Для определения трудоемкости операций ТП в настоящее время достаточно широко применяют системы микроэлементов.
Сущность этого метода сводится к тому, что самые сложные операции в конечном счете могут быть представлены в виде определенной последовательности повторяющихся простейших элементов, например: переместить, установить, закрепить, соединить и т. д. Если разбить нормируемую операцию на ряд таких микроэлементов и просуммировать имеющееся в базе данных время на их выполнение, то можно найти оперативное время на выполнение всей операции.
Этот метод разработан и применяется давно /20, 21/, однако «второе дыхание» к нему пришло с применением компьютеров с достаточно большим объемом памяти, позволяющим «конструировать» любые самые сложные операции из микроэлементов и определять время на их выполнение.
Основным достоинством данного метода является возможность проектирования норм трудоемкости «за столом» на этапе разработки ТП, что значительно сокращает время и затраты по сравнению с методом хронометражных наблюдений. Конечно, это возможно при большом опыте и квалификации инженеров - технологов (знание конструкции данной марки автомобиля, работы и возможностейприменяемого технологического оборудования, приспособлений и инструмента и т.д.).
Значения времени на выполнение микроэлементов операции являются «чистыми», т.е. при удобном их выполнении и свободном доступе к точке обслуживания. В реальных же условиях удобство выполнения работы (рабочие позы, таблица 1.1) и доступ к точке обслуживания (таблица 1.2) для каждой марки автомобиля и операции будут различными, поэтому в оперативное время на выполнение операции должны быть внесены поправки соответствующими коэффициентами.
Таким образом, общее уравнение нормирования трудоемкости обслуживания автомобиля в чел.-мин или чел.-ч при данном методе выглядит так:
Тн = (t1 + t2 + … + tn) * К1 * К2 * (1+ (А + В + С)/100) * Р * Кп, (5.9)
где ti – время на выполнение микроэлементов, из которых состоит операция;
n – количество микроэлементов в операции, в т.ч. и с учетом их повторения;
К1, К2 – соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение времени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа при работе;
Р – число исполнителей операции;
Кп – коэффициент повторяемости операции при ТО;
А, В, С – надбавки в % от оперативного времени
Надбавки к оперативному времени: А = 3,5%, В = 4,5%, С = 4%..
База микроэлементов для операций ТО
Под микроэлементами понимаются элементы операций, состоящие из трудовых движений рабочего. Установлено, что любая физическая работа включает: движение рук, ног, наклон и поворот корпуса человека, переходы, т.е. неизменную серию (набор) повторяющихся движений.
Одной из систем микроэлементных нормативов является система «стандартов» профессора В.И. Иоффе. В этой системе любой элемент ручной работы состоит из сочетания двух микроэлементов: взять и переместить (совместить, сдвинуть, установить, снять).Принципиально важной является степень дробления операций на микроэлементы. Расчленение операций до элементарных движений позволяет получить универсальную базу микроэлементов, пригодную для проектирования нормативов трудоемкости любых ТП. Однако при этом точность определения времени на выполнение микроэлементов (сотые и тысячные доли минуты) падает; усложняется процесс синтеза операции из элементов. Возможны большие ошибки.
С учетом этого положения на данном этапе на основании сбора и обобщения информации по литературным источникам /19, 20, 21/ и нормативно-технической документации /6, 7/ и др. была разработана база в количестве 44 микроэлементов (таблица 5).
С укрупнением же микроэлементов уменьшается их универсальность, так как снижается вероятность повторения в большом числе различных операций и процессов. Зато упрощается процесс проектирования операций, в которых они встречаются. Поэтому, на наш взгляд, база микроэлементов для ТП ТО и ТР автомобилей должна состоять из двух частей. Первая часть должна содержать элементарные движения, встречающиеся в операциях любых трудовых процессов. Вторая часть – более крупные элементы операций специализированных работ ТО и ТР (крепежных, сварочных и др.).
Представленная в таблице 5.5 база микроэлементов не является достаточной, она требует доработки и расширения. С ее помощью можно проектировать, в основном, нормативы трудоемкости контрольно-диагностических и регулировочных операций ТО и Д автомобилей, однако она позволяет продемонстрировать возможность рассматриваемого метода.
Таблица 5 – База данных по микроэлементам операций ТО автомобилей
№ п/п | Наименование микроэлемента | Время, мин |
1 | 2 | 3 |
1 | Переход на 1 шаг | 0,020 |
2 | Переход на 2 шага | 0,030 |
3 | Переход на 3 шага | 0,040 |
4 | Переход на 4 шага | 0,050 |
5 | Протянуть (убрать, согнуть) руку | 0,020 |
6 | Взять (положить) инструмент, прибор, деталь (взять за ручку защелку) | 0,035 |
7 | Поворот корпуса на 90° | 0,020 |
8 | Поворот корпуса на 180° | 0,032 |
9 | Наклон корпуса (выпрямиться) | 0,035 |
10 | Наклон корпуса ниже пояса | 0,050 |
11 | Доставить (отвести) инструмент, прибор, деталь | 0,065 |
12 | Установка (снятие) инструмента, прибора, детали простая | 0,070 |
13 | Установка (снятие) инструмента, прибора, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля | 0,300 |
14 | Повернуть инструмент | 0,220 |
15 | Повернуть ручку, открыть защелку | 0,015 |
16 | Прижать защелку | 0,095 |
17 | Установить (снять) ногу (руку) на педаль | 0,007 |
18 | Нажать (отпустить) педаль рукой | 0,007 |
19 | Нажать (отпустить) педаль ногой | 0,005 |
Продолжение таблицы 5
1 | 2 | 3 |
20 | Спуститься в осмотровую канаву | 0,230 |
21 | Подняться из осмотровой канавы | 0,310 |
22 | Встать на бампер | 0,130 |
23 | Спуститься с бампера | 0,090 |
24 | Открыть (закрыть) капот (при открытой защелке) | 0,110 |
25 | Открыть (закрыть) дверь кабины (при повернутой ручке) | 0,090 |
26 | Откинуть кабину | 0,190 |
27 | Установить откидную кабину на место | 0,245 |
28 | Обдуть обслуживаемый элемент сжатым воздухом из шланга | 0,040 |
29 | Движения пальцев кисти руки | 0,007 |
30 | Навернуть (наживить) гайку М8 – М24 | 0,275 |
31 | Подтянуть гайку (болт) М20 – М16 | 0,035 |
32 | Подтянуть гайку (болт) М20 – М35 | 0,065 |
33 | Посмотреть (бросить взгляд) на предмет или знак, находящийся в поле зрения | 0,010 |
34 | Отсчет по шкале, см | 0,010 |
35 | Отсчет по шкале, мм | 0,015 |
36 | Посмотреть на деление пристально | 0,020 |
37 | Одно действие в уме с однозначными числами | 0,100 |
38 | Одно действие в уме с двухзначными числами | 0,280 |
39 | Установка прибора на ноль | 0,240 |
40 | Создание преднатяга индикаторной головки | 0,210 |
41 | Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 – М16 на длине до 20 мм | 0,400 |
42 | Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 – М16 на длине до 35 мм | 0,550 |
43 | Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 – М32 на длине до 25 мм | 0,600 |
44 | Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 – М32 на длине до 35мм | 0,720 |
На основе уравнения (5.9), базы микроэлементных нормативов (таблица 5.5), характеристик удобства (таблица 1.1) и доступа к местам обслуживания (таблица 1.2) разработан алгоритм (рисунок 5.4) и программа «NORM» нормирования трудоемкости операций ТО автомобилей на компьютере. Программа составлена на алгоритмическом языке QB 4.5.
Программа отлажена, по ней выполнен ряд расчетов трудоемкости операций ТО. Она показала достаточно хорошую работоспособность.