Современные требования к урокам технологии в начальных классах (Требования ФГОС второго поколения к программам и урокам технологии). Анализ авторских программ и учебников по технологии.
Предмет, задачи и содержание изучения методики преподавания технологии в вузе. Предмет, задачи курса методики преподавания технологии в начальной школе. Педагогическое исследование по методике преподавания технологии. Стандарт второго поколения, образовательная область «Технология», требования к знаниям и умениям учащихся.
Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников. Содержание каждого раздела: Особенности концептуальных основ, содержания, построения программ, методики преподавания технологии. Их учебно-методическое оснащение.
Геронимус Т.М. «Школа мастеров» (Универсальная линия учебников)
Конышева Н.М. «Художественно-конструкторская деятельность» (УМК «Гармония»)
Лутцева Е.А. «Ступеньки к мастерству»; Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Семенович Н.А. и др./Под ред. Симоненко В.Д. Технология (УМК «Начальная школа XXI век»)
|
|
Лутцева Е.А. «Технология» («УМК Школа России»)
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Технология» (УМК «Планета Знаний»)
Куревина О.А. «Прекрасное рядом с тобой» (УМК «Школа 2100…»)
Шпикалова Т.Я. «Художественный труд» (УМК «Школа России»)
Проснякова Т.Н. «Азбука мастерства» / Цирулик Н.А. «Труд-творчество» (УМК «Развивающая программа Занкова Л.В.»)
Малышева Н.А. «Технология» (УМК «Классическая начальная школа»)
Роговцева Н. И. «Технология. Человек. Природа. Техника». (УМК «Перспектива»).
История развития и становления образовательной области «Технология». Предмет и задачи курса. Связь методики трудового обучения с психолого-педагогическими науками.
История развития методики преподавания технологии (труда).
Содержание: история развития трудового воспитание и обучения в России и за рубежом. История развития методики преподавания труда как педагогической дисциплины. Задачи и содержание трудового обучения (стандарт) и воспитания в начальных классах на современном этапе.
Психолого-педагогические основы современного урока технологии.
Содержание: психологические механизмы трудовой деятельности, подготовка учащихся к труду, развитие их творческих способностей, культура и организация труда. Связь с психолого-педагогическими науками.
Методы обучения, используемые на уроках технологии и их специфика. Формы организации практической деятельности учащихся.
Методы трудового обучения в школе, классификации методов, специфика применения. Словесные, наглядные, практические, программированные методы обучения, специфика их применения. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся: особенности применения репродуктивных и творческих методов на уроках технологии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках. Методы проектов. Проблемное обучение на уроках технологии. Методика проведения экскурсий.
|
|
Формы организации практической деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная (фронтальная, работа в группах, парах и др.)
Виды наглядных пособий (графических, натуральных, технических) и методика их использования на уроках технологии в начальной школе.
Классификация видов наглядных пособий, их особенности. Методика ознакомления младших школьников с условными линиями чертежа, формирование графической грамотности младших школьников. Методика комплексного использования наглядных пособий на уроках технологии в начальной школе.
Оснащение курса трудового обучения в начальной школе.
Виды технологических операций, методика обучения младших школьников технологическим операциям.
Оборудование кабинета, рабочего места учителя и учащихся. Место для хранения детских инструментов, работ для выставок. Перечень материалов и инструментов при различных видах работ. Техника безопасности на уроках технологии, набор материалов по ТБ.
Виды технологических операций (разметка, раскрой, сборка, отделка). Методика обучения младших школьников технологическим операциям с использованием разных видов инструментов и материалов.
Методика обучения младших школьников работе с бумагой и картоном.
Общие сведения о целлюлозно-бумажной промышленности (производство бумаги и картона, их свойства, виды бумаги и картона, опыты, знакомящие со строением бумаги). Разметка и контроль в процессе обработки бумаги и картона. Виды работ с бумагой и картоном, предусмотренные программами по технологии в начальной школе.
Структура и типы уроков технологии в начальной школе. Методика проведения уроков технологии разного типа в начальной школе.
Урок как основная форма организации обучения по технологии. Стандартные и нестандартные уроки. Классификации уроков технологии (по содержанию работы, по видам деятельности, по способу проведения, по дидактической цели, по видам обрабатываемых материалов). Структура различных уроков технологии в начальной школе. Содержание каждого этапа урока. Самостоятельная работа учащихся на уроках технологии. Проверка и оценка знаний и умений на уроках технологии.
Подготовка учителя к проведению уроков технологии в начальной школе. Календарное, тематическое и поурочное планирование.
Общие сведения о целлюлозно-бумажной промышленности (производство бумаги и картона, их свойства, виды бумаги и картона, опыты, знакомящие со строением бумаги). Разметка и контроль в процессе обработки бумаги и картона. Виды работ с бумагой и картоном, предусмотренные программами по технологии в начальной школе.
Требования к уровню подготовки учителя технологии. Предварительная и непосредственная подготовка учителя. Основные этапы подготовки учителя к учебному году, к конкретному уроку технологии. Методика работы с родителями в рамках трудового обучения и воспитания. Виды планирования, особенности работы по составлению тематического планирования уроков технологии.