреча эта была исключительно плодотворна для нортумбрийско-ирл. школы; произошло слияние островной орнаментики и каллиграфии с развитым фигуративным искусством средиземноморского типа со сложившейся иконографией и сюжетным рядом. Однако исключительно орнаментальный характер раннего изобразительного искусства Ирландии накладывает отпечаток на всю последующую историю ирл. миниатюры. Даже копируя традиционные раннехрист. сюжетные изображения, ирл. художник стремится превратить их в орнамент. Орнаментальный характер всех форм, плоскостность фигур, абстрактная трактовка складок и лиц всегда будут свойственны островному искусству.

Самая древняя сохранившаяся ирл. рукопись — псалтирь, но самым распространенным ирл. иллюстрированным текстом было Четвероевангелие. Евангелия отделялись друг от друга орнаментальной, т. н. ковровой страницей, и начинались с большого полностраничного инициала — инципита, вводящего первые слова Евангелия. Инципитов было 5: 4 к Евангелиям и один — к тексту Евангелия от Матфея (1. 18), где говорится о рождестве Иисуса Христа. Этот инициал (обычно самый развитый из 5) носит название «Хи Ро Йота», так как является греч. монограммой (или т. н. Nomina Sacra), заменяющей имя Иисуса Христа, с к-рого начинается этот стих.

Помимо этого, в декорацию Евангелия входили и полностраничные изображения символов евангелистов, либо, уже после знакомства со средиземноморской традицией, их образов. В нек-рых случаях к ним добавлялись дополнительные полностраничные инициалы и сюжетные иллюстрации. Самая развитая программа такого рода представлена в Келлской книге (Trinity College Library, Dublin. A. I. (58)), рубеж VIII и IX вв.).

Т. о., структура ирл. Четвероевангелия в период расцвета представляет собой слияние 2 традиций — островной орнаментальной (ковровые страницы и инципиты) и позднеантичной фигуративной (портреты евангелистов). В отличие от ковровых страниц, к-рые выйдут из употребления с концом «золотого века» ирл. миниатюры, полностраничные инициалы будут востребованы в каролингских и оттоновских рукописях.

Историю ирл. миниатюры можно условно разделить на 3 этапа. Ранний этап (кон. VI — сер. VII вв) — период сложения. Главные скриптории находятся на территории Ирландии; качество пергамена еще низкое, размеры рукописей небольшие, декорация сводится к выделению начальных букв. Самая ранняя декорированная рукопись из сохранившихся — Псалтирь, т. н. Катах (от ирл. «боевой») св. Колумбы(Royal Irish Academy, Dublin. S. n., кон. VI — нач. VII в). Эту рукопись традиционно связывают с именем св. Колумбы, веря, что она переписана его рукой. Псалтирь считалась священной реликвией и хранилась в специальном реликварии (кумдах), к-рый в битве несли перед войсками. Ее декорация сводится к выделению черно-белых инициалов в начале каждого псалма (сохранилось 60). В украшении инициалов использована кельтская орнаментика, хорошо известная по таким предметам декоративно-прикладного искусства этого времени, как корона Петри. Нек-рые исследователи видят здесь еще и коптские черты — простые плетенки и цветные точки вокруг букв.

«Нортумбрийско-ирландская школа» (2-я пол. VII — нач. IX вв.) — перемещение основных скрипториев в Нортумбрию (Линдисфарн, Вермут-Ярроу). Этот период называют «золотым веком» ирл. миниатюры. Несмотря на то, что рукописи этой школы можно легко выделить, точное местонахождение скриптория до сих пор не выяснено, и непонятно, были они выполнены на территории Ирландии или в Нортумбрии. В любом случае, принадлежность их ирл. мастерам не подвергается сомнению. В Нортумбрии в это время копируются рим. книги, свидетельство чему — Амиатинский кодекс (Laurent. Amiatinus 1, до 716 г.). Происходит обогащение ирл. традиции благодаря соприкосновению с нортумбрийской, усвоение средиземноморского типа иллюстраций при сохранении традиционных для Ирландии черт. Вырабатывается особый, так называемый «островной» тип иллюстрированного четвероевангелия. Используется качественный пергамен, драгоценные пигменты (ограниченное количество цветов — черный, синий, оттенки красного, желтый, редко зеленый и никогда золотой); рукописи имеют крупный размер, и, возможно, выставляются в храме в качестве драгоценной реликвии. След. этап в традиции иллюминирования — усложнение структуры и рост качества декорации — появление полностраничных цветных иллюстраций и сложение ясной законченной структуры островного Четвероевангелия. Все инициалы имеют устойчивую схему, отличаясь лишь степенью разработанности и качеством исполнения. Помимо этого, появляются полностью орнаментальные, так называемые «ковровые страницы».

К этому периоду относятся: т. н. Книга из Дарроу (Trinity College Library, Dublin. A. 4. 5. (57), 90-е гг. VII в.), Эхтернахское Евангелие (Paris. Lat. 9389, 690 г.), Линдисфарнское Евангелие (Lond. Brit. Lib. Cotton MS Nero D.IV, 698 г.), Евангелие из Личфилда (Lichfield Cathedral, нач. VIII в.) и Келлская книга. Во всех этих кодексах есть ковровые страницы, инципиты и изображения символов евангелистов (а в последних 3 — и их образы). В Евангелии из Дарроу 4 апокалиптических животных соотносятся с евангелистами иначе, чем в континентальных (не по блж. Иерониму Стридонскому, а по свт. Иринею Лионскому): евангелисту Марку соответствует орел, евангелисту Иоанну — лев. В Линдисфарнском Евангелии, иллюстрации к-рого представляют собой копии миниатюр Амиатинского кодекса, привезенного Бенедиктом Бископом из Рима в Вермут-Ярроу в 679 г., образы евангелистов выполнены под явным влиянием образца, но фигуры распластаны по плоскости, пространственная среда отсутствует, предметы обстановки превращены в орнамент. Миниатюры Евангелия из Личфилда несут следы коптских влияний (напр., евангелист Лука представлен со скрещенными на груди руками и двумя жезлами, подобно Осирису). В Келлской книге появились более переработанные и адаптированные к островному стилю сюжетные изображения — «Взятие Христа под стражу», «Искушение Христа», «Богоматерь с Младенцем и ангелами». Здесь впервые в истории ирл. изобразительности заметны признаки трехмерного восприятия изображения — одни фигуры изображаются позади других: так, за обрамлением портрета евангелиста Иоанна видна фигура Иисуса Христа, «обнимающего мир». В декор страницы, заполненной инициалом «Хи Ро», включаются фигуры людей, ангелов, 2 кошек и мышей — свидетельство своеобразия ирл. изобразительности.

Поздний этап приходится на IX–XII вв. Расцвет традиции был прерван внезапно, из-за набегов викингов и разрушения скрипториев, бегства части монахов на континент. Основные скриптории перемещаются снова в И., и такой открытости к влияниям извне, такого количества новшеств, как в предыдущий период, больше не наблюдается. Качество письма и миниатюр падает, писцы возвращаются к карманному формату. Продолжают переписываться и украшаться уже известные типы рукописей, где в конце концов остается лишь первоначальная чисто орнаментальная декорация. Однако уровень графической культуры очень высок, и в течение IX в. создаются такие изысканные по своему декору рукописи, как Евангелие Мак-Регола (Bodl. Auct. D. 2. 19, до 822 г.)и Евангелие Мак-Дёрнана (Lambeth Palace, London. 1370, 888–927 гг.), к-рыевоспроизводят знакомый по произведениям нортумбрийско-ирл. школы тип с полностраничными цветными образами евангелистов и ковровыми страницами, а их сложные орнаментальные бордюры демонстрируют по-прежнему высокий уровень орнаментальной культуры. О рукописях X–XI вв. можно судить по Саутгемптонской псалтири (Cantabr. St. John's. C. 9), сохранившейся лучше других.

Три ее фронтисписа — «Давид во рву львином», «Давид и Голиаф» и «Распятие» свидетельствуют, с одной стороны, о высоком, как и прежде, уровне островной каллиграфии и орнаментики, а с другой — о полном равнодушии островных мастеров к изображению человеческого тела. Об этом свидетельствует и распад формы на отдельные цветные сектора, и причудливое расположение персонажей, имеющее, скорее, геральдический характер.

В XII в. декорация рукописей огранивается только инициалами и орнаментами. Полностраничные иллюстрации сохраняются только в копиях более древних рукописей. Орнамент снова стал преобладать в ирландских рукописях, как это и было в самом начале пути.

Англо-норманское завоевание И. в 1170 г. привело к уничтожению мн. скрипториев и почти прервало древнюю традицию иллюстрирования. Она продолжала существовать до XIV в. только в редких рукописях, создававшихся в мон-рях. Рукописи (на ирл. языке) в большом количестве создавались еще в XVII в., но более скромные и почти без миниатюр.

Миссионерский характер раннего ирл. христианства обусловил основание множества монастырских общин на территории Европы и основание при них скрипториев и библиотек, в основе собраний к-рых — рукописи, принесенные из Ирландии или скопированные там. В скрипториях работали ирл. писцы и обучали местных мастеров. Это привело к широкому распространению ирл. книжной традиции на континенте. Ее специфические черты хорошо различимы в каролингских и оттоновских рукописях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: