Как уходил Харикеша Свами

 

14 июля 1998 г. исполняющий обязанности председателя GBC Бадринараяна дас распространил первое официальное заявление относительно кризиса и отставки Харикеши Свами («Шри Вишнупада»):

 

«Исполнительный комитет Уполномоченного руководящего совета ИСККОН (GBC) с сожалением сообщает членам и доброжелателям ИСККОН, что 49-летний Харикеша Свами недавно пережил серьезный физический и психологический коллапс. 

 

Довольно часто лидеры ИСККОН активно проповедуют сознание Кришны до преклонных лет и, следуя по стопам великих ачарьев, стремятся избавиться от заботы о своем теле. Вследствие этого ведущих проповедников иногда настигают тяжелые болезни, которые могут резко ограничить их способность трудиться в прежнем темпе. В таких случаях «замедление темпа» не является признаком «падения». Скорее, «отдаление» планов и перспектив во времени способно принести духовному лидеру много дополнительных лет для проповеди сознания Кришны.

 

Кризис Харикеши Махараджа стал результатом немыслимой перегруженности работой, обострением хронических болезней тела и полной самоотдачи во время проповеди. Такое отношение заставило его принять на себя намного больше обязанностей, чем он мог исполнить, особенно в его ослабленном состоянии. Мы очень любим его, и все преданные должны усердно молиться о его скорейшем выздоровлении. Однако прежде чем он сможет вернуться к своей проповеднической работе, пройдет какое-то время. Сейчас он регулярно встречается со своими духовными братьями и учениками и находится под профессиональным медицинским наблюдением.

 

В текущем году Харикеша Свами был избран председателем GBC, а также является попечителем «Бхактиведанта Бук Траст Интернэшнл» (ББТИ). Он уже сложил с себя обязанности, связанные с постом председателя GBC, и передал их другим членам Исполнительного комитета GBC (Бадринараяне дасу, Равиндра-Сварупе дасу, Шеше дасу и Акхандадхи дасу).

 

Кроме того, он прислал уведомление об отставке с поста попечителя ББТИ, которая была принята 14 июля 1998 года. Брахма Мухурта даса назначен на освободившуюся должность в совете попечителей и уже приступил к исполнению обязанностей в качестве нового попечителя».

Текст сообщения на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#1  

 

Заявление Руководящего совета ИСККОН от 20 июля 1998 г.

 

МЕСТО: Сан-Диего, Калифорния, США

ДАТА: 18 июля 1998 г.

АВТОР: Бадринараяна даса Адхикари, член Уполномоченного руководящего совета (GBC) ИСККОН, и. о. председателя Исполнительного комитета GBC.

 

Уполномоченный руководящий совет (GBC) Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) с сожалением сообщает, что к настоящему моменту состояние Харикеши Махараджи существенно не изменилось.

 

Как упоминалось в моем письме от 13 июля, он пострадал от полного физического и психического упадка. Поскольку он находится в таком состоянии, его речь во многом бессвязная и неправдоподобная. Порой он пребывает в ясном рассудке, а мгновения спустя его слова становятся иррациональными. В моменты ясного сознания он сожалеет о том, что сказал ранее и просит не воспринимать эти слова всерьез. Мы все, естественно, очень встревожены таким развитием событий. Тем, кто наиболее близок к нему, очевидно, что его нервная система повредилась после многолетних аскез, невероятного давления, а также в результате длительных и многочисленных болезней. Понятно, что тело и ум имеют естественные ограничения, и он перешел их пределы.

 

На момент написания данного сообщения Харикеша Свами находится вместе с несколькими старшими учениками. Ниранджана Махарадж, Акхандадхи прабху и Кришна-кшетра прабху посетили его, а сейчас рядом с ним Бхакти-тиртха Махарадж. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы гарантированно обеспечить его самой лучшей медицинской помощью и личной заботой. Те, кто посетил его и кто заботится о нем, советуют не переутомлять Харикешу Махараджа потоком гостей. Состояние его здоровья слабое, хотя он повторяет джапу, читает и стремится общаться с преданными. Ради улучшения его здоровья мы просим посетителей повременить с поездкой к нему, по крайней мере, до тех пор, когда получим дополнительную информацию от Бхакти-тиртхи Махараджа, которая должна поступить в ближайшие несколько дней. 

 

Вопреки слухам, Харикеша Свами не был «выслан». Он живет неподалеку от нашего храма в Абентойере, немного обособленно, чтобы обеспечить себе умиротворение и тишину. Финансовые средства, подконтрольные Харикеше Махараджу, находятся в безопасности. ББТ и исполнительный комитет GBC возглавили временные председатели. Дополнительные, постоянные решения будут приняты, если того потребует его состояние, из-за которого он может сохранять неспособность заниматься менеджерскими вопросами. Судя по всему, финансирование, которое было подконтрольно ему в сферах образования, защиты детей, развития Майяпура и в других проектах ИСККОН, будет продолжаться. Несмотря на то, что он пребывает в проблематичном психическом состоянии, он не пал и не нарушил регулирующие принципы.   

 

Я приложу максимум усилий к тому, чтобы регулярно сообщать вам последние новости. Тем временем я смиренно прошу о том, чтобы все мы помнили о годах служения Харикеши Свами, его аскезах, дружбе и любви к Шриле Прабхупаде. В течение многих лет он помогал множеству людей, но сейчас пришло время нам помочь ему, проявить сострадание, терпение и доброжелательное отношение.

 

Ваш слуга, Бадринараяна даса

Текст сообщения на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#2

 

Приводит ли преданность к безумию?

 

Автор: Нарасимха дас, 24.07.1998

 

Я высоко ценю годы служения Харикеши Свами и восхищаюсь ими. Он мой личный друг с 1971 года, и меня всегда вдохновлял его энтузиазм в сознании Кришны, когда я общался с ним в 70-е.

 

Тем не менее я возражаю против вводящих в заблуждение слов GBC, опубликованных в защиту состояния Харикеши Свами. Чтобы скрыть абсурдность их отклонения от указания Шрилы Прабхупады, они в очередной раз исказили философию сознания Кришны. Это те же люди, которые оправдывают падшее состояние членов их гуру-клуба, заявляя, что даже величайшие маха-бхагаваты во вселенной порой сходят с ума или падают под влиянием вожделения или гнева. Однако в случае с проблемами Харикеши Свами GBC заверяет нас в том, что они возникли только из-за его интенсивной преданности. Бадринараяна дас написал: 

 

«49-летний Харикеша Свами недавно пережил серьезный физический и психологический коллапс».

«Довольно часто лидеры ИСККОН активно проповедуют сознание Кришны до преклонных лет и, следуя по стопам великих ачарьев, стремятся избавиться от заботы о своем теле. Вследствие этого ведущих проповедников иногда настигают тяжелые болезни, которые могут резко ограничить их способность трудиться в прежнем темпе. <...> Кризис Харикеши Махараджа стал результатом немыслимой перегруженности работой, обострением хронических болезней тела и полной самоотдачи во время проповеди. Такое отношение заставило его принять на себя намного больше обязанностей, чем он мог исполнить, особенно в его ослабленном состоянии».

«...Его нервная система повредилась после многолетних аскез, невероятного давления, а также длительных и многочисленных болезней. Понятно, что тело и ум имеют естественные ограничения, и он перешел их пределы».

Где в писаниях сказано, что аскезы, совершаемые в преданном служении, и жизнь, наполненная преданным служением, приводят к тому, что преданный слуга Бога становится недееспособным из-за психического и физического заболевания? Какое послание это передает? Это похоже на то, что заявляли депрограмматоры. Они говорили, что наша интенсивная практика преданного служения и аскезы приводят к психическому расстройству и потере здоровья. Шрила Прабхупада никогда не советовал преданным пренебрегать своим здоровьем. Более того, он часто ругал преданных за безответственность в этом отношении. Шрила Прабхупада тщательно поддерживал свое собственное здоровье.

 

Чистое преданное служение освобождает человека от негативного влияния планет, призраков, психической нестабильности и даже от самых смертельных болезней. Преданность Шри Гуру и Шри Кришне никогда не провоцирует психический и физический упадок. В истории нет примеров, когда бы чистые преданные попадали под столь неблаготворное влияние. Может показаться, что чистые преданные теряют способность действовать из-за преклонного возраста или болезни, но эти состояния — экстатические симптомы, проявляемые под надзором внутренней энергии Верховного Господа. Такие состояния преданного нематериальны. Возвышенные преданные никогда не оказываются в состоянии психического расстройства, даже находясь на смертном одре. Мы видели, что Шрила Прабхупада, несмотря на невероятное истощение его тела в течение [последних] месяцев, всегда оставался в совершенно ясном состоянии ума. Бадринараяна дас написал:

 

«Несмотря на то, что он пребывает в проблематичном психическом состоянии, он не пал и не нарушил регулирующие принципы».

 

Нам остается удивляться: почему же тогда у него столь серьезные проблемы? Для искренних преданных единственной причиной тревоги могут быть оскорбления, совершенные в адрес других вайшнавов, либо невнимательность и оскорбления, допущенные в служении духовному учителю. Если преданные избегают оскорблений и совершают аскезы только для того, чтобы доставить удовольствие Шри Гуру и Шри Гауранге Махапрабху, то они никогда не испытывают психического упадка или так называемого «выгорания». Благодаря тому, что их умы и образ жизни чисты, физическое здоровье преданных, как правило, намного лучше по сравнению с обычными людьми. Умиротворенный, ясный ум — «первый предвестник трансцендентного блаженства» в практике бхакти-йоги. Таким образом, ум преданного обретает все большую силу и ясность. Бадринараяна дас написал: 

 

«В течение многих лет он помогал множеству людей, но сейчас пришло время нам помочь ему, проявить сострадание, терпение и доброжелательное отношение. <...> Мы очень любим его, и все преданные должны усердно молиться о его скорейшем выздоровлении. Однако прежде чем он сможет вернуться к своей проповеднической работе, пройдет какое-то время. Сейчас он регулярно встречается со своими духовными братьями и учениками и находится под профессиональным медицинским наблюдением».

 

Лучшее проявление доброты к больному человеку — поставить правильный диагноз его недомоганию и прописать лекарство. Согласно словам Господа Шри Кришны, приведенным в «Шримад Бхагавад-гите», аскезы, разрушающие собственное здоровье, имеют демоническую природу. Тело является храмом потому, что в нем пребывает Сверхдуша. Суровые аскезы, выполняемые ради личной власти, а не для удовлетворения Господа Кришны, деструктивны. Шрила Прабхупада говорит, что тот, кто совершает подобные аскезы, «истязает находящуюся в теле Сверхдушу». Такие аскезы опасны для тела и ума и уводят человека с пути чистого преданного служения. Шрила Рупа Госвами утверждает, что чрезмерные усилия, прилагаемые для достижения мирских результатов, — одна из причин падения. Аналогичным образом, если кто-то занимает пост гуру или санньяси, не получив должных полномочий и оставаясь привязанным в своем уме к чувственным наслаждениям, в конечном итоге он полностью падает и становится безумным. 

 

Зная о слабом состоянии Харикеши Свами, я предложил ему (и другим) провести время в священных рощах божественной Сахьядри, где у нас есть ашрамы и условия для его комфортного проживания. Верные паломники, посещающие тиртхи Сахьядри, испытывают чудесные исцеления, просто испив священные воды и омывшись в них. Здесь также доступны лучшие аюрведические лекарства и доктора. Он либо отверг, либо проигнорировал мое предложение, но оно остается в силе. Я желаю ему всего наилучшего. Его знакомые гуру ИСККОН... отказываются признавать реальную причину его физического и психического расстройства.

Текст статьи на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#3

 

Харикеша Свами хочет жениться на своем терапевте

 

31.07.1998

 

Автор: Бадринараяна даса Адхикари, член Уполномоченного руководящего совета ИСККОН (GBC), и. о. председателя Исполнительного комитета GBC.

 

Дорогие Махараджи и прабху!

 

Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

 

Следующая информация только что получена от учеников Харикеши Махараджи.

<...>

Мы стараемся своевременно информировать членов GBC, насколько это возможно, но это оказалось непросто из-за того, что, судя по всему, некоторые члены проявили небрежность, и потому конфиденциальность этой конференции утрачена. Будьте готовы к тому, что, к сожалению, всё, что говорится или публикуется здесь, будет читать весь мир. 

 

Ваш слуга, Бадринараяна даса

 

Вот что стало известно от его учеников:

 

Состояние Шри Вишнупады

 

Когда он находился в больнице, мы обратились к одной целительнице (Монике), которая начала лечить его, пытаясь восстановить его физическое состояние. Она спасла ему жизнь.

<...>

На текущей стадии терапии, находясь в состоянии эмоциональной путаницы, Шри Вишнупада неоднократно заявил, что хочет жениться на ней.

Она подала ему немного надежды, видя, что в настоящее время это единственное, что удерживает его в этом мире (его привязанность к Кришне и Шриле Прабхупаде не вызывает у него желания тут оставаться).

Она хороший человек и желает ему блага, однако она не заинтересована в том, чтобы выходить за него замуж.

Несмотря на то, что нынешняя ситуация несбалансированная, вопрос о будущей смене ашрама остается открытым.

Мы должны понять, что Шри Вишнупада находится посредине курса терапии, который медленно выводит его из состояния полного психического расстройства. Хотя многие идеи, которые он высказывает, логичны, они зачастую высказываются несбалансированно из-за переживаемых им эмоциональных преобразований.

<...>

В конечном итоге он получит свой дом. Он хочет работать в саду, готовить и наводить чистоту для самого себя. Кроме того, он с энтузиазмом общается с духовными братьями, такими как Бхакти-тиртха Махараджа, ища у них поддержки и дружелюбия.

Мы не можем ожидать, что он будет в состоянии выполнять различные функции, пока не преодолеет нынешний кризис в своей жизни.

Некоторые попытались переложить все трудности на влияние черной магии, однако, хотя атаки на тонком плане совершаются, они не являются ключевой проблемой.

Многие аспекты этой комплексной ситуации носят частный характер, и мы постарались с уважением отнестись к праву Шри Вишнупады на некоторую частную жизнь в течение всего этого периода. Некоторые осудили такой подход, но мы по-прежнему считаем, что это была и есть лучшая политика. В то же время мы уважаем право учеников и широкого круга преданных быть информированными о происходящем.

Хотя мы стремимся не допустить истерии и сообщаем ученикам столько, сколько возможно, развитие событий в подобных кризисных ситуациях зачастую очень медленное и сталкивается с рецидивами и осложнениями.

Учитывая это, есть потребность в умиротворении и частном характере ситуации, да и сообщать в данный момент особо нечего.

Все мы убеждены, что конечным результатом данной ситуации будет позитивный рост Шри Вишнупады, его учеников и ИСККОН в целом. 

 

Ваш слуга,

Бадринараяна даса

(Text COM: 1534579)

Текст сообщения на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#6

 

В тот период было опубликовано множество статей и комментариев членов ИСККОН (в том числе о неподобающих действиях Харикеши) и целый ряд официальных заявлений Исполнительного комитета GBC, одним из которых стало сообщение о лишении его всех остальных должностей и положений в ИСККОН:

 

11 августа 1998 г. Исполнительный комитет Уполномоченного руководящего совета Медународного общества сознания Кришны

 

ЗАЯВЛЕНИЕ О СТАТУСЕ СЛУЖЕНИЯ ХАРИКЕШИ ДАСА В ИСККОН

 

РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА GBC

 

Проведя тщательное расследование ситуации вокруг недавней деятельности Харикеши Свами, Исполнительный комитет GBC принял решение лишить его следующих должностей, обязанностей и (или) ответственности в Международном обществе сознания Кришны (ИСККОН):

 

1. Член Уполномоченного руководящего совета ИСККОН (GBC);

2. Министр образования GBC;

3. Попечитель недвижимости для каждого и любого объекта собственности ИСККОН;

4. Председатель Комитета развития проекта Шри Майяпур.

 

Кроме того, Исполнительный комитет временно приостанавливает его положение в качестве инициирующего гуру в ИСККОН.

Текст заявления на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/Aug_1-7_hks.htm#14_suspension_hks

 

Из статьи о Харикеше Свами, опубликованной в Википедии:

 

«2 июня 1998 года Харикеша Свами перенёс стресс и был госпитализирован.[1] К его лечению была привлечена пранический целитель из Германии по имени Моника, с которой у него вскоре завязались интимные отношения, что не подобало санньясину.[2] В декабре 1998 года 50-летний Харикеша Свами женился на Катарине (Камаласундари Деви Даси) — своей ученице из Швеции русского происхождения. На свадьбу он пригласил группу наиболее близких учеников, которые выслушали его подробное мнение об ИСККОН. Харикеша заявил, что «все религиозные организации неизбежно деградируют». Видеозапись этой беседы разошлась среди кришнаитов и повлияла на многих учеников Харикеши Свами. Некоторые из них покинули ИСККОН, а многие из оставшихся были в значительной степени дезориентированы».

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8

 

Из статьи «Международное общество сознания Кришны в России», опубликованной в Википедии:

 

«В России уход Харикеши из движения вызвал большой резонанс.[237] Сторону Харикеши заняли некоторые из кришнаитов, работавших на официальном радио ИСККОН в России «Кришналока» и храм ИСККОН в Санкт-Петербурге. Группа учеников Харикеши послали руководству ИСККОН открытое письмо с просьбой сделать всё возможное для того, чтобы Харикеша вернулся в ряды ИСККОН. Этот период «депрессии, пассивности и неустойчивости» пришёл на смену периоду «массового энтузиазма» первой половины 1990-х годов...»

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

 

Вскоре радио «Кришналока» прекратило свою работу.

 

Уход Харикеши Свами, принявшего к тому времени тысячи учеников в Европе и странах СНГ, спровоцировал, пожалуй, наиболее крупномасштабный кризис за всю историю ИСККОН. Большое количество преданных было деморализовано и покинуло ИСККОН, массово закрывались центры, некоторые из них превратились в центры различных гаудия-матхов; один из крупнейших на тот момент храмов ИСККОН, построенный в Санкт-Петербурге, остался под контролем сторонников Харикеши Свами и был потерян для ИСККОН (вплоть до настоящего времени, 2018 г.). Отчасти это стало результатом несоблюдения указаний Шрилы Прабхупады об инициациях, о присяге для руководителей ИСККОН, которые должны юридически подтверждать, что присягают своему Гуру Махарадже — Шриле Прабхупаде — и обязуются следовать его стандартам, указаниям и директивам, несоблюдения указаний, данных в завещании Шрилы Прабхупады, о регистрации всей недвижимости ИСККОН на местные организации ИСККОН и о контроле над всеми операциями с ними исполнительными директорами, которые должны быть инициированными учениками Шрилы Прабхупады (соответственно, это также проблема некорректного составления уставов ИСККОН, в которых ряд важных указаний Шрилы Прабхупады не учитывается). Из этих уроков истории необходимо сделать тщательные выводы. Подробнее на эту тему можно прочитать в информативных статьях «Храмы ИСККОН не регистрируются как недвижимость ИСККОН, отделяются и продаются» (https://www.facebook.com/alex.siddhilalasa/posts/746900618814895) и «Ограбленный ИСККОН и забытые наставления Шрилы Прабхупады о бухгалтерии» (https://www.facebook.com/alex.siddhilalasa/posts/750921241746166). Подробности ухода Харикеши Свами (официальные заявления, письма руководителей ИСККОН, газетные статьи и т. д.) в хронологическом порядке можно прочитать (на английском языке) в сборнике материалов «Сага о Харикеше» (http://www.harekrsna.org/pada/hks/harikesh_saga.htm). В них представлена история о том, как Харикеша Свами был отстранен с положения гуру ИСККОН после того, как покинул ИСККОН. Вот несколько фрагментов из этих материалов, которые дают некоторое представление о финансовых потерях ИСККОН:

 

Для начала небольшая цитата из статьи «Международное общество сознания Кришны в России», опубликованной в Википедии, вкратце объясняющая ситуацию с потерей денег:

 

«В это время в России, вследствие августовского дефолта, созданная учениками Харикеши инвестиционная компания «Према Инвест» потеряла на рынке ГКО более 20 млн долларов США. Из этой суммы, 3 млн долларов США были деньгами, пожертвованными учениками-предпринимателями Харикеши и предназначавшимися на развитие новых образовательных и культурных проектов, инициированных Харикешей».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

 

Из официального заявления Исполнительного комитета GBC о российском фондовом рынке от 11 августа 1998 г.:

 

«Среди многочисленных учеников Харикеши Свами в Москве было несколько домохозяев, которые работали финансовыми консультантами. Объединившись, они создали свою инвестиционную фирму [«Према Инвест»], которая со временем начала приносить огромную прибыль. Из выручки, полученной от данной фирмы, эти преданные предложили Харикеше Махарадже значительное пожертвование.

 

Приняв во внимание совет некоторых своих учеников, Харикеша Свами попросил этих российских финансистов продолжать вкладывать сумму, которую они предложили ему, в паевой инвестиционный фонд их компании. Определенный процент регулярной прибыли, которую приносил этот капитал, должен был использоваться для проектов, посвященных сознанию Кришны. (Остаток прибыли должен был прибавляться к изначальному капиталу.)  

<...>

Управление доходами, которые приносили эти российские инвестиции и которые предназначались для ИСККОН, было доверено фонду [«Вишва Тошани»], которым управляла группа опытных преданных на Западе. Они инвестировали эти средства — очень консервативно — в западный финансовый рынок. Когда ближе к концу 1997 г. им стало ясно, что российский фондовый рынок приближается к краху, они смогли перевести часть этого капитала из России на Запад».

Текст заявления на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/Aug_1-7_hks.htm#15_EC_statement_stockmarket

 

Для членов ИСККОН подобные операции на финансовых рынках на самом деле запрещены. Вот что о похожей ситуации сказал Шрила Прабхупада:

 

Хамсадута дас: Однажды, когда я был в Германии, мне позвонили и сказали, что я должен как можно скорее приехать в Цюрих. Я спросил: «Почему? Что происходит?» Мне ответили: «Прабхупада хочет видеть тебя как можно скорее. Мы не знаем, почему. Он хочет, чтобы приехал ты, Бхагаван и кто-то еще. Приезжай». Хорошо, выезжаю. Даже когда я прибыл туда, никто не знал, почему меня вызвали. Мне никто этого не говорил. Посреди ночи — наверное, в час ночи — кто-то разбудил нас, сказав: «Прабхупада хочет видеть тебя, тебя... всех». Хорошо, идем. Мы увидели, что Прабхупада разгневан. Говоря с Бхагаваном и Бали Марданом... нет, с Шьямасундаром и Бали Марданом, он сказал: «Как вы могли?...» А произошло вот что: они взяли все деньги — средства ББТ и вообще все деньги, к которым имели доступ, и купили на них золото, потому что в тот год Никсон отменил золотое содержание доллара, его привязку к золотому стандарту. Шьямасундар, мастер в таких делах, знал, что после этого цена на золото стремительно вырастет, что и произошло. Прабхупада был в гневе. Он сказал: «Как вы могли так поступить? Это азартная игра!» Шьямасундар снова и снова отвечал: «Но Прабхупада, мы заработали деньги. Почему нет?» Прабхупада сказал: «Но у нас есть принцип — не участвовать в азартных играх. Вы нарушаете наш принцип». Но Шьямасундар повторял: «Но ведь мы заработали деньги». Прабхупада настаивал: «Нет, мы не можем нарушать принципы. Избегать азартные игры — наш принцип, а инвестировать деньги в золото — это азартная игра». На следующий день он отправился в банк и продал всё золото. Он не собирался нарушать принципы.

 

Интервьюер: Шьямасундар отправился в банк?

 

Хамсадута дас: Нет, Прабхупада. Прабхупада вместе с Шьямасундаром. Он конвертировал всё золото обратно в доллары.

Воспоминания о Прабхупаде, DVD № 35: Хансадутта дас. Видеозапись: https://www.youtube.com/watch?v=YLvw73PK_pQ

 

Сентябрь 1998 г.

 

$500 тыс. уже отданы ХК, об остальной сумме будут «проведены переговоры»

 

Из электронной конференции лидеров ИСККОН «COM»:

 

От кого: COM: Хари Шаури (дас) АЧБСП <Hari.Sauri.ACBSP@com.bbt.se>

Тема: Fw: Харикеша дас

Дата: Вторник, 1 сентября 1998 г. 13:30

[Текст COM № 1652205]

 

Просто короткое письмо, чтобы задать вам вопрос, поскольку вы, похоже, находитесь на переднем крае проблемы, связанной с Харикешей. Действительно ли GBC недавно согласились выдать ему большую сумму Лакшми [денег]? Здесь вовсю ходят слухи об этом. 

 

Дорогой прабху,

Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде!

 

Шел спор о сумме в несколько миллионов долларов, которые были вложены в фонд «Вишва Тошани». ХК заявил, что это его деньги, часть некоего частного бизнеса, которым он руководил, и пригрозил Брахмамухурте [одному из директоров ББТИ, главе Североевропейского отделения ББТ/ББТИ], что если он не пришлет ему всю сумму, то ХК опубликует информацию о неких злоупотреблениях в ИСККОН и ББТ, а также отправит БМд в тюрьму на пять лет. БМд в ответ указал на то, что в этом случае в тюрьму отправится и сам ХК. 

 

Русские тоже прислали угрозы Лочану и Дхармараджу, заявив, что эти деньги на самом деле принадлежат им (изначально они поступили из российского «Према Инвеста») и что если эти деньги им не вернут, то они превратят в ад жизнь Лочана и Дхармараджа, а также их семей.

 

В ходе предварительных переговоров между ХК и Лочаном и компанией ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО $1,4 МЛН НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЛИСЬ ДЕНЬГАМИ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ББТ, и ХК согласился с тем, что их следует вернуть туда. Он также признал, что $600 тыс. следует выделить на оплату обязательств ВТ [фонда «Вишва Тошани»]. Кроме того, он списал $2,5 млн на непогашенные ссуды, выданные храмам ИСККОН. После этого всё еще оставалась сумма $1,5 млн, на которую он заявил свои права. Ему уже выплатили $500 тыс. в виде пары автомобилей и некоторой наличной суммы.

Текст на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/sept_98_hk.htm#1_$500,000_given_hks    

 

ХК выдали $250 тыс. в качестве «пенсии»

 

2 сентября 1998 г.

 

Новые откровения вскрыли выплату $250 тыс. наличными

 

Следующая выдержка из электронного письма, отправленного Лочаном дасом, одним из попечителей фонда «Вишва Тошани», доказывает, что еще раньше ХК выдали $250 тыс. наличными:

 

Письмо COM:1653462 (16 строк)

От кого: Лочан (дас) ХКС (Лунд — С)

Дата: 2 сентября 1998 г. 09:43

 

«У нашего Фонда 12 попечителей, и в то время когда он был очень болен и еще не настолько далеко отклонился в философских вопросах, мы приняли решение выдать ему $250 тыс., чтобы он купил себе дом. Мы посчитали, что это будет что-то вроде оплаты его выхода на пенсию. Мы подумали, что так будет честно поступить с тем, кто так много отдал ИСККОН за 30 лет. После этого он сильно изменился, и стало более очевидно, что он хочет покинуть ИСККОН, поэтому мы не дали ему ничего помимо этого. Остальные деньги остались в ИСККОН и ББТ».

 

В одном из предыдущих сообщений (пожалуйста, см. «ХС утверждает, что ХК уже выдали $500 тыс.») мы увидели, что Хари Шаури прабху признал, что ХК уже передали следующее:

 

«Ему уже выплатили $500 тыс. в виде пары автомобилей и некоторой наличной суммы».

 

Нам неизвестно, являются ли $250 тыс. частью $500 тыс., о которых упомянул Хари Шаури. Если нет, то общая подтвержденная сумма, переданная ХК, теперь составляет, как минимум, $750 тыс.

Текст на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/sept_98_hk.htm#2_hks_pension

 

Группа ХК завладела книгами на сумму $800 тыс.

 

Дополнение к официальному заявлению ББТ.

 

После публикации официального релиза ББТ относительно смены их руководства мы получили следующую информацию из наших источников в ББТ:

 

«Санньяса дас [ученик Харикеши Свами, являвшийся главой московского отделения ББТ] взял под свой контроль склад ББТ в Москве вместе с запасами книг на сумму 800 тыс. долларов США. Его Святейшество Джая Адвайта Свами прилетел в Москву, чтобы спасти ситуацию, но к тому моменту в конюшне след лошадей уже простыл».

 

Затем мы отправили это сообщение в офис ББТ по связям с общественностью и попросили дать комментарии. Они прислали нам следующий ответ:

 

Уважаемая ИРГ,

 

Спасибо за предоставленную возможность прояснить наше предыдущее заявление. Я смог выйти на связь с ЕС Джаядвайтой Махараджем в Москве и передать ему ваши вопросы.

 

Более точная стоимость книг, вероятно, чуть меньше той суммы, которую назвал ваш информатор, если говорить об их себестоимости на момент печати книг. Сколько они стоят сейчас, учитывая нынешние реалии российской экономики, неизвестно.

 

Когда Санньяса руководил московским отделением ББТ и находился в надлежащем статусе, он сам был ответственен за то, что запасы книг оказались чрезмерными. Поэтому в российском ББТ накопились огромные запасы книг.

 

Санньяса взял под свой контроль примерно 40% этих запасов. Остальные 60% остались у ИСККОН. Этих 60%, вероятно, хватит еще на 5 лет или больше. [Иначе говоря, с уходом Санньясы даса из московского ББТ вслед за ушедшем Харикешей Свами, ИСККОН лишился такого запаса книг Шрилы Прабхупады на русском языке, которого хватило бы для активного распространения в течение, как минимум, трех лет — прим. ред. ].

 

Здание в Москве на самом деле не является отдельным зданием, это офисы ББТ в помещении ИСККОН в Москве. В течение предыдущей недели Санньяса и его преданные были заняты тем, что освобождали эти офисы. Скорее всего, если кто-то из них еще не переехал в Санкт-Петербург, они сделают это к концу текущей недели.

 

Надеюсь, теперь вы получили ответы на свои вопросы. Пожалуйста, обращайтесь к нам в офис ББТ по связям с общественностью за получением дальнейшей информации.

 

Ваши слуги в служении Шриле Прабхупаде,

Бхагават Дхарма дас и Анджана даси

Текст на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/sept_98_hk.htm#10_hk_takes_books

 

Вот как последствия ухода Харикеши Свами описывает бывший глава РОСК Бхакти Вигьяна Госвами:

 

 

17.03.2018 — ОБРАЩЕНИЕ Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами. ЧАСТЬ 1

 

Многие из вас не застали те времена, с которых мне хотелось начать свой рассказ. Непосредственная ответственность за развитие Московской ятры легла на мои плечи в 1998 году. Это был один из самых сложных этапов в жизни московской ятры и всего Российского Общества сознания Кришны. В тот год внезапно оставил свое служение Харикеша Свами. Он сложил с себя санньясу, отказался от положения гуру. Его личный вклад в развитие проповеди в бывшем Советском Союзе огромен. Практически все первые преданные Советского Союза были его учениками. Поэтому его уход из ИСККОН всеми преданными был воспринят очень болезненно. Многие преданные в то время ушли из Движения: кто-то последовал за ним, кто-то просто разочаровался, кто-то ушел в другие вайшнавские организации. Так уж получилось, что вся полнота ответственности легла на меня, и бремя это было очень тяжелым.

В результате всех этих событий у Московских преданных остался храм на м. «Беговая», находившийся в ветхом предназначенном под снос здании, оборудованный под храм пионерлагерь в Сухарево и разграбленное Российское отделение ББТ.

Источник: https://vk.com/wall-2035755_14420

 

Упомянутый выше переезд сторонников Харикеши из Москвы в Санкт-Петербург относится к храму ИСККОН в Санкт-Петербурге, который был построен в сложных условиях. Юридически храм оказался не закреплен за ИСККОН (вопреки указаниям Шрилы Прабхупады) и остался под контролем последователей «Шри Вишнупада». По словам Ягьи д. д. (ветерана советского и российского ИСККОН, участницы Движения сознания Кришны с 1980 г.), в скором времени Харикеша, приехав в этот храм, приказал вынести из алтарного зала мурти [священное изваяние] Шрилы Прабхупады:

 

«Вишнупад тогда женился. А мы же ничего не понимали, что гуру пал, если он... не понимали. Но потом было еще чище. Ой, что было! Когда он сказал: «К моему приезду уберите Прабхупаду...» Огромный Прабхупада стоял у нас в храме [в Санкт-Петербурге]. А здание, белый зал шикарный. Ну, потрясающий зал у нас был. Потрясающий алтарь. Всё было шикарно. Прабхупада сидел. И вдруг он звонит оттуда откуда-то: «К моему приезду уберите Прабхупаду, чтобы его не было». Мы все одурели, ничего не понимаем, в чем дело. И никто не смог убрать Прабхупаду, дотронуться даже, чтобы вынести. Приехал, вошел: «Почему он тут сидит?! Уберите его!» Был один Вишнупад, стал другой. Боже мой, вот что мы пережили. <...> Вынесли [Шрилу Прабхупаду]. Отнесли к Бимбошти».

Из видеозаписи Ягьи д. д.: https://vk.com/video450811991_456239044

 

Харикеша Свами

 

Бывший Харикеша Свами со своей женой

 

Алтарный зал храма ИСККОН в Санкт-Петербурге, который остался за последователями Харикеши

 

Резолюция GBC относительно Харикеши даса:

 

«605. [РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПРИНЯТИИ МЕР] ИЗМЕНЕНИЯ В ЧЛЕНСТВЕ И СТАТУСЕ

 

А. ХАРИКЕША ДАС

 

В связи с тем, что в настоящее время Харикеша дас отстранен, и его статус должен быть рассмотрен на текущем заседании GBC, а также в связи с тем, что ряд преданных, особенно большая часть его инициированных учеников, ожидают публичного заявления и просят об этом, настоящим постановили:

 

Совет GBC с сожалением принимает уведомление о сложении с себя полномочий, предоставленное Харикешей дасом. Это письмо приводится ниже:

 

«Я, Роберт Компаньола, ранее известный под именем Харикеша Свами, хотя неформально покинул ИСККОН еще прошлым летом, настоящим отказываюсь от всех официальных постов в ИСККОН, ББТ и любой другой организации, находящейся под контролем ИСККОН. Я также отказываюсь от официального статуса официального гуру ИСККОН. Я не отказываюсь от каких-либо личных взаимоотношений, которые возникли в результате моей любви к другим, даже несмотря на то, что другие могут отвергнуть меня по какой-либо причине, которую они могут принять.

 

[подпись]

 

Роберт Компаньола

 

Харикеша Свами

 

Я также не желаю, чтобы меня называли Харикешей или знали под этим именем».

 

Просим всех инициированных учеников принять прибежище в наставлениях Шрилы Прабхупады и его организации, сохранять веру в ИСККОН и стремиться искать наставлений у духовных руководителей ИСККОН, имеющих надлежащий статус, и следовать этим наставлениям. Им не следует поклоняться Харикеше дасу, принимать от него шикшу или следовать его указаниям.

 

Совет GBC признаёт и высоко ценит годы служения Харикеши даса и его многочисленные поступки, внесшие ценный вклад, и желает ему всего наилучшего».  

Резолюции GBC, 1999 г. http://gbc.iskcon.org/1999/

 

Немного раньше, в августе 1998 г., вице-президент калькуттского храма ИСККОН ученик Шрилы Прабхупады Саттвик прабху написал следующий комментарий относительно ситуации с Харикешей Свами:


«...Реакция его учеников вполне понятна, особенно если принять во внимание то, что им внушали, что их духовный учитель — луч Абсолютной Истины. Все эти годы лжи, заблуждений и неправильного философского понимания привели, в конце концов, к печальным последствиям. Чего нам как лидерам ИСККОН и ученикам Шрилы Прабхупады не удалось сделать, так это дать ясное понимание гуру-таттвы, понимание, которому сам Прабхупада учил в своих книгах, лекциях и на личном примере, — что духовный учитель выше гун материальной природы и, стало быть, не подвержен материальному влиянию. Ум является центром деятельности чувств, а о тех, кто не может контролировать ум, нельзя говорить, что они хозяева чувств. И если смотреть на произошедшее с этой точки зрения, то как кто-либо может быть духовным учителем, если он не способен держать свой ум под контролем? Совершенно очевидно, что Харикеша Махараджа проявляет признаки обусловленной души и его следует принимать как такового, несмотря на тот факт, что все эти годы он был занят в преданном служении Прабхупаде. Он нуждается в нашей любви, сострадании и поддержке, чтобы помочь ему выйти из этого болезненного состояния. Он нуждается в помощи профессионалов-медиков и, более того, ему необходимо увидеть свое истинное духовное положение и отказаться от ложной концепции, что он может действовать как инициирующий духовный учитель. Если мы хотим помочь ему или кому-то еще в этом вопросе, то мы, несомненно, должны раз и навсегда восстановить ту систему инициаций в ИСККОН, которую хотел видеть Шрила Прабхупада после своего ухода. Шрила Прабхупада — махабхагавата, и преданные, которые приняли у него прибежище, чувствуют себя защищенными, потому что находятся в безопасности под его совершенным руководством.

Что наши лидеры и сделали за все эти годы, так это лишили этого чувства безопасности все новые поколения преданных своей «проповедью» о том, что гуру, как и все обусловленные души, может подвергнуться влиянию материальной энергии и может пасть. Они вынудили этих преданных слепо следовать культу личности, и реакция на это очевидна, — выражение последователями Харикеши Махараджи фанатичного гнева и разочарования. Реакция сама по себе естественная, поскольку, согласно священным писаниям, духовному учителю следует отдавать всю свою веру и видеть его равным Господу.

А что не естественно, так это то, что после всех этих падений мы не осознали, что гуру ИСККОН не получили от Шрилы Прабхупады указания инициировать своих собственных учеников. Мы не желаем следовать предостережениям нашего духовного учителя, Шрилы Прабхупады, на этот счет и поэтому пожинаем сейчас горькие плоды.

«Духовным учителем никогда не должно завладевать стремление к накоплению богатства или увеличению числа своих последователей. С истинным духовным учителем такого никогда не произойдет. Но иногда, если духовный учитель не имеет должных полномочий и только по своей инициативе становится духовным учителем, им может овладеть стремление к наживе и увеличению числа учеников. Это свидетельствует о том, что его преданное служение находится не на очень высоком уровне. Преданное служение человека, увлекающегося такими «достижениями», страдает. Поэтому необходимо строго соблюдать принципы ученической преемственности».
(«Нектар преданности», глава 14)

До тех пор, пока истина остается сокрытой, мы будем сталкиваться с подобными проблемами. Мы видим, что с тех пор как ушел Прабхупада, это постоянно происходит. И пока мы не примем и не исполним указание Шрилы Прабхупады по инициациям в ИСККОН, как это ясно изложено в книге«Последний приказ» (http://www.iskconirm.com/ru/TFO_Ru.htm), разрушение нашего Общества будет продолжаться».

Текст статьи на английском языке: http://www.harekrsna.org/pada/hks/Aug_12-31_hks.htm

 

В 1999 г. Саттвик дас вместе с еще несколькими руководителями ИСККОН решением GBC был исключен из ИСККОН за «ритвикизм» (резолюция № 302 http://gbc.iskcon.org/1999/).

 

Как отмечалось выше, Сомака дас, ранее Сомака Свами (инициирующий гуру ИСККОН), принял положение Шрилы Прабхупады как единственного инициирующего гуру в ИСККОН и систему ритвиков, а также пришел к выводу, что система множества дикша-гуру в ИСККОН никогда не была уполномочена Шрилой Прабхупадой. 9 февраля 1999 г. была опубликована его статья «Дипломатия или правда», посвященная ситуации с Харикешей Свами. Он также привел множество доказательств авторитетности системы ритвиков из наставлений Шрилы Прабхупады. В этой статье Сомака дас также рассказал о своем участии в заседании комитета пятидесяти старших учеников Шрилы Прабхупады в 1987 году в Майяпуре, в частности о голосовании относительно продолжения членства Харикеши Свами в совете GBC, которое комитет не собирался продлевать, но все-таки решил пойти на это из соображений дипломатии, чтобы не спровоцировать уход Харикеши Свами и потерю связанных с ним сторонников ИСККОН и денег. После этого никакого пересмотра положения других действующих членов GBC (чему должно было быть посвящено собрание) сделано не было, а были лишь утверждены дополнительные члены GBC. Это решение, принятое относительно Харикеши Свами, как отмечает Сомака прабху, в конечном итоге привело к катастрофическим последствиям:

 

«Изучение материалов о ситуации с Харикешей Свами заставило меня вспомнить фестиваль в Майяпуре в 1987 г. и особенно комитет пятидесяти человек, который в том году должен был рассмотреть членство оставшихся представителей GBC после грандиозных падений 1986 года. Я был частью этого комитета и помню, что поначалу, когда мы начали анализировать членов GBC, у нас был очень хороший настрой. Первым членом GBC, статус которого мы должны были рассмотреть, был ЕС Хридаянанда Госвами. После того как он вышел из комнаты, подавляющее большинство членов комитета проголосовало за то, чтобы выразить ему вотум недоверия.   

 

Следующим стал бывший Харикеша Махараджа. <...> После того как он вышел из комнаты, все члены комитета были в шоке от его поведения и полностью убеждены, что он сошел с пути и является опасным.

 

Но вместо того чтобы проголосовать за вынесение ему вотума недоверия, обсуждение перешло к тому, что у него много учеников и что он контролирует большие деньги. Многие высказались о том, что если мы проголосуем за его отставку с поста GBC, он может уйти из Движения, забрать с собой учеников и большую сумму денег. Вместо того чтобы вынести ему вотум недоверия, было решено (пожалуйста, обратите внимание на то, что лично я не согласился с таким решением) подтвердить его статус в качестве члена GBC.

 

В результате этого практически больше не изучалось дело ни одного члена GBC, потому что мы пришли к выводу, что если мы выразили доверие Харикеше Махарадже, то после этого исключать кого-то другого просто не можем.

 

Чтобы Хридаянанда не чувствовал себя оскорбленным, нам пришлось еще раз проголосовать и выразить ему доверие, и (это вообще было курьезно!) попросить прощения за то, что вначале проголосовали за его отставку.

 

После этого всё собрание превратилось в несерьезное мероприятие. Мы просто проголосовали за то, чтобы добавить новых членов в состав GBC. <...> Я вспомнил об этом собрании, чтобы затронуть очень важный момент — дипломатию. Гордыня и самомнение Харикеши Прабху были очевидными, то, что он стремился к славе, было очевидно, и, возможно, тогда мы могли бы помочь ему излечиться от этого, но выбор был сделан в пользу дипломатии — из страха потерять людей и деньги. Он продолжил страдать от гордыни в течение многих лет. Он довел до краха многих хороших духовных братьев. Он накопил еще больше денег. А теперь посмотрите на результат: по всей Европе пылает пожар, тысячи его учеников страдают и находятся в состоянии ужасного замешательства». 

<...>

Теперь, по прошествии 22 лет с тех пор, как Шрила Прабхупада вошел в самадхи, я не могу поверить, что все члены GBC верят в истинность системы множества ачарьев, системы живых гуру или как угодно называйте это измышление. Я не могу поверить, что весь состав GBC не понимает, что если бы желанием Шрилы Прабхупады было уполномочить ачарьев, он говорил бы об этом изо дня в день, объяснил бы все подробности того, как это сделать. Кто-то действительно верит в то, что Шрила Прабхупада оставил бы такой важный вопрос (ИСККОН расколот и сражается из-за этой темы вот уже 21 год со времени майяпурского фестиваля 1978) неясным, в результате чего Вирабаху Прабху или Равиндре Сварупе пришлось доводить свои мозги до кипения, выискивая в фолио то, каким было желание Шрилы Прабхупады относительно инициации? 

<...>

Мне не хочется повторять то, что уже сказали многие другие возвышенные вайшнавы. Есть так много замечательных статей, таких как «Кто сейчас представляет Шрилу Прабхупаду?» ЕМ Мадхудвиши Прабху, «Последний приказ» ЕМ Кришна Канта Прабху, «Просто для простых» ЕМ Прагхоши Прабху и множество других, в которых ясно показано, что желанием Шрилы Прабхупады было то, что Он продолжит действовать как дикша-гуру, а его ученики продолжат действовать как шикша-гуру.

<...>

Очень просто понять, что не было никаких причин изменять систему инициаций. Система инициаций с участием «жреца-ритвика» уже функционировала до письма от 9 июля. Я лично помню инициации во Франции, которые были проведены Бхагаваном Прабху еще в 1972 г. Если эта система должна была функционировать только до вхождения Шрилы Прабхупады в самадхи, то какая была необходимость издавать письмо от 9 июля, если эта система уже функционировала?

 

Ясно, что это письмо устанавливает систему, которая, как сказано в самом письме, должна была действовать впредь.

<...>

Шрила Прабхупада много раз прямо говорил, что Он никогда не умрет, но GBC заявляет, что Шрила Прабхупада умер и что вам нужен живой гуру. Это безрассудство. И откуда растут корни этого безрассудства? Из стремления к славе, репутации, почестям, обожанию. Если каждый откажется от этой привязанности и станет смиренным слугой слуги, то эту тему будет очень легко понять. Просто для простых.

<...>

Итак, сейчас, в этот момент истории каждому лидеру ИСККОН необходимо решить:

 

Принять окончательное указание Шрилы Прабхупады, данное в письме от 9 июля 1977 г., и восстановить любовь и доверие между преданными. Восстановить в движении изначальную силу и энтузиазм изменить мир, либо сделать очередной дипломатический ход, нацеленный на то, чтобы какие-нибудь другие мега-гуру не ушли с людьми и деньгами (которых осталось мало), и вновь пойти на компромисс с правдой, поставив выше нее дипломатию, и сохранить нынешнюю ситуацию, из-за которой такое множество замечательных преданных были деморализованы, подверглись нападкам и оказались вне ИСККОН».

Текст статьи на английском языке: http://vaishnava-news-network.org/world/WD9902/WD09-2984.html

 

Члены GBC не приняли его позицию. В том же году совет GBC принял его отставку с поста дикша-гуру и санньяси.

 

Кризис Харикеши Свами способствовал тому, что в 1998 году после многочисленных дискуссий, в том числе с представителем GBC Джаяпатакой Свами, в бангалорском храме ИСККОН в Индии большая часть преданных приняла наставления Шрилы Прабхупады о ритвиках. Президент храма ЕМ Мадху Пандит дас публично зачитал «революционное подношение» на Вьяса-пуджу Шрилы Прабхупады после изучения книги «Последний приказ», отправленной ему президентом калькуттского храма ИСККОН Адридхараном дасом. Бангалорский храм начал поклоняться Шриле Прабхупаде как единственному инициирующему гуру в ИСККОН (cм. лекцию на эту тему президента бангалорского храма ИСККОН ЕМ Мадху Пандита прабху (с русскими субтитрами): https://vk.com/video24004426_456239020). Еще раньше это произошло в сингапурском храме ИСККОН, в котором книгу «Последний приказ» начали распространять в 1997 году. Лидер сингапурского храма ученик Шрилы Прабхупады Сундар-Гопал дас принял систему ритвиков (с тех пор он и его команда открыли более десяти «ритвических» центров учеников Шрилы Прабхупады в Азии, Австралии и Новой Зеландии http://www.iskm.international/temples/). Президент делийского храма ИСККОН Махаман дас, инициирующий гуру ИСККОН Навайогендра Свами и ряд других преданных в Индии тоже приняли наставления Шрилы Прабхупады об инициациях в ИСККОН от его имени с помощью ритвиков.

 

Из интервью ЕМ Мадху Пандита даса:

 

— Как указывает само название, тема посвящена тому, кто является гуру-преемником после Шрилы Прабхупады в движении ИСККОН. Гуру очень важен для каждого преданного. Это фундаментальный принцип, которому учит Шрила Прабхупада. Человеку следует принять прибежище у истинного дикша-гуру. После того как Шрила Прабхупада покинул эту планету в 1977 году в ИСККОН мы следовали определенной системе инициаций, в рамках которой одиннадцать учеников Шрилы Прабхупады заявили в 1977 году, что они на самом деле были назначены Шрилой Прабхупадой в качестве его преемников, чтобы продолжить цепь ученической преемственности. Итак, мы, как и большая часть ИСККОН, поверили в это. Но по мере того как шло время: 1980, 1981, 1982, 1983 г., происходили события в ИСККОН, такие как падения некоторых из этих гуру и их влечение к мирским материальным наслаждениям. Это случалось, когда они были санньяси, и их почитали на таком же уровне, как и Шрилу Прабхупаду. Согласно философии Прабхупады, гуру следует поклоняться на одном уровне с Богом. Когда они начали падать, преданные стали задавать вопросы: «Может быть, это неправда, что Прабхупада назначил их?» И затем, в конечном итоге преданные... На самом деле уже в 1977 году была горстка преданных, которые обратились к тогдашнему составу GBC, в котором преобладали гуру. Они заявили: «Прабхупада не уполномочил вас». Впоследствии, когда начались духовные падения этих гуру, протестные настроения в Движении усилились. Преданные задавали вопросы. И вот что тогда произошло. К тому времени эти гуру, эти одиннадцать гуру уже приняли множество учеников и становились всё менее зависимыми от остальных преданных первого поколения — своих духовных братьев. И гуру поставили их в очень дискомфортное положение в храмах. В конечном итоге многие из них были вынуждены уйти. Так, постепенно, к 1985-1986 гг. во всем ИСККОН осталось очень мало изначальных инициированных преданных Прабхупады. Большинство были вынуждены покинуть ИСККОН и находились вне ИСККОН. И поскольку протестующих «возмутителей спокойствия» становилось всё меньше и меньше, казалось, что дела в ИСККОН идут хорошо. Ведь храмы заполнились новыми учениками, которые проявляли абсолютную приверженность всем этим гуру. И когда кто-то из гуру падал в одной из зон, остальные гуру с очень смелым выражением лица начинали говорить: «Майя очень сильна, кто угодно может пасть и т. д.». Так они начали распространять изменение всей философии: гуру может пасть. ОК. Это спровоцировало новые вопросы со стороны преданных: «Нет, это идет вразрез с проповедью Прабхупады. Гуру не падают — вот что говорит Шрила Прабхупада». Поклоняться на одном уровне с Богом следует только тому, кто достиг этой стадии, кто является чистым представителем Кришны. Вот кто такой истинный духовный учитель. Он освобождает учеников из материального мира. Он должен быть свободен от майи [внешней иллюзорной энергии Бога]. Если вы читаете книги Шрилы Прабхупады, то для вас это становится очень ясно. Там сказано, что тот, кто сам связан по рукам и ногам, не способен никого освободить. Он сам должен быть свободным, освобожденным. Гуру обязан быть свободным от трех гун материальной природы, от материальных наслаждений, материальных желаний и тому подобного. Положение гуру таково, что он находится у лотосных стоп Кришны. Однако по мере того как падало всё больше гуру, у них не оказалось другого выхода, кроме как постепенно выхолостить положение гуру и внедрить практически во всех общинах идею о том, что гуру всегда может пасть. Но этому никогда прежде не учили. Эти же самые одиннадцать человек в 1977 году, когда еще не начали происходить все эти инциденты, в то время сами провозглашали, что, согласно наставлениям Шрилы Прабхупады, гуру не падает, только маха-бхагавата может быть учителем в цепи ученической преемственности, давая понять, что они относятся к этой категории. Но, к сожалению, история доказала совсем другое. Из-за этого произошла подмена философии: начали учить тому, что есть гуру, не находящиеся на стадии совершенства. Мы не говорим о шикша-гуру. В соответствии с нашей философией сознания Кришны, есть две категории гуру: шикша-гуру и дикша-гуру. Каждый может быть шикша-гуру. Любой ребенок, который говорит кому-то о том, что Кришна — Верховная Личность Бога, тоже выступает в качестве шикша-гуру. Мы не хотим, чтобы сложилось превратное впечатление о том, что мы против гуру. Нет. Мы против неуполномоченных, самозваных, самопровозглашенных гуру, претендующих на то, что они относятся к такой же категории, что и Шрила Прабхупада, и объявляют себя звеньями цепи ученической преемственности. Чайтанья Махапрабху сказал: амара агйайа гуру хайа — «Каждому следует стать гуру». Иначе как будет распространяться Движение? Движение Чайтаньи Махапрабху предназначено для того, чтобы создавать гуру. Это значит, что должны появляться наставники, которые будут распространять сознание Кришны, а не занимать положение чистого преданного, непосредственно представляющего Кришну и свободного ото всех материальных желаний.

 

— По сути, Вы стараетесь сказать, что после Шрилы Прабхупады в ИСККОН падали гуру, что не было квалифицированного гуру, чтобы занять место Шрилы Прабхупады. То есть, Вы говорите, что не было квалифицированных людей, которые могли занять положение Шрилы Прабхупады и что неквалифицированные люди заняли это положение, а также что Вы посчитали это неправильным и постарались исправить эту систему. По этой причине Вы начали предпринимать шаги?

 

— Видите ли, мы были частью той системы. Я присоединился к ИСККОН в 1981 году, став миссионером на постоянной основе. Я был очень тесно связан с существовавшей тогда системой, и получил посвящение от одного из этих одиннадцати гуру. Однако в 1998 году тогдашний председатель GBC пал. В то время всё Движение действительно имело такую веру: «ОК, многие пали, но этот человек — выдающаяся, яркая личность, он преемник». Это чувство постепенно усиливалось в ИСККОН с 1990 по 1998 г. И поскольку я был членом этой группы, новость о том, что он пал, естественным образом стала для меня довольно сильным шоком. Он покинул Движение вместе с одной женщиной, своей массажисткой. Это шокировало нас.

 

— Давайте рассмотрим... Я, например, тоже являюсь частью это Движения. Если Вы считаете, что с 1990-го года.... Полемика на тему о гуру началась в 1998 году. Между 1998 и 1977 г. более 20 лет.

 

— На самом деле тема о гуру началась в 1998 г. именно для нас.

 

— Верно. Я хочу сказать, что 21 год — начиная с падения Джаятиртхи, затем падало много других гуру... Почему же эта тема повлияла на нас только в 1998 году? Если в этом суть вопроса, то нам следовало восстать против этой системы намного раньше. Почему мы выбрали 1998 год? Какая особая связь с этим годом?

 

— Хороший вопрос. Примерно в 1984 или 1985 г. я отправился на фестиваль в Майяпуре. В то время происходили важные события: ученики Прабхупады, не являвшиеся гуру, сформировали комитет, состоявший из 50 человек, и обратились к GBC с вызовом: «Почему только вы являетесь гуру? Система, которой вы следуете, неправильная». Но у них самих не было решения проблемы. Они сказали только это: «Да, что-то было сделано неправильно. Вы не можете быть звеньями цепи преемственности духовных учителей. Вы относитесь к какой-то другой категории гуру: маленькие гуру или что-то в этом роде». Но члены GBC того периода пошли на компромисс с этими 50, которые тоже являлись изначальными учениками Прабхупады. Именно тогда они впервые заявили: «Да, мы совершили ошибку. Мы не являлись ЕДИНСТВЕННЫМИ, кому Шрила Прабхупада сказал продолжить цепь преемственности духовных учителей. Мы приносим извинения за это. Все вы тоже можете стать квалифицированными духовными учителями». Так они открыли дверь для увеличения числа гуру. К тому времени — 1984-85 гг. — существовало десять гуру. Один уже пал. Все члены комитета пятидесяти понимали, что если просто добавить еще 2-3 новых гуру, проблемы продолжатся. Поэтому они принизили положение духовного учителя и подтолкнули большее количество людей к тому, чтобы занять это положение. В то время я находился в Майяпуре. Тогда я был в Движении всего 3-4 года, и раз в год приезжал в Майяпур на фестиваль. В тот год во время майяпурского фестиваля все, естественно, говорили: «Что-то происходит в GBC, обсуждаются какие-то большие перемены». Я тоже обратился к своему духовному брату Бхакти Пурушоттаме Свами и спросил его: «Махарадж, что происходит?» Потому что он был старшим по отношению ко мне. Поэтому я спросил: «Что происходит в GBC? — О! Все эти духовные братья завидуют нашим гуру». Я ответил ему: «Нет, на самом деле они говорят, что назначения гуру не было. — Нет-нет-нет. Существует аудиозапись, на которой есть это назначение. Прабхупада назначил этих одиннадцать человек». ОК. В тот момент, когда он сказал, что Прабхупада назначил этих одиннадцать человек, и что существует аудиозапись, на которой это зафиксировано, для меня данная тема закрылась. Я подумал: «Хорошо, должно быть, дело в чем-то другом. Остановлюсь на этом понимании». Таким было мое единственное знакомство с полемикой о гуру. После этого я вернулся в Бангалор.

 

— Это произошло в 1984 году?

 

— В 1984 или 1985. Я вернулся в Бангалор и продолжил заниматься служением. Когда мы слышали что-нибудь об этой теме, то просто думали, интерпретировали всё это в таком же ракурсе, о котором мне сказали: некоторые люди являются гуру, другие — нет, поэтому те, кто не стал гуру, завидуют тем, кто сейчас гуру, и т. д. Таким оставалось мое понимание. Однако позднее, в 1998 году произошло еще одно событие... Всё это происходило одновременно. Когда я поехал на торжественную церемонию открытия храма в Дели, в то время нас всех размещали жить рядом. Тогда моими соседями были: Адридхаран прабху [президент храма ИСККОН в Калькутте], Яшоматинандан прабху [президент храма ИСККОН в Ахмедабаде], Расарадж прабху [президент храма ИСККОН в Беркли]. Все они жили в соседних комнатах. В один из дней они пришли в мою комнату. В то время в моем уме был нерешенный вопрос, связанный с менеджментом. К нашему храму присоединилась одна преданная, матаджи, брахмачарини, и из сингапурского храма поступило предложение. Вице-президент сингапурского храма хотел жениться на ней. И когда договоренность уже была почти достигнута, кто-то сказал мне: «Э, нет! Сингапурский храм — сейчас это храм ритвиков». Я спросил: «Что такое храм ритвиков?» Я тогда ничего об этом не знал. Поэтому просто приостановил весь тот процесс. В моем уме этот вопрос оставался нерешенным — надо было сделать какое-то окончательное решение и сообщить им ответ. Поэтому в то время я воспользовался возможностью и задал этим преданным вопрос: «Что происходит в Сингапуре? Что такое храм ритвиков?» Адридхаран прабху спросил: «Ты не слышал о том, что такое ритвик?» Я сказал: «Нет, не слышал». Яшоматинандан прабху молчал. Расарадж прабху спросил: — У тебя есть ноутбук? — Да, есть. — ОК. Набери в Folio «Письмо 9 июля». Я сделал это и увидел письмо. Я увидел одиннадцать имен — именно тогда я впервые увидел письмо от 9 июля [1977 г.] Я не был шокирован. Я сказал: «Должно быть... О, Прабхупада назвал их ритвиками. Но после этого произошло назначение, отдельное назначение этих одиннадцати людей». Я сам сказал им это, помня то, что услышал. Сразу же все трое в один голос ответили: «Абсолютно никакого назначения после этого не было. Это последнее письмо, которое написал Прабхупада относительно «назначения гуру». Я спросил: «Это правда? Действительно так?» Они ответили: «Можешь сам в этом убедиться». Они с очень большой осторожностью говорили со мной на эту тему, поскольку в то время стало «культурой»: всякого, кто начинал говорить против гуру, сразу изгоняли. Такие люди покидали Движение. Поэтому они немного колебались, но как только увидели мой интерес к этому вопросу, когда я спросил: «Это действительно так? Не было другого письма?», — они все вместе сразу воскликнули: «Да! Не было». Ведь я был любимцем этих гуру.

 

— Вы давали им много денег.

 

— Да. Нет, не денег, а большой успех. Создавал для них впечатление: «Моя система гуру работает».

 

— В то время.

 

— Да. Джаяпатака Свами говорил: «Мой ученик построил большой храм». В таком духе.

 

— Ваша деятельность способствовала их популярности. 

 

— Именно. Совершенно верно. На самом деле во всем ИСККОН после того, как Шрила Прабхупада покинул эту планету, храм в Бангалоре стал одним из крупнейших проектов за всё это время. Поэтому, естественно, он выглядел как корона для системы гуру. Они так считали. Столь же сильным ударом по их престижу стал мой выход из их системы. Насколько их имидж был поднят этим проектом, настолько же и упал после этого. Таким образом, я не знал о подробностях данной темы до 1998 года. В тот момент, когда я увидел всё это, в моем уме началось осмысление. В тот же день я подошел к Джаяпатаке Махараджу, сидевшему на лужайке. Я пошел к нему, поклонился и спросил: «Махарадж, я услышал, что существует вот такое письмо. Есть ли какое-то письмо, написанное после этого? Было ли письмо о назначении [в качестве гуру] после этого?» Он ничего не ответил. Он просто выслушал мои вопросы. Это еще больше усилило мое любопытство. Тогда оттуда я отправился прямиком в Майяпур. В Майяпуре на следующий день были торжества, посвященные вьяса-пудже Джаяпатаки Махараджа. Каждый год я был там звездой, поскольку я ор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: