Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности.
Цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, море).
Картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать.
Начинать рассматривать такие картины целесообразно со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях (исключать уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи).
Картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей (жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве).
Демонстрационные картин, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами, особенно важны для младших дошкольников. Они дают первоначальные представления о домашних животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры (например, "покормим корову сеном", "угостим козу ветками" и т.п.). Для детей старшего дошкольн
25. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Одним из методов экологического воспитания является игра. Именно игра помогает приобщить ребёнка к природе и сделать это эффективно, легко и радостно.
Сюжетно-ролевые игры– это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному ми
Использование игр в процессе обучения служит для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание их игр в дальнейшем.
Роль- это основа сюжетно-ролевой игры. Ролевые действия осуществляются в соответствии с правилами. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей определенных знаний, которые служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе
Игровые обучающие ситуации
Они связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений-героев полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов, которые воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение -это прежде всего сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Путешествия, в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, и пр., походы, экспедиции, поездки и путешествия. Дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, заведующего фермой, которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
Игровые обучающие ситуации воспитывают в детях: любовь к живой природе, формируют умение взаимодействовать друг с другом, приобщают детей к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в природе.