Прочитайте текст, определите проблему, которую поднимает автор, и авторскую позицию. Согласны ли вы с автором текста, почему? Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту

Словари и справочники

Человек бессилен хранить в памяти всё: события прошлого и настоящего, даты, факты, цифры, названия, имена. И на помощь ему приходят словари и справочники.

Эти книги-всезнайки, скупые и щедрые одновременно. Одни подскажут названия рек, городов, морей, гор, другие расскажут о болезнях и их лечении, третьи – о машинах. Такие словари называют обычно справочниками.

Есть словари, которые объясняют, что значит незнакомое слово, откуда оно пошло, чем схоже с другими.

Замечательный учёный, врач и писатель Владимир Иванович Даль собрал двести тысяч слов и для каждого слова нашёл его смысл.

Словарь Даля – такой словарь растолковывает значения слов, и мы его называем толковым – читается как интересная книга. Есть словари многоязычные: в одной книге рядом стоят слова из разных языков.

Самые мудрые словари – энциклопедии. В них собраны слова, связанные с важными явлениями нашей жизни, природы, истории, техники, науки.

В словарях и справочниках собраны знания, накопленные многими поколениями.

(По Э. Бенциановой).

Напишите вывод по работе, какую роль играют синонимы, антонимы, омонимы в нашей речи.

Практическая работа № 3

Морфемика, словообразование, морфология

Цель: научиться выполнению морфемного и словообразовательного разбора, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.

Вариант

Выполните морфемный разбор слов, определите тип основы каждого слова (простая или сложная, производная или непроизводная).

Овцеводство, приморский, задумать, запуская, (рисовать) красиво.

Выполнить словообразовательный разбор слов.

Ветерок, переносица, придумать, зелень, пешеход, знакомые.

Сделайте задания по использованию различных частей речи.

Имя существительное

А)Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.

Рояль, картофель, кафе, пальто, табель, меню, заводишко, Тбилиси.

Б)Допишите, где нужно, окончания. Пишу письмо Анн__ Бах__, Иоганн__ Бах__.

В)Исправьте речевые ошибки.

1)Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 2)Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 3)Катя научила меня танцевать старинный танго. 4)У меня кончилось чернило, и я немогу больше писать. 5)Она теперь у меня в долге.

Имя прилагательное

А)Образуйте все возможные степени сравнения прилагательных.

Крупный, злой, хороший.

Б)Исправьте речевые ошибки.

1)Наш город красивый в любое время года. 2)Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4)Он был горяч, полный жизни.

Имя числительное и местоимение

А)Просклоняйте числительное: шестьсот восемьдесят три.

Б)Просклоняйте словосочетание: оба класса.

В)Исправьте речевые ошибки.

1)В обеих случаях допущены ошибки. 2)Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 3)Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. 4)Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. 5) Ейное предложение было неуместно.

Глагол

А)Определите спряжение, вид, переходность и возвратность глаголов: отозвать, поить, судить, бросить, подвести, светить, заблуждаться, теряться.

Б)Исправьте речевые ошибки.

1)Вася о чём-то шептает своей соседке. 2)Мальчик знал, что сегодня сёстры не хочут брать его с собой. 3)Садитесь на стул, ложите руки на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. 4)Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям. 5)Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки.

В)Проспрягайте глагол победить.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными и морфологическими нормами.

Практическая работа № 3

Морфемика, словообразование, морфология

Цель: научиться выполнять морфемный, словообразовательный разбор слов, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.

Вариант

Выполните морфемный разбор слов, определите тип основы (простая или сложная, производная или непроизводная).

Приднепровский, подумать, списывая, жизнелюбие, (прыгнуть) высоко.

2)Выполните словообразовательный разбор слов: рябинка, подбородок, зарисовать, синь, мореход, провожающие.

Сделайте задания по использованию различных частей речи.

Имя существительное

А)Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.

Фамилия, кофе, туфля, шоссе, депо, такси, городишко, Сочи.

Б)Допишите, если нужно, окончание.

Восхищаюсь Александр___ Блок___, Любовь___ Блок___.

В)Исправьте речевые ошибки.

1) Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 2)Обрежь лишние нитки ножницей. 3) Старик стал несчастным жертовой этих обстоятельств. 4)Часовой всю ночь простоял на посте. 5)Врач Носкова принимает больных только по записям.

Имя прилагательное

А)Образуйте все возможные степени сравнения прилагательных.

Ловкий, дорогой, плохой.

Б)Исправьте речевые ошибки.

1)Он был способный выполнить самую трудную работу. 2)Аргументы Шмелёва менее весомее. 3) Самой красивейшей на конкурсе «Мисс школы» была признана Татьяна. 4)Вы неглупая, надёжная, одарена внешностью.

Имя числительное и местоимение

А)Просклоняйте числительное: семьсот тридцать пять.

Б)Просклоняйте словосочетание: обе группы.

В)Исправьте речевые ошибки.

1) Обои мальчики ошиблись. 2)Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 3)Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. 4) Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. 5)На ихней стоянке ярко горел костёр.

Глагол

А)Определите спряжение, вид, переходность, возвратность глаголов.

Любить, найти, замесить, излечиться, спросить, впустить, взглянуть, слушать.

Б) Исправьте речевые ошибки.

1)Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. 2) Едьте быстрее – время позднее. 3) Побегим на станцию, может быть, встретим Люду там. 4)В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. 5)У меня к приходу мамы всё бывает уже убрато.

В)Проспрягайте глагол ощутить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: