ОШИБКИ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ССП)
Типичной для старшеклассников ошибкой является разделение запятыми частей ССП, у которых есть общий второстепенный член. Объективно сложны также и те случаи, когда части ССП имеют общее придаточное предложение (то есть в этом случае мы по сути имеем дело со сложной синтаксической конструкцией — ССК) — см. 3-е предложение.
Примеры: 1. [Наутро дождь, непрерывно ливший весь предыдущий день, прекратился] и [небо расчистилось]. 2. [У нас от долгой и утомительной ходьбы совершенно онемели ноги] и [слипались от усталости глаза]. 3. (Когда на уставшую от долгой жары землю опустилась ночь), [земля вздохнула всей грудью] и [повсюду стал раздаваться неумолчный стрекот цикад].
Схема 3-го предложения: (Когда), [ ] и [ ].
ОШИБКИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП)
По аналогии с предыдущим пунктом проблемы в СПП возникают в тех случаях, когда запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, связанными неповторяющимися соединительными или разделительными сочинительными союзами. Это — те же ССК, поскольку в этих предложениях имеется и подчинительная, и сочинительная связь.
Например: [Нетрудно было догадаться о том], (что нас здесь никто не ждал) и (что никаких приготовлений к нашему приезду сделано не было). 2. [Мне всегда приятно слушать], (как плещется у низких берегов реки речная волна) (цли) (шепчет о чём-то своём задумчиво склонившаяся к самой воде осока).
Схемы: 1. [ о том], (что) и (что). 2. [ ], (как) или ().
Но, конечно, особого разговора заслуживают предложения, в которых рядом оказываются два подчинительных или сочинительный и подчинительный союзы.
Например: [Я думаю], (что, (когда заключённые увидят лестницу), многие захотят бежать). [Горничная была сирота], (которая, (чтобы кормиться), должна была поступить в услужение). [Мы сможем с вами договориться], и (если вы мне верите), [то я наверняка смогу вам помочь].
Особую роль в постановке этой мудрёной пунктограммы играет умение обнаруживать наличие или отсутствие в продолжении предложения слов — то, так, но (при наличии то, так, но запятая между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным союзами не ставится).
ОШИБКИ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Первая наиболее типичная ошибка в БСП состоит в том, что ребята путают, какой знак (запятую или точку с запятой) нужно ставить между частями БСП, если по значению оно сходно с ССП.
Наиболее часто встречающийся и самый бесспорный случай постановки точки с запятой между частями БСП - тот, когда части БСП достаточно распространены и имеют внутри себя запятые.
Например: [В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам]; [в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией]; [на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен]; [в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смеялись и ласкали женщин и детей].
Кроме того, своеобразной "притчей во языцех" стало то, что двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, по значению напоминающих сложноподчинённые предложения, ребята постоянно путают с тире и даже с запятой (точкой с запятой). Основным при выборе двоеточия или тире в подобном предложении я предлагаю следующее правило: отталкиваться от определения того, в какой из частей БСП содержится главное, общее, а где - частное, второстепенное. Кроме того, если подобное БСП, преобразованное в союзное (сложноподчинённое) предложение, состоит из двух частей, где первая часть - главное, а вторая - придаточное предложение, поэтому союз (союзное слово) стоит во второй части СПП, в БСП такого типа мы ставим двоеточие. Разумеется, при обратном порядке предложений в БСП ставим тире.
Например: [За двумя зайцами погонишься] - [ни одного не поймаешь]. (Если за двумя зайцами погонишься), [то ни одного не поймаешь].
[Отец любил говорить]: [ нет музыки слаще шума дождя и шума реки]. [Отец любил говорить], (что нет музыки слаще...).
ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Кроме всех прочих, наибольшее число ошибок ребята делают в предложениях, в которых прямая речь разрывается словами автора. Причём если в случае, когда слова автора следуют после восклицательного или вопросительного предложения, ошибок обычно бывает немного, то в повествовательном предложении, входящем в состав прямой речи, погрешностей на порядок больше.
Например: "Поверьте, - говорил князь Долгорукий, обращаясь к Багратиону, - что это больше ничего, как хитрость". Схема: "П, - а, - п".
"Хорошо поёшь, брат, хорошо, - ласково заметил Николай Иваныч. - А теперь за тобой очередь, Яша". Схема: "П, - а. - П".
Комментарий: Суть ошибки заключается в том, что при внешнем сходстве знаки препинания перед второй частью разорванной словами автора прямой речи ставятся разные, да и прямая речь в первом случае продолжается со строчной буквы, а во втором — с прописной.
Таковы наиболее примечательные и характерные ошибки, которые в течение ряда лет мне удалось выявить в письменных работах моих учеников. Разумеется, эта памятка вовсе не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий свод всевозможных пунктуационных трудностей. Но, как мне кажется, многие словесники согласятся с тем, что именно эти ошибки из года в год встречаются в большинстве ученических и абитуриентских работ.
Принцип, по которому составлена "Пунктуационная памятка", понятен и является традиционным для учебных пособий. Сначала - все наиболее одиозные случаи в простом предложении, затем - в сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных) и, наконец, - в предложениях с прямой речью.