Разновидности упражнений для выработки правописания безударных гласных в корне слова.
Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне слова предполагают выработку у учащихся, во-первых, умения находить слова, написание которых регулируется данным правилом, во-вторых, умения оперировать самим правилом, т.е. находить проверочные слова (однокоренные или форму слова) и в третьих, применять это правило в различного рода самостоятельных или творческих работах.
Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила
Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость, т.е. «способность пишущего видеть в читаемом тексте те «опасные» места в слове, написание которых регулируется данным правилом», является одним из необходимейших условий в формировании навыков правильного письма. Применительно к правилу правописания безударных гласных ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки данной орфограммы:
|
|
1. Гласная находится в безударном положении.
2. Безударная гласная находится в корне слова.
Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).
Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне
В инструктивной части правила указывается на два способа проверки слов с безударной гласной: изменение слова или подбор однокоренного. Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила правописания безударных гласных в корне слова:
1) в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением;
2) проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.
Таким образом, нужны упражнения, которые вооружат учащихся знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова. К ним относятся следующие виды упражнений:
1. Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне.
2. Выбор проверочного слова из двух однокоренных.
3. Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм.
|
|
4. Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.
5. Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова.
6. Подбор нескольких проверочных слов.
Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне
Упражнения, связанные с развитием речи учащихся, пронизывают собой всю систему упражнений в период изучения данной темы.
Разновидности:
1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.
2. Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность, прямое и переносное значение; слова, близкие и противоположные по значению). Эти упражнения воспитывают у учащихся привычку вникать в значение слова, ограничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов), формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навык речи точной и выразительной.
3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.
4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.
Такая система упражнений реализуется на определенном лексическом материале с учетом предъявляемых к нему программных требований. При отборе материала необходимо учитывать следующие условия:
1.Отбираются слова, которые являются наиболее употребительными в речи детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов-синонимов.
2. Работа ведется в основном со словами, прозрачными по своему составу. Не следует предлагать слова с чередующимися гласными в корне, с чередующими полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ворота – врата и т.п. количество слов с чередующимися согласными во втором классе следует ограничить теми, значение которых легко соотносится со значением однокоренных слов, например, снег-снежок и т.п.
3. Подбор слов должен даваться с учетом возможностей учащихся второго класса в словоизменении и словообразовании. Так, например, такое слово как БОЛТАТЬ (разболтанный) требует выработанного навыка словообразования, а слова типа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – навыка структурного анализа, и поэтому не могут быть предложены учащимся в качестве материала для упражнений.
Корнесловная работа в системе работы над правилом.
Под корнесловной работой (термин Д.Н.Богоявленского) понимается работа с группами (гнездами, семьями) родственных слов, включающая: определения значения каждого из слов «семьи», установление смысловой связи слов-«родственников», отличие их от синонимов и омонимов; выделение «родственника с указательным пальцем» - и установление на этой основе общности (единообразия) правописания корня.
Корнесловная работа способствует обогащению словаря детей, формированию умения быстро и правильно устанавливать межсловесные связи и тем самым облегчает впоследствии (после изучения правил) усвоение принципа и приемов проверки орфограмм в корне.
Для организации корнесловной работы могут быть использованы гнезда родственных слов, перечень которых составлен с учетом:
· частотности употребления составляющих их слов;
· доступности лексических значений слов, семантики их корней для понимания младшими школьниками;
· ясности морфемного состава слов, включенных в гнезда.
Каждое корнесловное гнездо построено таким образом: корень – родственные слова, расположенные по принципу частотности употребления их в речи. Перечень корневых гнезд дается в приложении №3. Корни расположены в алфавитном порядке.
|
|
Рассмотрим организацию и проведение корнесловной работы на уроках русского языка при изучении правила правописания безударных гласных в корне слова. В структуре урока данный этап называется «Работа с корнями».
Рассмотрим фрагменты уроков русского языка по организации корнесловной работы для закрепления правописания корней с безударными гласными.