СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | деятельность преподавателя | деятельность учеников | время | ||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний | Здравствуйте, товарищи кадеты! Наш урок я хотела бы начать с высказывания известного писателя Марка Твена: Путешествовать необходимо тем, кто учится Марк Твен. - Как Вы понимаете высказывание известного писателя Марка Твена? -А Вы любите путешествовать? -Сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие по морю. -На столах у каждого из Вас есть карта путешествия. Запишите число (Одиннадцатое марта), Классная работа. Оставьте место для темы урока. -Чтобы наше путешествие началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора. Мы отправляемся в морское путешествие! (Повеств., восклиц., простое, распр., неослож.). Схема. Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков. -Назовите часть речи, которую мы изучаем? -Что такое Местоимение? Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЕ» отправляется в плаванье. | Беседа Письменная работа у доски. Комментирование. Устные ответы | 4 мин | ||||||||||||||||
Стадия вызова | - У нас на пути остров. А как он называется, и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в карте путешествия. (Фронтальная проверка) Карта путешествия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 1.Поставьте в начальную форму: Со мной - _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, (я, ты, он, они, она) К какому разряду относятся данные местоимения? Ответ:_____________ 2. «Четвертый лишний». Объясни – ПОЧЕМУ? А) кто?, чей?, собой, какой? (Вопросительные местоимения) Б) что, сколько, с кем?, какие (Относительные местоимения) В) некоторый, несколько, некто, себя (Неопределенные) 3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения: А) Тебе нужно взять с __________учебник. Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости. В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях. Обменяйтесь картами. Проверяем. Поставьте друг другу оценку. Вывод:разряды каких местоимений нам встретились? (личные, вопросительные, относительные, неопределенные, возвратное) -Молодцы - Как же называется остров? Кто на нём живёт? (Остров - разряды местоимений) | Письменная работа в карте путешествия. Взаимопроверка. Корректируют ответы при проверке. Делают вывод | 3 мин | ||||||||||||||||
Целеполагание | -Пока вы выполняли задания, я нашла бутылку с посланием. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сравните два предложения, ответьте на вопросы. В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил. - В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? - Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. - Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение. Возможно ли определить тему урока? - Запишите тему урока в рабочую тетрадь. Отрицательные местоимения. - Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? -Какую цель мы поставим перед собой? -Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений. (знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются; уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. | Сравнительно-сопоставительный анализ предложений. Устные ответы. Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя | 3мин | ||||||||||||||||
Изучение новой темы. Совместное исследование проблемы | У нас есть с Вами задание. Понаблюдаем. Как образованы отрицательные местоимения? От каких местоимений? (Устно)
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных с помощью приставок не и ни.
- А теперь откроем учебники на стр. 79 и проверим себя. - Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения Н Е КОГО, Н Е ЧЕГО не имеют формы И. п) -На какой слог падает ударение в этих местоимениях? -А еще? ( отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам). |
Чтобы плыть дальше, необходимо выяснить правописание приставок.
- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:
Некого винить
Никого нет
Ничего не ответил
Нечего говорить
Вывод:
- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения)
- Какую закономерность вы заметили?
Давайте вернемся к нашему предложению. Какую букву мы впишем
Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил
Вывод: нужно вставить И, т.к. ударение не падает на приставку.
Но вдруг мы с Вами неправильно сделали вывод, давайте проверим себя.
- Откройте учебники на стр.80 прочитаем правило.
- Итак, мы с Вами на правильном пути.
- Но взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.
-Я получила задания от морского царя для 1-го ряда и для 2-го. Вам необходимо вставить пропущенную букву и затем передать соседу по парту и так по цепочке. (
Вставьте пропущенные буквы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Ответ. 1 ряд 2 ряд.
1. Н и чего не знал. 1. Н е чему удивляться.
2. Не боялись н и каких препятствий. 2. Н е кого винить.
3. Не рискуя н и чем. 3. Н е чем удивить.
4. Н и кто не пришел. 4. Слушать н е чего.
5. Н и чем не отличается. 5. Н е кем заменить.
6. Н и какой причины нет. 6. Н е куда бежать.
7. Н и чем не занят. 7. Н е чему завидовать.
8. Н и чем не могу помочь. 8. Н е куда спешить.
9. Н и каких секретов. 9. Н е чего терять.
10. Н и кого нет дома. 10. Н е чему завидовать.
- Первым выполнил задание …. Ряд.
- Почему Вы вставили именно эту букву?
- Как мы с Вами можем сделать вывод?
|
|
никогО | ни у когО |
нЕкого | нЕ у кого |
никомУ | ни к комУ |
нЕчем | нЕ за чем |
нисколько | ни за сколько |
нЕчего | нЕ из чего |
– Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).
- Прочитайте правило на стр.81 прочитайте правило.
Сделайте вывод.
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
- Чтобы отправиться вперёд, нужно выполнить задание, применив полученные знания – упр.468 стр. 81
Выпишите отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны.
Слитно | Раздельно |
Делать нечего Никем не заменишь | Не на кого рассчитывать Не знается ни с кем Ни в чём не проявляется Никем не заменишь Не с кого спрашивать |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|