Симфоническое творчество Й. Гайдна. Общая характеристика

Франц Йозеф Гайдн. Музыкальное наследие.

Симфоническое творчество Камерно-инструментальное творчество Вокально-инструментальное творчество Оперное творчество
· Всего 104 симфонии, в том числе: «Прощальная симфония» «Оксфордская симфония» «Траурная симфония» 6 Парижских симфоний (1785-1786) 12 Лондонских симфоний (1791-1792, 1794-1795), в том числе симфония № 103 «с тремоло литавр» и другие.   · 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели; · 52 сонаты для фортепиано; · вариации и фантазии для фортепиано; · 12 сонат для скрипки и фортепиано; · 7 дуэтов для скрипки и альта; · 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели; · 21 трио для 2 скрипок и виолончели; · 66 дивертисментов и другое. · 4 ораторий, в том числе: «Сотворение мира», «Времена года», «Семь слов Спасителя на кресте», «Возвращение Товия», · Аллегорическая кантата оратория«Рукоплескания» · ораториальный гимн Stabat Mater; · 14 месс и другие произведения на духовные тексты; · 400 обработок шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано; · 47 песен для голоса с сопровождением клавира; · Всего 24 оперы, в том числе: «Хромой бес», «Орфей и Эвридика, или Душа философа»,  «Аптекарь», «Ацис и Галатея», «Необитаемый остров», «Армида», «Рыбачки» «Обманутая неверность», «Лунный мир», «Вознаграждённая верность» «Роланд-паладин» и другие.  

Итак, говоря о музыкальном наследии Гайдна, необходимо запомнить:

· что оно достаточно велико.

Действительно, за свою долгую творческую жизнь композитором создано огромное наследие – около 1000 музыкальных произведений;

· что оно отличается многогранностью.

  Франц Йозеф Гайдн оставил огромное творческое наследие в самых разных жанрах и формах, которые существовали в музыке того времени.

  На протяжении 30 лет в центре внимания композитора была симфония.       

  Наряду с симфоническим творчеством в музыкальном наследии Гайдна важное место занимает так же камерно-инструментальное творчество. Оно представлено такими жанрами как квартет (а именно жанр струнного квартета), камерный ансамбль для различных составов, произведения для клавира соло (рондо, вариации, соната, фантазии) и другие.

  В огромном и многообразном творческом наследии Гайдна немаловажное значение имеет хоровая музыка. Величайшими, сохранившими до наших дней свое значение, вокальными сочинениями Гайдна являются его оратории. Им написано 4 ораторий, из которых особенно выделяются две: «Сотворение мира» и «Времена года». Ещё при жизни композитора эти оратории причислены к разряду шедевров.

Помимо названных видов творчества в музыкальном наследии Гайдна присутствует и творчество оперное. Композитором написано 24 оперы. Но! Как отмечают специалисты от музыки, опера - это не родная сфера Гайдна и его оперы не относится ни к лучшим музыкальным достижениям, ни к высшим завоеваниям оперного искусства вообще. И этому есть объяснение. Гайдн писал оперы преимущественно для спектаклей при дворе князя Эстергази в связи с различными придворными торжествами (именинами, приемами, юбилеями, бракосочетаниями и т. д.).
И композитор не рассчитывал на распространение своих опер за пределами княжеских владений.

Другое дело инструментальная музыка. Над ней Гайдн работал сосредоточенно и много. И в этой кропотливой работе особенно обращает внимание симфония. Именно этот жанр находился в центре творческого внимания композитора.

И эта ещё одна особенность музыкального наследия Гайдна

· основой музыкального наследия Гайдна является симфоническое творчество.

 


Симфоническое творчество Й. Гайдна. Общая характеристика

В огромном и многообразном творческом наследии Гайдна жанр симфонии занимает значительное место. Считается, что за весь творческий путь композитор написал около 150 симфоний, но лишь 104 из них дошли до нашего времени.

Чем же симфонии Гайдна примечательны?

1. Симфонии Гайдна отличает, в большинстве случаев, определённый эмоциональный настрой - жизнерадостный и оптимистичный (основная тональность гайдновских симфоний - мажор).

Это подтверждает одно из высказываний современников композитора: «Музыка Гайдна — это «музыка радости и досуга».

Да и сам Гайдн считал, что бодрая, энергичная, жизнерадостная музыка вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью.

В одном из своих писем он писал:

«Часто, когда я боролся со всевозможными препятствиями, которые возникали на пути моего труда, когда сила духа и тела покидало меня и мне бывало трудно не сойти со стези, на кою я ступил, тогда сокровенное чувство нашёптывало мне: «На земле так мало весёлых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обременённый делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых»».  

 

Нелья не отметить, что наряду с жизнерадостными симфониями есть у Гайдна и «серьёзные», драматические симфонии – это минорные симфонии, написанные в период с 1760 - го года по 1770-ый год, например, симфония № 26 «Жалоба», симфония № 44 «Траурная», симфония № 45 «Прощальная», симфония № 49 «Страдание». Причиной появления этих симфоний является различного рода размолвки между Гайдном и князем Николаусом Эстергази.

 

2. Симфонии Гайдна отличает наличие определённого круга образов.

Каких именно? Для него не свойственны образы трагические и героические. 

Для него характерны образы:

· созерцательные (связанные с картинами природы);

· жанрово-бытовые (взятые из повседневной жизни);

· юмористические (связанные с характером Гайдна: он обладал открытым характером и тонким чувством юмора).

В подтверждение сказанного можно привести слова В. А. Моцарта.

«Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».

 

  

3. Симфонии Гайдна имеют названия.

И в подавляющем большинстве эти названия даны не композитором, а слушателями. Например, симфония № 45 «Прощальная», симфония № 103 «С тремоло литавр», симфония № 82 «Медведь», симфония № 83 «Курица», симфония № 101 «Часы» и другие.

4. Для симфоний Гайдна характерно использование   подлинных народных мелодий: австрийского, немецкого, чешского, венгерского, сербского происхождения. Это вполне объяснимо. Гайдн был выходцем из народа и с самого детства сохранил и пронес через всю жизнь любовь к народной музыке.

Так же композитор создавал и собственные мелодии в духе и характере народных песен. Надо отметить, что в 18 веке использование в крупных инструментальных жанрах музыкального фольклора было необычным и оригинальным.

 

Таковы симфонии Гайдна! Надеюсь, что со временем, вы начнёте их слушать, а затем и узнавать. И это даст понимание того, что вы пополнили армию поклонников музыки Гайдна! J

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: