Закон отражения. Основы информации

 (слайды: Теор отраж)

Отражение является одним из универсальных свойств материи. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи.

Отражение заключает в себе несколько видов. Во-первых, это механическое отражение, присущее неорганической природе (ср. 4 физических взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое). У растений и простейших отражательная способность обеспечивается раздражимостью - способностью реагировать на биологически значимые воздействия внешней среды, изменяя собственное поведение или состояние. У животных и у людей развивается психика - активная форма отражательной способности, способная предвосхищать сложное внешнее воздействие по его начальной фазе. Высший вид отражения - сознание - присуще только лишь человеку; сознание представляет собой высший вид психической деятельности, к его основным особенностям следует причислить целенаправленность, оценочность, самоконтроль, а также творческий подход к отражению действительности.

Отражение предполагает наличие двух взаимодействующих материальных объектов, причём подобное взаимодействие предполагает определённого рода неравноправие обоих объектов-участников: один из них "реагирует" на другой, повторяет те или иные особенности отражаемого предмета.

Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Разные определения и разные науки изучают:

Информацию в целом и ее отдельные свойства изучают теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов), теории массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество) и др.

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

 

1. В быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

2. В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

3. В кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

4. В теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Свойства информации:

1. Полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

2. Актуальность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;

3. Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

4. Доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

5. Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

6. Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

7. Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

До появления человека и человеческого общества вся информация об истории влияния внешней среды и процессах саморазвития видов запечатлевалась только в их генетическом коде и наследовалась из поколения в поколение. С появлением письменности и с развитием техники возникает и получает огромное развитие надындивидуальное, негенетическое накопление социальной информации (библиотеки, архивы данных, вся ноосфера).

Что можно делать с информацией:

Создавать, принимать, комбинировать, хранить, передавать, копировать, обрабатывать, искать, воспринимать, формализовать, делить на части, измерять, использовать, распространять, упрощать, разрушать, запоминать, преобразовывать, собирать и т.д.

Социальной является та информация, которая возникла в процессе освоения окружающего мира. Она отображает общественные отношения, связана с различными видами человеческой деятельности, зафиксирована сознанием, опосредована факторами психологического плана и используется человеком для влияния на других людей.

Человек обладает уникальной возможностью создавать, принимать, использовать, передавать, сохранять информацию. Информационный процесс ученые определили как совокупность элементарных информационных актов по приему, созданию, хранению, передаче, использованию информации.

На основании различных параметров социальную информацию можно разделить на виды. По социальному назначению информация делиться на специальную: научную, техническую, планово-экономическую, коммерческую, и массовую,: публицистическую, эстетическую, обыденную. Такое основание как способ отражения информации человеческим сознанием дает основание информацию разделить на логическую и эстетическую. Физические особенности восприятия информации человеком позволяет выделить визуальную, аудиальную, обонятельную, тактильную и вкусовую информацию.

Социальная информация различается и по другим признакам. Так, способ распространения информации позволяет нам признать наличие опубликованной и неопубликованной информации. По степени ее переработки различают первичную (непосредственные результаты научно-исследовательской работы) и вторичную (результат переработки первичной информации).

В соответствии со сферами социальной деятельности существуют научная, спортивная, политическая, педагогическая, управленческая, бытовая и другая информация.

Особое значение имеет политическая информация по международной проблематике, которая не отражается в сознании личности на основании личного опыта. И именно в этом отношении особое значение имеет процесс медиатизации.

Средствами массовой информации являются учреждения, образованные для открытой, публичной передачи сведений массовой востребованности с помощью специальных каналов связи.

Особую разновидность представляет журналистская информация, обладающая следующими отличительными особенностями:

· журналистские тексты содержат информацию научного, экономического, спортивного, правового характера;

· тесное переплетение в журналистике идеологических и управленческих начал выражается в идейной насыщенности материалов, полезности и общественной значимости: журналистика стремиться ориентировать потребителя информации на определенные идеи, взгляды, социальные, духовные и политические ценности, хотя идеологические ценностные предпочтения часто скрываются;

· высокая актуальность журналистских материалов, заключающаяся в их злободневности и оперативности: актуальность достигается ориентацией журналистики на важные, требующие решения социальные проблемы; оперативность помогает достичь актуальности, быстро реагируя на динамику социальных изменений;

· выход на большую аудиторию, широкая доступность изложения при раскрытии темы;

· документализм в отражении действительности, проявляющийся в опоре на факты, объективности и точности отражения событий и явлений общественной жизни;

· краткость журналистских материалов, обусловленная временн ы ми, материальными и технологическими ограничениями;

· аналитичность подхода к отражаемым явлениям и событиям, выражающаяся в их осмыслении, систематизации, трактовке;

· творческий характер труда, позволяющий направлять интеллект, мастерство, талант журналиста на комплексное решение задачи в журналистском произведении;

· сочетание документальной обоснованности данных и их творческое осмысление с личных позиций автора;

· сочетание индивидуального творчества и коллективной организации процесса производства в средствах массовой информации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: