Восстановление детали — комплекс технологических операций по устранению дефектов детали, обеспечивающих возобновление ее работоспособности и геометрических параметров, установленных нормативно-технической документацией.
Дефект — каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Дефектная деталь — деталь, показатели качества которой имеют недопустимые отклонения от требований нормативно-технической документации по ремонту.
Устранить одни и те же дефекты возможно различными способами, например изношенные места могут быть отремонтированы хромированием, металлизацией, наплавкой, механической обработкой и другими способами, и наоборот, — один и тот же способ ремонта может быть применен для устранения разных дефектов. Например, сварка применима для восстановления изношенных участков детали, заварки трещин, наплавки резьбы и др.
Способы механической обработки:
- под новый размер (отличный от номинального): индивидуальный (подгонкой); ремонтный;
|
|
- под номинальный (первоначальный) размер: добавочными ремонтными деталями (ДР); заменой части детали; смещением осей обрабатываемых поверхностей в новое положение.
Способы слесарно-механической обработки припиловкой, притиркой, шабровкой, постановкой заплат, штифтовкой и склеиванием.
Способы ремонта деталей давлением: раздачей, осадкой, обжатием, вдавливанием, правкой и накаткой.
Наплавка и сварка (газовой, электродуговой при постоянном и переменном токе, автоматической под слоем флюса, электроимпульсной наплавкой и пайкой).
Металлизация (газовая, электрометаллизация высокочастотная плазменная).
Способы электролитического наращивания (хромированием, осталиванием, меднением, химическим никелированием).
Перезаливка антифрикционными сплавами (баббитом и свинцовистой бронзой).
Наиболее широкое применение при восстановлении деталей получили различные виды слесарно-механической обработки. К ним относятся собственно слесарная обработка, механическая обработка, связанная с подготовкой деталей к нанесению покрытий и обработкой после их нанесения, обработка деталей под ремонтный размер, постановка дополнительных ремонтных деталей.
Пластическое деформирование - как способ восстановления основан на использовании пластических свойств материала деталей. Этим способом восстанавливают не только размеры деталей, но также их форму и физико-механические свойства. В зависимости от конструкции деталей применяют такие виды пластической деформации, как осадку, раздачу, обжатие, вытяжку, накатку, правку и др.
Сварка и наплавка - являются самыми распространенными способа восстановления деталей. Сварку применяют при устранении механических повреждений на деталях(трещины, пробоины т. п.), а наплавку — для нанесения покрытий с целью компенсации износа рабочих поверхностей.
|
|
Пайка - авторемонтном производстве широко применяется при восстановлении герметичности в полых деталях, при устранении механических повреждений, а также как способ компенсации износа деталей.
Напыление - как способ восстановления деталей основано на нанесении распыленного металла на изношенные поверхности деталей. В зависимости от способа расплавления металла различают виды напыления: электродуговое, газопламенное, высокочастотное, плазменное, детонационное и ионноплазменное.
Восстановление деталей нанесением гальванических и химических покрытий -основано на осаждении металла на поверхности деталей из растворов солей гальваническим или химическим методом. Гальванические и химические процессы применяют при восстановлении изношенных поверхностей деталей, а также для защиты их от коррозии. В целях компенсации износа деталей наиболее часто применяют хромирование, железнение и химическое никелирование. Для защиты: деталей от коррозии применяют гальванические процессы: хромирование, никелирование, цинкование, кадмирование.
Классификация способов восстановления деталей.
Сваркой и наплавкой:
а) Дуговой:
- ручной покрытыми электродами;
- под флюсом;
- в среде углекислого газа;
- неплавящимся электродом (вольфрамовым) в среде аргона;
- вибродуговой;
- широкослойной;
- электроконтактной приваркой ленты (проволоки).
б) Газовой;
в) Плазменной;
г) Лазерной;
Пластическим деформированием:
а) раздачей;
б) обжатием;
в) накаткой;
г) правкой;
д) осадкой;
е) вытяжкой;
ж) раскаткой;
з) чеканкой.
Слесарно-механической обработкой:
а) слесарной обработкой;
б) механической обработкой;
в) под ремонтный размер;
г) постановкой дополнительной ремонтной детали.
Нанесением синтетических материалов.
Гальваническими покрытиями:
а) железнением;
б) никелированием;
в) меднением;
г) хромированием;
д) цинкованием;
е) кадмированием.
Пайкой.
Газотермическим напылением:
а) газоэлектрическим:
- электродуговым;
- плазменным;
- высокочастотным.
б) газопламенным:
- газокислородным;
- газовоздушным.
в) детонационным.
ОЦЕНКА МЕТОДОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА