Истинное мастерство художника

Многому приходится учиться художнику. Приходится учиться говорить собственным языком, смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами. Часто требуются долгие усилия целых поколений, чтоб дать себе отчёт в том, как мы что-нибудь в действительности видим.

На картинах итальянских художников мы часто встречаем изображение какого-нибудь святого или святой, сидящих у открытого окна. В окно виден далекий пейзаж — горы, деревья на горах, домики. И что-то в этом пейзаже есть странное, наивно-неверное, в чём вы себе сначала даже не можете дать отчёт. И вдруг вы улавливаете причину: на этих деревьях, далёких, за версту от зрителя, тщательнейшим образом выписан каждый сучок, каждый листочек, птичка, сидящая на дереве, на окнах домиков и церквей нарисованы все перекладинки на рамах. Но ведь в действительности человек не в состоянии видеть всего этого издали. А художники того времени этого не замечали, не замечали и дымки, окутывающей далёкие предметы. И воображали, что пишут так, как видят.

Посмотрите вообще на картины, изображающие быстро движущиеся предметы, – скачущую в карьер лошадь, рукопашную схватку, мчащийся поезд. Вы чувствуете, что художники и до сих пор не сумели по-настоящему увидеть движение, поймать его характерные особенности. Придёт большой художник, увидит это, покажет, и тогда нам так же будет смешно смотреть на современные изображения скачущих лошадей и боевых схваток, как смешно смотреть на тщательно выписанные детали далёких предметов на картинах старых мастеров.

Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите, а не как, по вашему предвзятому мнению, выглядит или звучит данный предмет. Вы подробно описываете сановного старичка в отставке на великосветском собрании: какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, как ходит, как самодовольно острит. Но действительно ли всеми этими неопределенными признаками запечатлелся в вашем восприятии старичок? Или было в нём что-то особенное, характерное, чего вы не сумели заметить? Приходит настоящий художник и даёт всего два-три штриха:

Тут был, в душистых сединах,

Старик, по-старому остривший, – Отменно тонко и умно,

Что ныне несколько смешно.

(А.С. Пушкин)


И весь старик перед вами живёт. Художник сумел увидеть его, сумел выделить в своих впечатлениях от него то, что его отличало от всех других гостей. В чеховской «Чайке» начинающий писатель говорит о беллетристе Тригорине: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова. А у меня — трепещущий свет, и тихое мерцание звёзд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе… Это мучительно».

 

 

391 слово                                                                По В. Вересаеву*

 

 

* Вике́нтий Вике́нтьевич Вереса́ ев (настоящая фамилия писателя — Смидович; 1867-1945) — русский писатель, критик, переводчик, литературовед. Лауреат Пушкинской премии. Вересаев создал философские и документальные работы о целом ряде знаменитых русских писателей (Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.С. Пушкине и Н.В. Гоголе).

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-го лица.

Дополните текст изложения размышлениями о том, в чём заключается истинное мастерство художника.



Текст 44

ДУША МОЯ ЧИСТА

Казалось, жизнь делала всё, чтобы этот человек утратил чистоту души, ожесточился к окружающему миру, потерял веру в доброту и совестливость. Горя, невзгод, незаслуженных обид, что довелось ему сполна испытать в жизни и литературе за свои тридцать пять лет земного бытия, хватило бы с лихвой на десятерых. А он выдержал, потому что был истинным поэтом и порядочнейшим человеком, был личностью. Он любил жизнь, природу, свой народ, любил до самозабвения свою родину – Россию. Он не щадил себя, не берёг себя. Ради слова великой правды о родине он очищал свою душу на огне поэзии и сам стал чистой, родниковой душой России. Главное, о чём он мечтал для себя в жизни: «Пусть она (душа) останется чиста до конца, до смертного креста!»

Имя его навсегда останется среди светлых имён достойнейших сынов России. Имя его – Николай Рубцов, выдающийся русский поэт.

Что говорить, не каждому дано «до смертного креста» сохранить «чистоту души», не каждый способен на этот высочайший нравственный подвиг. Если бы было всё легко и просто, то скольких человеческих трагедий можно было избежать в нашем далеко ещё не совершенном мире...

Одним из тех, кому это было счастливо дано судьбой, и был Николай Рубцов…

Имя поэта, его грустно-солнечная поэзия неотделимы от малой родины – земли Вологодской, наполнившей стихи обжигающей душу любовью к задумчивой первозданной красоте русского севера… Отсюда, с родных холмов, озёр, перелесков, Николаю Рубцову виделись необъятные дали и просторы его родины, которые породнили на время с морем. Море, а затем и город отозвались не одной крылатой строкой стихов поэта… За свои недолгие годы жизни поэт успел побывать во многих городах и сёлах, воспел и «избу в лазоревом поле», и

«бессмертное величие Кремля», которое «невыразимо смертными словами».

Да! Деревня, изба многие века была той крепостью народного духа, от которой идут корни государственности, корни нравственности, корни русского слова, русской поэзии. Это так. Но менялся мир, менялось отношение к нему, менялись и меняемся мы сами... Город стал неотъемлемой частью жизни, действительности. Вот и поэт открыто, чистосердечно признаётся, что … его

«всё терзают грани меж городом и селом». А разве сегодня это не волнует, не терзает всех нас, сообща? Волнует, да ещё как!

Великий провидец и чуткий диалектик жизни Николай Рубцов не только и не столько поэт деревни, а всей России; его стихи как народная совесть, как чистая душа России. Он жил и радостями, и заботами, и горем народа …


Был ли поэт счастлив? Внешне можно посчитать – не был. А глубже – был… «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей». Он нёс слово правды в то непростое время, когда в жизни, в большой политике, к великому сожалению, порой так трагически не хватало единства слова и дела.

Ныне мы можем с полным основанием и убеждённостью сказать о Николае Рубцове: «Это сердце под ношею горя было чистым, как солнце в кристалле...»

455 слов По Ю. Прокушеву

 

 


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, как вы понимаете смысл выражения «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей»», продолжив фразу: «Счастье – это…».



Текст 45

«МОЁ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…»

В драме А.Н. Островского «Гроза» есть изобретатель Кулигин. Прототип этого героя – реальный изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он масштабнее, крупнее, умнее своего литературного двойника. Но драматург был абсолютно точен … в описании немыслимой интеллектуальной духоты, непробиваемого самодовольного невежества, духовной нищеты тех, от кого зависело будущее его героя.

Судьба Кулибина напоминает судьбу его современника, другого могучего русского гения – Василия Ивановича Баженова. Подобно проектам Баженова, крупнейшие работы Кулибина так и не были реализованы. Осмеянные, затасканные по чиновничьим папкам, пожелтевшие на министерских столах, так и не вошли они в жизнь.

Сегодня в одном из залов Эрмитажа вы можете увидеть знаменитые часы

«яичной фигуры». Три года работал Кулибин над этим подарком для Екатерины II, постепенно «приходя к совершенству» в сложнейшей конструкции из 427 деталей. Этот уникальный механизм – единственная до конца завершённая и овеществлённая мечта, которую смог оставить потомкам Кулибин.

Читая его жизнеописания, думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек! Он, часовщик-самоучка, мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую мастерскую свои карманные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Предлагает царице сделать лифт в Зимнем дворце, удобный, абсолютно безопасный (конструктивные элементы его дожили до наших дней), – не стали делать лифта. Кулибин изобретает самодвижущийся педальный экипаж. Оказалось, никому не нужна его «самокатка». Он предлагает усовершенствовать спуск на воду вновь построенных кораблей – чертежи кладутся под сукно. Изобретатель предлагает изготовлять металлические протезы для инвалидов, но производить их начинают за рубежом, куда увёз одну из моделей мастера предприимчивый иностранец. А оптический телеграф? Через сорок лет, уже после смерти Кулибина, начинается его строительство по проекту француза Шато, который был хуже кулибинского проекта.

Римский император улыбается ему: «Я очень рад, что имею случай познакомиться с таким необыкновенным человеком». И все вокруг необыкновенно улыбаются. Но когда нужно было не славословие, а дело, когда не для потехи скучающих богачей, а для серьёзной работы требовалась помощь, перед изобретателем возникала стена равнодушия.


Над проектом моста через Неву Кулибин задумался, едва приехав из родного Нижнего Новгорода в Петербург. Десятилетия потратил он на проектирование сначала знаменитых одноарочных мостов из дерева, позднее – металлических. Подобными проектами не могло похвастаться ни одно европейское государство. Кулибин построил модель деревянного моста – она, простояв 23 года, сгнила, рухнула.

То же и с «машинами-судами». Князь Куракин решил, что проект Кулибина «представит более для казны убытку, нежели прибыли». А ведь судно такое шло против течения быстрее, чем могли тащить его на бечеве бурлаки. Но какое дело князю до бурлаков?..

Жизнь Кулибина – это пример неизбывного богатства России на таланты. Но жизнь эта – суровое обвинение царскому самодержавию, косности, невежеству, бюрократизму. А люди знают и помнят о русском самородке. Помнят уже два столетия и не забудут долго…

433 слова По Я. Голованову

 


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Объясните, почему Кулибин, всю жизнь наталкиваясь на «стену равнодушия», не оставлял своих трудов.



Текст 46


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: