Микроэлементный метод проектирования нормативной трудоемкости операций

Для определения трудоемкости операций ТП в настоящее время достаточно широко применяют системы микроэлементов.

Сущность этого метода сводится к тому, что самые сложные операции в конечном счете могут быть представлены в виде определенной последовательности повторяющихся простейших элементов, например: переместить, установить, закрепить, соединить и т. д. Если разбить нормируемую операцию на ряд таких микроэлементов и просуммировать имеющееся в базе данных время на их выполнение, то можно найти оперативное время на выполнение всей операции.

Этот метод разработан и применяется давно /20, 21/, однако «второе дыхание» к нему пришло с применением компьютеров с достаточно большим объемом памяти, позволяющим «конструировать» любые самые сложные операции из микроэлементов и определять время на их выполнение.

Основным достоинством данного метода является возможность проектирования норм трудоемкости «за столом» на этапе разработки ТП, что значительно сокращает время и затраты по сравнению с методом хронометражных наблюдений. Конечно, это возможно при большом опыте и квалификации инженеров - технологов (знание конструкции данной марки автомобиля, работы и возможностейприменяемого технологического оборудования, приспособлений и инструмента и т.д.).

Значения времени на выполнение микроэлементов операции являются «чистыми», т.е. при удобном их выполнении и свободном доступе к точке обслуживания. В реальных же условиях удобство выполнения работы (рабочие позы, таблица 1.1) и доступ к точке обслуживания (таблица 1.2) для каждой марки автомобиля и операции будут различными, поэтому в оперативное время на выполнение операции должны быть внесены поправки соответствующими коэффициентами.

Таким образом, общее уравнение нормирования трудоемкости обслуживания автомобиля в чел.-мин или чел.-ч при данном методе выглядит так:

Тн = (t1 + t2 + … + tn) * К1 * К2 * (1+ (А + В + С)/100) * Р * Кп, (5.9)

где ti – время на выполнение микроэлементов, из которых состоит операция;

 n – количество микроэлементов в операции, в т.ч. и с учетом их повторения;

К1, К2 соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение времени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа при работе;

Р – число исполнителей операции;

Кп – коэффициент повторяемости операции при ТО;

А, В, С – надбавки в % от оперативного времени

Надбавки к оперативному времени: А = 3,5%, В = 4,5%, С = 4%..

База микроэлементов для операций ТО

Под микроэлементами понимаются элементы операций, состоящие из трудовых движений рабочего. Установлено, что любая физическая работа включает: движение рук, ног, наклон и поворот корпуса человека, переходы, т.е. неизменную серию (набор) повторяющихся движений.

Одной из систем микроэлементных нормативов является система «стандартов» профессора В.И. Иоффе. В этой системе любой элемент ручной работы состоит из сочетания двух микроэлементов: взять и переместить (совместить, сдвинуть, установить, снять).Принципиально важной является степень дробления операций на микроэлементы. Расчленение операций до элементарных движений позволяет получить универсальную базу микроэлементов, пригодную для проектирования нормативов трудоемкости любых ТП. Однако при этом точность определения времени на выполнение микроэлементов (сотые и тысячные доли минуты) падает; усложняется процесс синтеза операции из элементов. Возможны большие ошибки.

С учетом этого положения на данном этапе на основании сбора и обобщения информации по литературным источникам /19, 20, 21/ и нормативно-технической документации /6, 7/ и др. была разработана база в количестве 44 микроэлементов (таблица 5).

С укрупнением же микроэлементов уменьшается их универсальность, так как снижается вероятность повторения в большом числе различных операций и процессов. Зато упрощается процесс проектирования операций, в которых они встречаются. Поэтому, на наш взгляд, база микроэлементов для ТП ТО и ТР автомобилей должна состоять из двух частей. Первая часть должна содержать элементарные движения, встречающиеся в операциях любых трудовых процессов. Вторая часть – более крупные элементы операций специализированных работ ТО и ТР (крепежных, сварочных и др.).

Представленная в таблице 5.5 база микроэлементов не является достаточной, она требует доработки и расширения. С ее помощью можно проектировать, в основном, нормативы трудоемкости контрольно-диагностических и регулировочных операций ТО и Д автомобилей, однако она позволяет продемонстрировать возможность рассматриваемого метода.

Таблица 5 – База данных по микроэлементам операций ТО автомобилей

№ п/п Наименование микроэлемента Время, мин
1 2 3
1 Переход на 1 шаг 0,020
2 Переход на 2 шага 0,030
3 Переход на 3 шага 0,040
4 Переход на 4 шага 0,050
5 Протянуть (убрать, согнуть) руку 0,020
6 Взять (положить) инструмент, прибор, деталь (взять за ручку защелку) 0,035
7 Поворот корпуса на 90° 0,020
8 Поворот корпуса на 180° 0,032
9 Наклон корпуса (выпрямиться) 0,035
10 Наклон корпуса ниже пояса 0,050
11 Доставить (отвести) инструмент, прибор, деталь 0,065
12 Установка (снятие) инструмента, прибора, детали простая 0,070
13 Установка (снятие) инструмента, прибора, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля 0,300
14 Повернуть инструмент 0,220
15 Повернуть ручку, открыть защелку 0,015
16 Прижать защелку 0,095
17 Установить (снять) ногу (руку) на педаль 0,007
18 Нажать (отпустить) педаль рукой 0,007
19 Нажать (отпустить) педаль ногой 0,005

 Продолжение таблицы 5

1 2 3
20 Спуститься в осмотровую канаву 0,230
21 Подняться из осмотровой канавы 0,310
22 Встать на бампер 0,130
23 Спуститься с бампера 0,090
24 Открыть (закрыть) капот (при открытой защелке) 0,110
25 Открыть (закрыть) дверь кабины (при повернутой ручке) 0,090
26 Откинуть кабину 0,190
27 Установить откидную кабину на место 0,245
28 Обдуть обслуживаемый элемент сжатым воздухом из шланга 0,040
29 Движения пальцев кисти руки 0,007
30 Навернуть (наживить) гайку М8 – М24 0,275
31 Подтянуть гайку (болт) М20 – М16 0,035
32 Подтянуть гайку (болт) М20 – М35 0,065
33 Посмотреть (бросить взгляд) на предмет или знак, находящийся в поле зрения 0,010
34 Отсчет по шкале, см 0,010
35 Отсчет по шкале, мм 0,015
36 Посмотреть на деление пристально 0,020
37 Одно действие в уме с однозначными числами 0,100
38 Одно действие в уме с двухзначными числами 0,280
39 Установка прибора на ноль 0,240
40 Создание преднатяга индикаторной головки 0,210
41 Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 – М16 на длине до 20 мм 0,400
42 Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 – М16 на длине до 35 мм 0,550
43 Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 – М32 на длине до 25 мм 0,600
44 Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 – М32 на длине до 35мм 0,720

 

На основе уравнения (5.9), базы микроэлементных нормативов (таблица 5.5), характеристик удобства (таблица 1.1) и доступа к местам обслуживания (таблица 1.2) разработан алгоритм (рисунок 5.4) и программа «NORM» нормирования трудоемкости операций ТО автомобилей на компьютере. Программа составлена на алгоритмическом языке QB 4.5.

Программа отлажена, по ней выполнен ряд расчетов трудоемкости операций ТО. Она показала достаточно хорошую работоспособность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: