В чем суть индивидуальной траектории развития обучающихся и как она реализуется в современной школе?

Какие ступени и этапы проходит процесс проектирования образовательных программ?

Пед. проектирование — это предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности обучающихся и обучающего, функция любого педагога. Пед. проектирование – это создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Основоположник теории и практики пед. проектирования — А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как организованное «педагогическое производство».Объекты пед.проектирования:1) пед. ситуация составная часть пед. процесса возникают или создаются в процессе урока, экскурсии и т.п., и тут же разрешаются. входят 2 субъекта деят-ти – пед. и ученик, и способы их взаимодействия. 2) пед. процесс объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. 3) пед.система целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Принципы пед. проектирования:1) Принцип человеческих приоритетов, предполагает:
А) реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;
Б) ненавязывание учащимся выполнение своих проектов.В) отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации;Г) ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, 2) Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций – т.е. создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Формы пед. проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие пед. систем, процессов или ситуаций: 1) Концепция это, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения пед. систем, строится на результатах научных исследований. 2) Модель – аналог пед. процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. (Пр.-модель выпускника, в которой отражены приоритетные качества личности). 3) План —документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения (учеб.план, пл. учебно-воспит. работы, пл. урока и др.). Уровень пед.проектированияэто степень обобщенности проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий:1) Концептуальный — создание концепции объекта или его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). 2) Содержательный (стандарт начального образования, программа развития гимназии). 3) Технологический — алгоритмическое описание способа действий (технология полного усвоения учебного материала, методика коллективного творческого дела). 4) Процессуальный — выводит проектную деят-ть в реальный процесс (методические разработки уроков, сценарий проведения праздника и др.) Этапы проектирования:I этап – моделирование это разработка целей (общей идеи) создания пед. систем и основных путей их достижения. II создание проекта дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. III конструирование дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях. Логика проектирования образовательного процесса (Г.Е.Муравьева):1 анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей 2 генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, 3 оценка каждого варианта и выбор оптимального – создание общей модели проектируемого образовательного процесса 4. разработка приемов реализации выбранного технологического способа. 5 подбор необходимого материально-технического оснащения образ.процесса 6 мысленное экспериментирование – проигрывание будущего процесса 7 документальное оформление проекта.

 



В чем суть индивидуальной траектории развития обучающихся и как она реализуется в современной школе?

 

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.

Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:

- траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;

- траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;

- траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).

При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.

Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.

Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:

1. Обязательные учебные занятия ученика.

2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.

3. Самостоятельную работу.

4. Проектную деятельность.

5. Дополнительное образование.

6. Участие во внеурочной деятельности.

На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:

1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)

2. Обязательный компонент (учебные предметы)

3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)

4. Направление свободной работы

5. Участие в проектной деятельности

6. Участие в исследовательской деятельности

7. Участие в объединениях дополнительного образования

8. Участие во внеурочной деятельности

9. Формы отчета

10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

- определение смысла деятельности

- постановка личной цели

- формирование плана деятельности

- реализация плана

- рефлексия, оценка деятельности

- корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: