Практическое задние №2

Тема: «Выразительное чтение и рассказывание сказок разных видов».
Цель: определить место сказки в круге чтения современного ребенка, развивать навыки анализа художественного текста.
Оборудование: «Золушка» Ш.Перро, «Спящая красавица» Ш. Перро, «Белоснежка» Братья Гримм, «Рапунцель» Братья Гримм.

План:
1. Рассмотреть исторические истоки фольклорной сказки.

«Золушка»

Известно, что сказка существует более чем в сотне вариантов. Причем лишь немногие из них имеют автора, большинство же берут корни в фольклоре и даже в сказаниях времен фараонов Древнего Египта.

Самой щадящей и подходящей для детей сказкой является версия, датированная 1697 годом. Поэтому если спросить у родителей: «Кто написал «Золушку»? — они в один голос ответят: «Шарль Перро». И, не кривя душой, можно сказать, что они, несомненно, правы. Не важен тот факт, что Шарль Перро — далеко не первый, кто пересказал историю бедной девушки. Важно то, что именно он создал детскую версию, которую не страшно прочитать ребенку на ночь.
Главной заслугой французского сказочника является адаптация к детскому мировоззрению. Он ввел новые, современные для тех реалий атрибуты: карету, кучеров, крестную, но перевел их из реального мира в волшебный. Карета — это заколдованная тыква; крестная — волшебница фея. А башмачок преобразуется в едва уловимый хрустальный стан.
В сказке Шарля Перро царит добрая волшебная атмосфера. Она повествует о бедной, но честной девушке. Главное качество девушки – доброта. Отец после смерти ее матери повторно женился на злобной женщине, которая вместе со своими порядками приводит в дом двух дочерей. Золушка стала служанкой в собственном доме, однако все указания мачехи и сестер она выполняла кротко и смиренно. Попав на бал при помощи крестной-волшебницы, Золушка теряет хрустальную туфельку. Злая мачеха и дочки препятствуют воссоединению двух любящих сердец, но без кровожадных сцен (как у Базиле). Став принцессой, Золушка проявляет к угнетающим ее женщинам доброту и способствует становлению их личной жизни.

«Спящая красавица»

Сюжет, схожий с историей Спящей красавицы, впервые появился в Европе примерно в 14 веке, но относительно знакомую нам форму он обрел в рамках сказки «Луна, Солнце и Талия» итальянского сказочника Джамбаттиста Базиле, датируемой 1634 годом. Эта первоначальная версия (которая позже будет столь сильно изменена Перро и братьями Гримм) рассказывает историю вовсе не в том ключе, в котором ее привыкли воспринимать современные читатели. И основное отличие от последующих вариантов сказки заключается в том, что для того чтобы разбудить принцессу король (а не принц) применяет в ней вовсе не поцелуй истинной любви.
Сказка «Спящая красавица» Перро была написана в 1697 году. Ее сюжет был позаимствован автором из традиционного европейского фольклора. Это история о прекрасной принцессе, которой пришлось спать сто лет, прежде чем развеялось колдовское заклятье.

Сказка Шарля Перро доказывает, что добро всегда побеждает зло, и настоящей любви не страшны никакие заклятия.

«Белоснежка» Братья Гримм

«Белосне́жка» — сказка братьев Гримм, опубликованная в 1812 и дополненная в 1854 годах, о прекрасной дочери короля, которую приютили в лесу гномы, спасая от гнева злой мачехи, владеющей волшебным зеркалом. Повествует о зачарованном сне главной героини и её пробуждении благодаря вмешательству королевича.

Важнейшие символические мотивы в сказке: отравленное яблоко, число 7, волшебное зеркало, пояс и гребень, контрастирующие цвета: чёрный, красный и белый, кровь и снег.

Число «три».Три капли крови в снегу наряду с рамкой из эбенового дерева — исходная картина для появления особенной красоты Белоснежки в сказке. Число «три» наличествует также в трёх посещениях мачехи, при которых она передаёт «три атрибута Венеры» (пояс, гребень и яблоко) в форме смертоносных подарков[3].

Число «семь».Число «семь», которое в «Белоснежке» присутствует в числе гномов и горных вершин, связывает эту сказку также со следующими сказками братьев Гримм: «Семь воронов», «Волк и семеро козлят». Представление, что количество карликов имеет хронологический смысл, например, в наименовании гномов по названиям дней недели, нашло отражение как в теории[4], так и в кинематографе[5]. 7 карликов и 7 гор таким образом будут являться метафорой, означающей семь объектов и семь временных промежутков.

Сюжет сказки сопоставим с античными астрономическими представлениями: Белоснежка и семь карликов ассоциируются с Луной в сопровождении (согласно знаниям того времени) Солнца, Земли и пяти планет на эклиптике. Сверх того, метафора Белоснежки и семи карликов может указывать на античное представление о совпадении семи известных «небесных тел» с семью днями недели: Белоснежка и семь карликов, вместе с тем, вероятно являются закодированной картиной устройства космоса, согласно которой Землю сопровождают семь небесных тел, соотносимых с временными промежутками: Солнце (воскресенье), Луна (понедельник), Марс (вторник), Меркурий (среда), Юпитер (четверг), Венера (пятница) и Сатурн (суббота).

Считается, что эту сказку братьям – собирателям народного фольклора поведал Фердинант Зиберт, сын пастора, преподававший в Фридриховой гимназии в Касселе. Произошло это после 1814 года, поскольку в первых изданиях сборника история Белоснежки не фигурировала.

Существует версия, что это сказка основана на реальных событиях. Причем главной героине имеется два исторических прототипа: графиня Маргарета фон Вальдек (город Вальдек, Гссен), дочь графа Филиппа четвертого, родилась в 1533 году; и баронесса Мария София Маргарета Катарина фон и унд Эрталь (город Лор-на-Майне, Бавария), дочь властелина местных земель Филиппа Кристофа вон Эрталя, родилась в 1725 году. После смерти первой супруги Филипп женился повторно на даме, которая невзлюбила падчерицу. А еще у мачехи на самом деле имелось говорящее зеркало – акустическая игрушка (изготовлено в 1720 году), которую супруг подарил ей в день свадьбы. Гномы – низкорослые шахтеры, живущие в той местности. Они носили одежду с яркими капюшонами, напоминающими костюм гномов. Отравить же мачеха могла с помощью ядовитой белладонны – это растение встречается в окрестностях Лора – на – Майне повсеместно.

«Рапунцель» Братья Гримм

Авторами таинственной истории о длинноволосой красавице стали братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие исследователи словесности и народного фольклора собирали притчи и легенды, на основе которых составлен сборник «Сказки братьев Гримм». Братья прославились тем, что изучали филологию и германистику, а также работали над словарем немецкого языка.

Они путешествовали по стране, общались с местным населением, узнавали традиции и народные сказания. Среди произведений, возникших из услышанных легенд, – история о Рапунцель. Предание повествует о молодой девушке с шикарными длинными волосами, с детства запертой в башне и тем самым отделенной от окружающего мира и людей.

Сказка переведена на многие языки. Авторство присвоено немецким исследователям, но корнями произведение уходит в обычаи германского народа. У него особый колорит и отличительные черты, присущие местным сказаниям. Сегодня сказку «Рапунцель» можно найти в сборниках, где опубликованы произведения следующих авторов: братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен и Шарль Перро.

Любопытно, что ни один из перечисленных писателей не претендовал на создание сказок для детей. В эпоху, когда они творили, детская литература не выделялась как жанр. Малышей развлекали сказками и поверьями из уст нянек и гувернанток. Первоначально фантастические рассказы предлагались вниманию взрослой аудитории. Этим объясняются двусмысленные пояснения и кровожадность в произведениях. «Рапунцель» братьев Гримм не была приспособлена для детей.

Малышей шокировало бы, что принц выколол глаза не сам, а принял наказание от ведьмы. Поэтому со временем издатели смягчили некоторые факты сказаний. Так, они умолчали о том, что девушке отрубили руки, и главные герои вынуждены были плутать по лесу. Счастливый конец истории обеспечен писателями в качестве художественного приема. Персонажи обретают конечности и глаза, создают прекрасную семью и живут в королевстве назло врагам и колдунье.

2. Выявить общие особенности жанра, традиционные приемы построения композиции сказок.

Сказка: одна сюжетная линия, небольшое количество героев, главные героини проходят трудную полосу жизненных препятствий и в конечном результате обретают счастье, добро побеждает зло.

В данных сказках раскрывается проблема зависти красоте главной героини, непринятие мачехой падчериц в результате чего на помощь падчерицам приходят волшебные феи, а мачеха от зависти умирает. Все сказки заканчиваются счастливым концом. Во всех этих сказках присутствует присказка, зачин, концовка, повтор и постоянные эпитеты

3. Обратить внимание на контрастность персонажей, особенности языка сказок.

Положительный герой противопоставляется отрицательному (золушка – мачеха или ее дочери, белоснежка – мачеха, рапунцель – ведьма, спящая красавица – злая фея). Язык сказок Ш. Перро и Братьев Гримм переплетаются особенностями языка и приемами. Например, семь добрых фей превратились в семь гномов – они укрывают Белоснежку от гнева королевы-ведьмы. Укол веретена остался, но достался не дочери, а матери Белоснежки – капля крови, упавшая на снег определила имя ещё неродившейся дочери: «белая как снег, румяная как кровь и черноволосая».

4. Сделать краткий сопоставительный анализ сказок по тематике и стилистике.

  Золушка Спящая красавица Белоснежка Рапунцель
Тематика Сюжет о тяжелой жизни девушки-падчерицы с мачехой и ее двумя дочерьми. Сказка о принцессе, которую берегли от несчастья - смерти от укола веретена из-за проклятия ведьмы - и не смогли уберечь. А идея сказки - любовь - сильнее проклятий Конфликт двух женских персонажей, отрицательного и положительного, в лице мачехи, злой королевы, и дочери короля от первого брака Белоснежки. Сказка о девушке с очень длинными волосами, которая была заточена в высокой башне.. Идея сказки в том, что у настоящей любви нет преград.
Стилистика

Художественный стиль


5. Исследовать влияние народных сказок на развитие литературных жанров.

Сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сегодняшнего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки объясняются тем, что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа.

Во второй половине XVIII века сказка, благодаря сказочным сборникам М.Д. Чулкова, М.И. Попова и др., становится в России самым популярным и распространенным жанром. Особое внимание народной сказке уделяют западно - европейские фольклористы, которых привлекает проблема сюжета волшебной сказки. Корни сказочного сюжета они возводят к древним мифам. Так рождается знаменитая мифологическая школа, видными представителями которой становятся братья Гримм. Именно они положили начало собиранию, изданию и изучению народных сказок, открыли эффективность сравнительного метода.

Сказки всех народов похожи между собой, и вместе с тем сильно друг от друга отличаются. Исследователь русских сказок, филолог и фольклорист В.Я. Пропп говорил: «Сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности».
Русская литературная сказка была одним из самых популярных жанров в XVIII веке. Созданием сказок, как стихотворных, так и прозаических, занимались практически все ведущие писатели того времени.
Жанры литературных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки;

4. Авантюрные сказки.

Литературная сказка - это огромное пространство для вымысла и фантазии, это неисчислимое количество возможностей оформить самые важные мысли и самые добрые идеи в волшебную оболочку.
Задания:
 Проанализируйте указанные волшебные сказки с помощью следующих вопросов и заданий:
1. Есть ли в этих сказках присказки? Какую роль играет присказка?

Есть. Они включают читателя в атмосферу, где происходят события.
2. Какое событие является завязкой действия в каждой из указанных волшебных сказок? Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

«Золушка»

Завязка сказки–появление мачехи в доме золушки. Нарушается запрет не выходить из дома и нарушает его крестная фея, помогая золушке выполнить всю работу и красивой отправиться на бал.

Важно запомнить один момент: добро всегда непременно побеждает зло. Необходимо быть приветливым, милым, дружелюбным и чутким по отношению к другим людям и именно тогда настанет счастье для всех.

«Спящая красавица»

Завязка – обида восьмой феи, что ее не пригласили на крестины, в результате чего та налаживает заклятие. Нарушается запрет работать на веретене и нарушает его принцесса.

«Белоснежка»

Завязка сказки братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" начинается с первых слов сказки, с рассказа о том, как родилась Белоснежка и умерла ее мать, как король женился на другой. Был нарушен запрет не пускать никого в дом и ничего не брать, запрет был нарушен главной героиней.

«Рапунцель»

Завязка – встреча мужа с ведьмой в ее саду. Был нарушен территориальный запрет.

3. Определите конфликт в каждой сказке.

«Золушка» и «Белоснежка» - зависть мачехи к падчерице; «Спящая красавица» - неприглашение одной феи на крестины; «Рапунцель» - нарушение частной границы.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: