Признаки тоталитаризма

Тема: Три составляющих формы государства: форма правления, форма государственного устройства и политического режима

Лекция 5.3.

Учебная цель: раскрыть формы правления государства, государственного устройства и политических режимов, признаки и сущность правового государства.

 

План лекции:

1. Формы правления государства.

2. Формы государственного устройства.

3. Типология политических режимов.

 

 

Форма государства – это система организации государственной власти и ее устройство. Она тесно связана с его сущностью и содержанием. В современной науке под категорией формы государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти, характер взаимоотношений центральной и личной власти, методы осуществления управленческой деятельности государства.

В соответствии с таким подходом выделяют три составляющих формы государства: форму правления, форму государственного устройства и форму политического (государственно-правового) режима.

 

                                      I

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, определяющий структуру высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенций между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании властных органов.

В зависимости от того, как осуществляется власть – единолично и наследственно или коллективно и на выборной основе – различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Монарх олицетворяет собой государство, действуя во внутренней и внешней политике от своего имени. Монархи существовали на всех этапах развития государственности. В период рабовладения в странах Востока преобладали деспотические монархии (восточная деспотия). Они отличались практически неограниченной властью монарха (деспота), личность которого обожествлялась.

Античную форму монархии представляла Римская империя, в ходе развития которой постепенно ликвидировались республиканские институты, и власть монарха приобрела неограниченный характер.

В период Средневековья феодальные монархи прошли три этапа развития: раннефеодальная монархия (слабость центральной власти, сохранение пережитков родоплеменных отношений, личная зависимость глав регионов (вассалов) от монарха (сюзерена); сословно-представительная монархия (в условиях слабости центральной власти, т.к. это был период формирования единых государств, монархам требовалась поддержка основных групп населения – сословий. Сословно-представительные органы имели совещательный характер и ограничивали власть монарха в законодательной сфере. По мере формирования центральной власти начался переход к абсолютной монархии.

В Новой и Новейшей истории принято различать неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституциональную) монархию.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически (т.е. отсутствует парламент и конституция).

Ограниченная (конституциональная) монархия – это форма правления, при которой в силу Основного Закона государства власть распределена между монархом и парламентом.

В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют дуалистические и парламентские монархии.

В дуалистической монархии парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти (Марокко и Иордания).

В парламентской монархии власть монарха значительно ограничена, законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы.

 

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Современные республики разделяются на три основных вида: парламентские, президентские и смешанные.

Парламентская республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту. Он определяет направления внутренней и внешней политики. Президент, являясь главной государства, не может быть главой правительства. Его полномочия не могут полностью реализовываться без согласия правительства и парламента. Таким образом, в парламентской республике высшая представительная власть реально контролирует исполнительную, не допуская возможности коррупции и злоупотреблений (Италия, Австрия, ФРГ).

Президентская республика – это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства. Президент, чаще всего, избирается всеобщим голосованием. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом, является верховным главнокомандующим, вправе ввести чрезвычайное и военное положение.

 

В реальной политической жизни конкретной страны складывается ситуация, при которой возможно появление смешанной республики, сочетающей черты президентской и парламентской республик. В таких республиках президент и парламент в той или иной мере делят свои полномочия по отношению к правительству. Так, в РФ Президент, формально не является главой правительства РФ, выполняет многие его функции. Федеральное Собрание и нижняя его палата – Государственная Дума – могут оказать воздействие на Правительство РФ, контролируя его деятельность. Сочетание черт парламентской и президентской республик характерно для вновь образованных государств современности.

 

                                     II

Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Существует три формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Признаки унитарного государства: единая система законодательства, органов власти,  денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, единые вооруженные силы и атрибуты государства (флаг, герб, гимн), единое гражданство.

Большинство современных государств унитарные (Франция, Япония, Швеция, Китай и др.).

Федеративное государство – это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными чертами федерации служат:

- двойная система законодательства и органов власти;

- единая денежная единица;

- двухканальная финансовая и налоговая система;

- двойное гражданство;

- единые вооруженные силы;

- субъекты федерации могут утверждать свои атрибуты государственной власти;

- основные ограничения субъектов федерации – это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и на выход из состава федерации.

Различают территориальные, национальные и смешанные федерации. Национальные государственные образования в составе РФ представляют республики, территориальные области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономии – автономные округа и области.

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо целей.

Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Конфедерация не имеет единой системы законодательства и органов власти, нет единой денежной единицы, отсутствует гражданство конфедерации и единые вооруженные силы, они остаются суверенными субъектами международных отношений.

 

III

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Политический режим – совокупность средств и методов реализации власти. Основными его компонентами являются принцип легитимности, структура институтов власти, система политических партий и движений, форма и роль государства.

Как правило, различают три основных типа политических режимов – авторитарный, тоталитарный и демократический.

Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляетсяабсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Признаки тоталитаризма: 

· Наличие руководящей роли одной партии, осуществление ею диктатуры;

· Официальная, единая и обязательная для всех граждан идеология;

· Монополия государства на СМИ;

· Система насилия, террора органов власти как средство всеобщего контроля над личностью;

· Жёстко централизованное руководство экономикой.

Общество функционирует по принципу: запрещается всё, кроме того, что приказано делать.

Разновидности тоталитаризма: фашизм, национал-социализм, коммунизм.

Авторитаризм – политический режим, с неограниченной властью одногочеловека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, носохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Черты авторитаризма:

· Вся власть концентрируется в руках политического лидера (монарх, тиран) или группы лиц (военная хунта);

· Неограниченность власти и её не подконтрольность гражданам;

· Опора на силу и безусловное подчинение;

· Наличие некоторых атрибутов демократии (существование партий, разделение властей, выборы);

· Недопущение политической оппозиции и невмешательство государства в экономику.

Авторитаризм построен по принципу: разрешено всё кроме политики.

Разновидности авторитаризма (абсолютная монархия, деспотии Древнего Востока, военная хунта и т.д.)

Демократический режим – от греч. Demos – народ, kratos – власть. Такая форма государства основанна на признании народа источником власти, его праваучаствовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругомгражданских прав и свобод.

Черты демократического режима:

· Признание народа источником власти;

· Периодическая выборность основных органов государства;

· Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их реализации;

· Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· Функционирование многопартийной системы;

· Приоритет экономической независимой личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной;

· Всеобщие, тайные, равные и прямые выборы.

Демократический режим функционирует по принципу: разрешено всё, что не запрещено законом.

Вопросы и задания для контроля знаний:

1. Объясните понятие «форма государства».

2. Что такое форма правления? Какие формы правления существуют?

3. Дайте определение формы государственного устройства.

4. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

5. Что такое политический режим? Охарактеризуйте типы политических режимов.

 

Рекомендованная литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей СПО. Стр. 282-302.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: