Этапы последовательного освоения Ребус-метода

Содержание

 

 

Введение ________________________________________________ стр. 3                                                                                                           

 

Часть 1.___________________________________________________ стр.4

 

Часть 2.___________________________________________________ стр. 6

                                                                                                      

Приложение _______________________________________________ стр. 9                                                                                      

- ребусы

- картинки

- конспекты занятий

 

 

Литература_________________________________________________ стр. 78

 

                                            

 



Введение

 

  В настоящее время учителям, логопедам, воспитателям, родителям предлагается большое количество методик, которые помогают развивать, воспитывать и обучать наших детей. Трудно отдать предпочтение какой-либо методике: действительно многие из них грамотно, целенаправленно помогают ребенку развиваться, совершенствоваться и просто хорошо учиться.

  Предлагаемая методика содержит игры-упражнения для развития внимания, памяти и обучает детей 4 – 7 лет чтению.

  Ребус-метод помогает решить одну из сложных задач возрастного развития детей: умению соединять отдельные звуки в слоги. Уже на третьей минуте первого занятия ребенок 4-5 лет разнообразные слова-ребусы.

  Методика позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия в д/с и в домашних условиях родителям.

  Ребус- метод игровая развивающая методика обучению детей чтению.

        

 

 



Часть 1.

  Когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями в беспокойном ряду прочих проблем семейной педагогики, а также перед педагогами д/с.

  Передо мной всегда вставал такой же вопрос, как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению и при этом избежать стандартных ошибок обучения грамоте. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдельная задача, и решить ее лучше всего до школы.

  Опираясь на принципы обучения грамоте разработанные замечательным детским психологом Д.П. Элькониным, игровая аранжировка которых позволяет начинать обучение грамоте с четырехлетними детьми, если у ребенка нормально развивается устная речь.

    Много лет работая с детьми, у которых имеется нарушение речи, я поняла, что только в комплексе с разнообразными игровыми технологиями опираясь на эти принципы можно достигнуть наибольших результатов и в коррекции речи дошкольников и подготовить их к школе.

    Наблюдения за детьми показали, что уровень их развития и интересов разный, как по возрастным особенностям, так и одногодок.

    Доказано, что знания усвоенные без интереса, не окрашенные собственным интересом, эмоциями, не становятся в памяти - это мертвый груз. Общаясь с родителями, я сделала вывод, что самой распространенной ошибкой в этом вопросе является то, что ребенок очень любит слушать, когда ему читают, но отказывается учиться читать сам.

    Передо мной встала задача, чтобы ребенок не был пассивен, чтобы его деятельность затрагивала его мысли и вызывала интерес. Изучая склонности воспитанников, их интересы, знания и умения, я присматриваюсь, когда ребенок с наибольшей охотой и стремлением следует моим образцам, и отмечаю, что больше всего дети заинтересованы в совместной игре. Сделав этот вывод, стараюсь более широко использовать понятие «игровая деятельность дошкольника». Деятельность - значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый (с учетом возрастных особенностей, вкусов и интересов), игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребенка и взрослого, той формой обучения, которая не требует дополнительных стимулов – угроз «не хочешь заниматься, не пойдешь гулять» и т.д. или стимулов поощрений «выучишь буквы куплю машинку» и т.п.

    Постоянно изучая методическую литературу, опыты работы педагогов, мною накоплен большой опыт работы с детьми по развитию речи в дошкольном учреждении. Но особенно меня заинтересовали педагогические методики Зайцева.

 

Познакомясь с их методиками обучения чтению, я в течение нескольких лет собирала и придумывала дидактические игры, в которых объединяла интересные наработки этих специалистов и использовала их, как отдельные обучающие и коррекционные моменты на коррекционных занятиях с детьми на логопункте, так же как задания для детей и их родителей для закрепления правильной речи и обучения чтению. 

    Наработав материал по игровой методике ребус-метода, познакомила родителей с этой методикой, проведя собрание в форме игры, где родители смогли на себе апробировать эти приемы (стр. 63).

    Вместе со страшим воспитателем ДОУ № 36 Дидурик И.Г., записали диск для работы по игровой методике «Ребус-метод», который использую в работе с родителями (в виде домашних заданий по обучению грамоте) по желанию.

    В своей коррекционной работе я всегда помню, что речь идет о ребенке-дошкольнике, попытка взрослого разделить игру и ученье не может быть удачной, и напротив широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желаемыми для ребенка.

Игры - ребусы помогли в побудительной силе игрового сюжета. Дети, играя, учатся говорить правильно и не заметно для себя усваивают навыки чтения и письма.

    Чтобы добиться успешных результатов, я старалась умело направить активность ребенка на анализ учебного материала. При этом мыслительная деятельность должна была проходить в наиболее естественной для их возраста форме «игра по правилам», а условием понимания станет произвольное обучение грамоте.

    В процессе работы с детьми по этой игровой технологии, я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовала слепого исполнения моих требований. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

        

 



Часть 2.

Игровая методика ребус-метод содержит игры - упражнения на развитие внимания памяти, помогает закреплять правильное произношение звуков на коррекционных логопедических занятиях, как приложение ребус-метода используется методика М. Зайцева («Кубики» Зайцева и грамматические таблицы).

Путь дошкольника к правильной речи лежит через игры ребусы в звуки и буквы.

Правила игры не сложны, не требуют подготовки и доступны любому.

Игровая развивающая методика обучения чтению позволяет обучать грамоте дошкольников:

Во-первых, ребенок читает.

Во-вторых, ребенок читает сразу.

В-третьих, ребенок читает сам.

В-четвертых, ребенку читать нравиться.

     Эта методика позволяет знакомить сначала со звуками, а потом с буквами, что позволяет более тщательно проработать добуквенный звуковой этап обучения грамоте.

     И, наконец, ребенок отличает все прочитанное, что позволяет взрослому проверить ребенка, даже не участвуя в процессе чтения.

     Каждое занятие рассчитано на 10-20 минут, можно проводить как индивидуальное, так и групповое занятие. Можно использовать, как отдельные игры-упражнения на любых занятиях (д/сад, дома)

       

Этапы последовательного освоения Ребус-метода

I этап. Знакомство с предметами и их названиями.

II этап.  Знакомство с принципами выделения первого склада (слога).

III этап. Чтение ребусов по картинкам.

IV этап. Составление слов из картинок и букв, картчки-склада, карточки -                слога.

V этап. Развитие навыков чтения и постановки ударения.

VI этап. Написание букв по пунктирному образцу, разделение склада (слога) на отдельные звуки и буквы.

VII этап. Изучение грамматики.

Цели занятий:

§ многократно заинтересовать ребенка чтением;

§ развитие внимания и памяти;

§ развитие правильной речи;

§ обогащение словарного запаса;

§ знакомство с принципом выделения первого слога;

§ овладение звуковым анализом и синтезом;

§ развивается мелкая мускулатура пальцев.

Основным принципом игровой методики является механизм «обратной связи».

Процесс обработки информации:

а) в уме создаются сразу несколько звуковых моделей (различение ударения, различное редуцирование звуков, различная ритмика);

б) из глубины памяти поднимаются несколько ассоциативных образов;

в) идет процесс сравнения (отождествления) поднятых образов построенными моделями.

Этот же процесс идет при узнавании склада (слога). Если ребенок видит рядом две буквы, он должен искать в памяти звучание склада (слога) и сравнить с моделью. Поэтому вначале мы знакомимся со складами (слогами) (стр. 10;11;12;13), а затем разделяем их на буквы (стр. 21:23;24;30).

Игры начинаются со словаря о правилах. Не вдаваясь в объяснения просто произнесите ребенку вслух следующие строки (стр. 2). Читайте быстро, слегка интригуя, словно загадываете загадки. Вообще дети наиболее точно реагируют на «шипящие» слады (слоги). Для выделения складов (слогов) используется таблица картинок (стр. 11). Затем разбираются устно ребусы и задания

(стр. 14;15;16), после чего дети сами читают ребусы, обводят их карандашом и соединяют линией с соответствующим рисунком

 (стр.15).

В этих играх соединяются 4 этапа работы. Дети знакомятся с предметами и их названиями, выделяют из слов (картинок) первые склады (слоги). Учатся составлять слова и далее зарисовывать ребусы сами.

На пятом этапе работы дети уже читают по картинкам, но учатся

постановке ударения (стр. 24;25). Ребусы задания становятся все насыщенней, нужно не только прочитать и поставить ударение, но и обвести, например (живой предмет и т.д.) (стр. 41), используется много                 контрольных заданий.

 

     Постепенно вводятся «картинки – склады» и чтение по картинкам происходит с заменой одной из них складом (стр. 23), совместно проводится работа со словом (словарная работа). После того, когда ребенок научился читать картинки-слова, а также картинки со складами, можно приступать к чтению текста сначала по картинкам, а потом и с помощью картинок и складов. Несмотря на то, что ребенок читает слова, чтение текста вызывает у него некоторые сложности. Помогите ребенку понять смысл текста. Поставьте ударение

 (стр.30). Параллельно 5 этапам используются и 6:7 этапы. Это написание букв по пунктирному образцу, разделение на звуки и буквы (стр. 50).

Изучается грамматика с использованием таблиц Зайцева и кубиков

(стр.60).

     В коррекционной работе использую три задания на звуки (стр. 46)

     Очень нравится детям самим составлять ребусы картинки и даже тексты (стр.34;35).

     Это очень хорошее задание домой для работы с родителями. Можно также и закрепить звук, над которым работал ребенок на занятии, например (придумать ребус картинку на звук «С» и четко произносит слово в игре 

«1-2-3-4-5» и т.д.).

     Эти речевые тренинги полезны не только дошкольникам с нарушением речи, но и детям, говорящим без ошибок в качестве профилактики. Детям эти игры помогают стать внимательнее, учат рассуждать, анализировать и сравнивать, развивают познавательную активность.

    И как становится на душе светло и радостно, когда я вижу светящиеся от радости глаза ребенка, у которого все получилось.

                  


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: