Меры, принимаемые руководством Российской Федерации по преодолению спада в экономике, наблюдающегося с 2014 года

 

Спад в российской экономике возник как по экономическим, так и политическим причинам. Истоком кризисного состояния считается длительное снижение цен на нефть. Зависящие от экспорта ресурсов страны столкнулись с новым витком снижения производства.

Кризис 2014 года стал возможным из-за политической нестабильности в мире. К нему привело украинское политическое противостояние, разразившееся в конце 2013 года. Усугубил политическую нестабильность в мире возникший на его фоне вооруженный конфликт на Донбассе. Все это привело к конфронтации РФ со странами Запада, выразившейся в «войне санкций».

Кризис 2014 года в России возник из-за сильного падения мировых нефтяных цен. В экономике России приоритет отдавался не производственному, а сырьевому сектору. Все это предопределило финансовый кризис в 2014 году. Федеральный бюджет сильно зависел от внешней торговли природными ресурсами. На фоне этого развился валютный кризис 2014 года.

За несколько месяцев цена барреля нефти упала со 115$ до 56,5$. В январе 2015 года показатель составлял 45,13$. Во втором полугодии его значение упало до 35,98$.

Произошедшее в экономике с 2014 г. можно охарактеризовать как устойчивое замедление темпов экономического роста на фоне ограничений финансового характера усугубившееся мощнейшим валютно-финансовым шоком 2014 г. По итогам этого шока банковская система перестала выполнять свойственные ей функции кроме одной – расчётной. Дальнейшие действия Центрального банка Российской Федерации позволили купировать наиболее острые последствия шока – стабилизировать ситуацию на валютном рынке и в банковском секторе, но нормальная система финансирования оборотного капитала и инвестиций так и не заработала. Государству при помощи антикризисных мер поддержки удалось несколько снизить масштаб финансовых проблем в оборонном секторе и сельском хозяйстве, но проблема доступности финансовых ресурсов для основной массы производителей, особенно ориентированных на внутренний спрос, не была решена.

Таким образом, фундаментальный тренд на снижение темпов экономического роста не переломлен, а наиболее важные ограничения развития экономики продолжают действовать. Соответственно, необходим набор мер экономической политики, способный изменить ситуацию в краткосрочной перспективе и создать возможности для устойчивого и динамичного роста экономики в средне- и долгосрочной перспективе. Масштаб ограничений развития, испытываемых российской экономикой, требует выработки действенной стратегии, ориентированной на достижение долгосрочных целей развития.

Попытки Правительства и Центробанка по преодолению кризиса

 

Правительство РФ вместе с Центробанком предпринимали следующие меры по борьбе с экономическим кризисом 2014 года:

 

Поддержка курса.

Центробанком неоднократно повышалась ключевая ставка. Только в 2014 году это происходило 6 раз. Рост составил 11,5% (с 5,5% в начале 2014 года до 17% в конце). В 2015 год имел место обратный процесс. Ставка в итоге была снижена до 11%. Банком Росси проводились валютные интервенции.

 

Поддержание российских компаний и банков.

18-миллардные госгарантии получило АО «Роснано». 150 млрд рублей от государства получила добывающая компания «Ямал СПГ». Деньги предназначались на создание завода на Ямале. Правительство РФ повысило уставный капитал РЖД. Он возрос на 50 млрд рублей. Правительство также выделило порядка триллиона рублей «Сбербанку», «ВТБ», «Россельхозбанку», «Банку Москвы», «Росбанку», «Газпромбанку» и ряду других крупнейших банковских организаций страны. Также Центробанк провел финансовое оздоровление банка «Траст». Компания «Роснефть» для преодоления финансового кризиса 2014 года получила от государства 625 млрд руб.

 

Оказание помощи населению.

Для смягчения негативных последствий экономического кризиса 2014 года Центробанком были смягчены требования резервирования для банковских организаций, занимавшихся реструктуризацией валютных ипотечных кредитов.

Последняя мера была направлена на поддержание заемщиков, столкнувшихся с проблемой выплаты кредитов, взятых в иностранной валюте.

 

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Целью программы является создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; повышение инновационной активности бизнеса; повышение эффективности государственного управления.

Задачи программы:

создание условий для развития конкуренции и привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;

формирование экономики знаний и высоких технологий;

повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

 

повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

обеспечение организаций народного хозяйства Российской Федерации управленческими кадрами, отвечающими современным требованиям экономики;

развитие системы государственного стратегического управления;

защита конкуренции на товарных рынках и соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их товаров (услуг) при реализации тарифной политики;

совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации;

совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

повышение энергетической эффективности и снижение энергоемкости экономики Российской Федерации;

повышение туристского потенциала Российской Федерации;

совершенствование государственной политики в области управления федеральным имуществом.

Целевые индикаторы и показатели Программы: позиция Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) (место);

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг (процентов);

доля решений Федеральной антимонопольной службы по тарифам, отмененных вступившими в законную силу решениями суда (процентов);

рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к предыдущему году (процентов);

доля показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе в сроки не позднее установленных Федеральным планом статистических работ, в общем количестве показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе (процентов);

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (млн. человек);

доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта (процентов);

рост доходности от управления федеральным имуществом по отношению к уровню 2018 года (процентов);

 

доля акционерных обществ, более 50 процентов голосующих акций которых принадлежит Российской Федерации, получивших чистую прибыль по итогам финансового года (по данным годовой отчетности обществ без учета итогов аудита их деятельности), от общего количества акционерных обществ, более 50 процентов голосующих акций которых принадлежит Российской Федерации (процентов);

удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций (процентов);

индекс доступности сферы внутреннего туризма для граждан Российской Федерации (процентов)

Срок реализации Программы - 29 марта 2013 г. - 31 декабря 2024 г.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 1762075411,3 тыс. рублей,

в том числе:

на 2013 год - 125476088,8 тыс. рублей;

на 2014 год - 132650703 тыс. рублей;

на 2015 год - 128902678 тыс. рублей;

на 2016 год - 106143280 тыс. рублей;

на 2017 год - 97045524,8 тыс. рублей;

на 2018 год - 96187193,2 тыс. рублей;

на 2019 год - 145123992,3 тыс. рублей;

на 2020 год - 180225516,3 тыс. рублей;

на 2021 год - 162291766,1 тыс. рублей;

на 2022 год - 197669407,8 тыс. рублей;

на 2023 год - 205722072,7 тыс. рублей;

на 2024 год - 184637188,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы:

увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций к 2024 году до 50 процентов;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2024 году до 25 млн. человек;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 32,5 процента по итогам 2024 года;

увеличение доли экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10 процентов;

повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) со 120-го места в 2012 году до 20-го места к 2024 году;

рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики к 2024 году составит 105 процентов;

сохранение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне не менее 90 процентов до конца реализации Программы;

повышение доли показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе в сроки не позднее установленных Федеральным планом статистических работ, в общем количестве показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе, с 70 процентов в 2012 году до 96 процентов в 2024 году;

уменьшение доли решений Федеральной антимонопольной службы по тарифам, отмененных вступившими в законную силу решениями суда, до 2 процентов в 2021 году (с сохранением этого значения до конца реализации Программы);

достижение индекса доступности сферы внутреннего туризма для граждан Российской Федерации в 2024 году на уровне 52,17 процента;

обеспечение роста доходности от управления федеральным имуществом к 2024 году до 22 процентов (к уровню 2018 года).

Качественными показателями реализации Программы являются:

улучшение условий ведения бизнеса в Российской Федерации;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;

снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;

расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение организаций народного хозяйства высококвалифицированными специалистами;

повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов их реализации;

обеспечение системы государственного управления высококвалифицированными и компетентными специалистами в области приоритетных направлений профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих.

2020 год стал тяжелым для экономики всего мира в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). С кризисами такого типа ни российская, ни мировая экономика еще не сталкивались.

России знакома только часть шоков, которые принес кризис: это шок от падения цен на нефть и связанной с ним девальвации рубля. К такому виду кризиса Россия готовилась последние годы, накапливая ФНБ по бюджетному правилу. Падением цен на нефть дело не ограничится: упадет и физический объем российского экспорта (из-за резкого сжатия спроса на сырье со стороны падающей мировой экономики и договоренности России со странами-экспортерами из ОПЕК+ о снижении добычи нефти). Это еще минус 2 процентных пункта роста ВВП.

 

К этим двум проблемам добавляется и невиданный до сих пор в современной экономике кризис, вызванный эпидемией и мерами борьбы с ней. Он проявляется сразу несколькими шоками:

 

Сжатие спроса. Кроме внешнего спроса, из-за эпидемии снижается и внутренний. Во-первых, многие граждане потеряют часть дохода (или даже весь доход). Во-вторых, из-за карантина изменилось их потребительское поведение: уже не идет речи про туризм, культурные мероприятия и т. д.

Шок производства. Часть предприятий — от авиакомпаний до почти всей сферы услуг — несут прямые потери от ограничения своей деятельности. Другие — от нарушения производственных цепочек.

В сфере услуг работают в основном малые и средние предприятия (МСП). В них заняты до 40% трудоспособного населения. Эти миллионы людей могут лишиться работы или дохода (если будут отправлены в принудительный неоплачиваемый отпуск). Это приведет к падению доходов населения и новому витку падения спроса. Если падение доходов будет слишком глубоким, то после окончания эпидемии спрос может так и не вырасти достаточно для того, чтобы восстановилось производство. Проблемы предприятий, которые не смогут быстро нанять людей на работу, в свою очередь, снова помешают росту доходов населения. Так экономика из рецессии может угодить в депрессию.

Эпидемия, вызвавшая спад, придает ему еще и неопределенность, которая пока не позволяет планировать выход из кризиса. Если кризис затянется, то, возможно, это приведет к масштабной потере физического и человеческого капитала. Разрушится инфраструктура малого и среднего бизнеса — закроются компании-поставщики, предприятия лишатся производственных и торговых помещений, уволят сотрудников. Тогда после окончания эпидемии бизнес, особенно малый и средний, просто не сможет быстро восстановиться.

Может пострадать и финансовая система. Правительство изначально предложило ввести полугодовые отсрочки по кредитам для пострадавших предприятий. Если бизнес не восстановится (а это весьма вероятно для малых и средних предприятий, которые, в отличие от крупных, не имеют резервов в виде неиспользованной ликвидности), то это грозит накоплением плохих долгов банками. В результате может произойти банковский кризис (типа того, который был в кризис 2014-2016 годов, когда многие частные банки лишились лицензий).

Неопределенность ударит и по правительству. Во-первых, во время кризиса капитал традиционно уходит в надежные «гавани» — страны с сильной финансовой системой вроде США. Это лишает правительство надежды занять достаточно денег для преодоления кризиса (в случае с Россией это было бы безопасно для финансовой стабильности, поскольку долг страны низок — меньше 14% ВВП). Кроме того, правительство не может спокойно нарушить бюджетное правило и потратить деньги на помощь бизнесу и населению из ФНБ. Раз оно не знает, когда закончится эпидемия и вырастут цены на нефть, ему приходится быть осторожным в трате резервов, признают экономисты.

Резкий рост безработицы поставит перед правительством новые вызовы: оно будет вынуждено наращивать помощь пострадавшим группам населения. Денег бюджета и ФНБ может не хватить, а возможности занять триллионы у иностранных и отечественных инвесторов будут ограничены.

Правительство и Центральный банк Российской Федерации принимают оперативные меры против экономического влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках. Правительство и Центральный банк благодаря ответственной макроэкономической политике последних лет обладают достаточным объёмом финансовых ресурсов.

Пока невозможно точно определить всю глубину влияния на экономику России, поскольку значимые экономические и финансовые показатели будут доступны позже из-за характерной для них временной задержки. Тем не менее некоторые компании уже ощутили на себе воздействие этих факторов. Снижение внешнего спроса, проблемы с поставщиками комплектующих из-за границы, волатильность конечного спроса, доступность финансовых средств – всё это оказывает влияние на принимаемые банками и компаниями решения.

Правительство и Банк России вводят пакет мер поддержки, чтобы минимизировать последствия этих факторов для населения и экономики.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 НК РФ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. предоставлены полномочия по продлению сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 2 статьи 18 НК РФ), а также уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора.

Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставить арендаторам, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, возможность получить отсрочку уплаты (в некоторых случаях - освобождение от уплаты) арендных платежей по договорам аренды имущества, находящегося в их собственности.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 органам государственной власти субъекта РФ и муниципалитетам рекомендовано оказать арендодателям-собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, меры поддержки в части уплаты в 2020 г. налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю, на которой находится объект.

Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей

 

Список мер поддержки, касающихся налогов и взносов, можно получить с помощью нового сервиса ФНС. Достаточно указать ИНН компании или предпринимателя.

Индивидуальная отсрочка и рассрочка по допоснованиям

На кого распространяется: организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей, которые определило правительство. С 19 мая на отсрочку могут претендовать собственники торговой недвижимости, которые предоставили арендные каникулы.

Правительственный перечень пострадавших отраслей

Сфера деятельности

Код по ОКВЭД (основная деятельность по ЕГРЮЛ, ЕГРИП)

Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23.1

Культура, организация досуга и развлечений

90, 59.14

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

93, 96.04, 86.90.4

Производство изделий народных художественных промыслов

32.99.8

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

Гостиничный бизнес

55

Общественное питание

56

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

85.41, 88.91

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

95, 96.01, 96.02

Стоматологическая практика

86.23

Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах

45.11.2

Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая

45.11.3

Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах

45.19.2

Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая

45.19.3

Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

45.32

Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах

45.40.2

Торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая

45.40.3

Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах

47.19

Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах

47.4

Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах

47.5

Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах

47.6

Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах

47.7

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью

47.82

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами

47.89

Деятельность по осуществлению торговли через автоматы

47.99.2

Деятельность музеев

91.02

Деятельность зоопарков

91.04.1

Если в перечне указан класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень. Например, новые положения действуют не только для подкласса 47.5, но и всех входящих в него кодов, в том числе 47.51, 47.52.1, 47.52.71.

Для этих плательщиков ввели дополнительные основания для изменения срока уплаты налогов и взносов, который наступил в 2020 году.

Подробности в нашем обзоре.

Отсрочка по уплате налогов для МСП

На кого распространяется: субъекты малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей.

Отсрочка касается всех налогов, включая специальные налоговые режимы, за исключением НДС и НДФЛ, уплачиваемых через налоговых агентов. В зависимости от налога и срока его уплаты отсрочка предоставляется на 4 - 6 месяцев.

Послабления по расчету авансов по налогу на прибыль

На кого распространяется: все организации.

Можно перейти на ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли в течение года. Для этого надо подать уведомление не позднее 20 числа последнего месяца отчетного периода (см. рекомендованную форму). То есть, чтобы применять новый порядок с платежа за январь - июнь, нужно подать документы не позднее 22 июня (20 июня - суббота).

Лимит доходов от реализации, при котором организация может платить авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, на 2020 год повышен с 15 млн до 25 млн руб.

Снижение тарифа страховых взносов и отсрочка по их уплате

На кого распространяется:

- малый и средний бизнес из перечня пострадавших отраслей - продление срока уплаты всех страховых взносов (за март - май на 6 месяцев, за июнь - июль на 4 месяца);

- все субъекты малого и среднего предпринимательства - двукратное (с 30% до 15%) снижение совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ. Такое снижение введено с 1 апреля специальным законом. Для расчета берется федеральный МРОТ без учета районных коэффициентов и "северных" надбавок.

Субсидии, льготные кредиты, кредитные каникулы

Прямые выплаты из бюджета

На кого распространяется: субъекты малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей.

Предоставляются две субсидии (за апрель и май) на неотложные нужды. Заявку можно заполнить, например, на сайте службы или в личном кабинете.

Подробнее об условиях предоставления средств см. в обзоре.

Кредитные каникулы

1. Субъекты малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей вправе по первому требованию получить 6-месячную отсрочку платежей по любым кредитным договорам, заключенным до 3 апреля. Подробности в нашем обзоре.

2. Для той же категории заемщиков действует еще один механизм - отсрочки на льготных условиях в рамках госпрограммы. На период отсрочки действует льготная ставка - около 1/3 от прописанной в кредитном договоре. Подробности в нашем обзоре.

3. ЦБ РФ также принимает меры по стимулированию банков реструктурировать кредиты и других категорий заемщиков.

Льготные кредиты

1. С 1 июня компании и ИП из пострадавших отраслей экономики и отраслей, требующих поддержки для возобновления деятельности, смогут получить кредит по ставке не более 2%. При сохранении уровня численности работников не менее 90% и соблюдении других условий долг по кредиту, включая проценты, спишут полностью. Также предусмотрена возможность частичного списания. Подробнее в нашем обзоре.

2. ЦБ РФ объявил о расширении программы рефинансирования по кредитам для малого и среднего бизнеса. В рамках этой программы можно получить кредит по ставке 8,5% (список банков есть на сайте мойбизнес.рф/banks). При этом сняты все отраслевые ограничения на кредитование малого и среднего бизнеса.

27 апреля ЦБ РФ снизил ставку для кредитов, которые он выдает банкам на поддержку кредитования субъектов МСП, с 4 до 3,5 процентов годовых. Пониженная ставка будет применяться и к ранее выданным кредитам.

3. Также в рамках госпрограммы банки уже начали выдавать беспроцентные кредиты на выплату зарплаты и другие неотложные нужды на период не более 12 месяцев. Подробнее об условиях этих кредитов в нашем обзоре.

4. Системообразующие организации могут получить льготные кредиты на пополнение оборотных средств.

Мораторий на банкротство

Введен 6-месячный запрет на подачу кредиторами заявлений о банкротстве:

- организаций и ИП из пострадавших отраслей экономики;

- системообразующих организаций (информация о таких предприятиях размещается на специальном ресурсе https://data.economy.gov.ru/);

- стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ;

- стратегических организаций.

Узнать, распространяется ли на вашу организацию мораторий на банкротство, можно с помощью специального сервиса ФНС.

Снижение надзорной нагрузки

До конца года весь малый и средний бизнес освобожден от проверок, предусмотренных Законом о защите прав юрлиц и ИП. Исключение составляют проверки, вызванные ЧС либо причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ряд иных проверок.

Существенно ограничиваются плановые проверки остальных организаций.

До конца года не будут назначаться (за рядом исключений) выездные таможенные проверки, а также проверки по ККТ.

Для всех налогоплательщиков до 31 мая включительно действуют следующие послабления:

- не принимаются решения о проведении выездных и повторных выездных налоговых проверок;

- приостановлены уже назначенные выездные и повторные выездные налоговые проверки;

- приостанавливается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами;

- не проводятся или приостанавливаются проверки соблюдения валютного законодательства (кроме случаев, когда нарушения уже выявлены и срок давности для привлечения к административной ответственности истекает до 1 июня).

- приостанавливаются сроки составления актов и решений налоговых органов в рамках выездных (повторных выездных) налоговых проверок. Однако, если материалы проверки рассмотрены и все необходимые процедуры соблюдены - налоговая может вынести решение и направить его проверяемому лицу и до 31 мая. В таком случае срок для подачи жалобы начинает течь 1 июня;

- приостанавливается срок подачи и рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;

- не применяются меры взыскания задолженности по налогам и страховым взносам и соответствующие обеспечительные меры (есть исключение).

Продлены сроки ответа на требования, полученные в период с марта по май. Подробности в нашей новости.

Если налогоплательщик не представит документы или сведения по запросу налоговой инспекции, его не оштрафуют по статье 126 НК РФ. Эта мера действует для тех случаев, когда окончание срока представления документов пришлось на период с 1 марта по 31 мая 2020 года.

Послабления в лицензировании и иных разрешительных процедурах

На 1 год продлевается срок действия разрешений на строительство, проектов планировки территории и ГПЗУ, если указанный срок истекает в период с 7 апреля 2020 года до 1 января 2021 года.

Продлен срок некоторых лицензий (разрешений), действие которых истекает или истекло в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Пример - лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В отношении целого ряда видов деятельности, требующих аккредитации, аттестации и иных разрешительных процедур, госорганы должны либо перенести срок прохождения разрешительных процедур на 12 месяцев либо признать такие процедуры пройденными, а разрешение действующим.

Не нужно переоформлять лицензию из-за изменений в адресных элементах (переименование улицы, изменение нумерации и пр.) или реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния, присоединения, а также в случае изменения наименования юридического лица.

Переносятся сроки вступления в силу изменений в сфере эксплуатации транспортных средств и правил получения водительских прав.

Арендные каникулы

Возможность получить отсрочку или освобождение от уплаты арендной платы при аренде федерального имущества предусмотрена правительственным распоряжением. Аналогичные меры рекомендовано реализовать регионам и муниципалитетам.

Если вы арендуете имущество, собственником которого является субъект РФ или муниципалитет, уточните у арендодателя возможность и условия получения отсрочки или освобождения от оплаты.

Если из-за режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (РПГЧС) в субъекте РФ арендатор не смог воспользоваться имуществом, он вправе требовать уменьшения платежей. Это правило также закрепили в законе.

На период РПГЧС и далее до 1 октября 2020 года арендаторы недвижимости из пострадавших отраслей вправе требовать отсрочку платежей на условиях, установленных правительством.

Бесплатное получение сертификата о форс-мажоре

Минэкономразвития анонсировало такую меру для сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым контрактам.

Условия получения сертификата о форс-мажоре по внутрироссийским сделкам уточните в ТПП вашего региона. Скорее всего, сертификат и по таким сделкам можно будет оформить бесплатно.

Снижение эквайринговых комиссий при онлайн-оплате товаров и услуг

Максимальное значение комиссии с 15 апреля по 30 сентября ограничивается на уровне 1%.

На кого распространяется: торгово-сервисные предприятия, продающие в розницу продукты питания, товары медицинского назначения, одежду, товары повседневного спроса.

Для бытовой техники, электроники и средств связи установлен лимит в 20 тыс. руб.

Также с 1 июня по 30 сентября ограничивается максимальное значение комиссии на уровне 1% при оплате медуслуг.

На кого распространяется: клиники и больницы, медлаборатории, службы скорой помощи.

Освобождение от административных штрафов за валютные нарушения

Ограничительные меры иностранных государств, вызванные распространением коронавируса, могут служить основанием для освобождения от штрафов за нарушение требований о репатриации валюты. Такое разъяснение дал Минфин.

Перенос на полгода вступления в силу требования об обязательной предустановке отечественного софта

С 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года сдвинуто вступление в силу закона, обязывающего предустанавливать российское ПО на отдельные товары, перечень которых определяет правительство. По словам авторов закона, речь идет о смартфонах, компьютерах, телевизорах с функцией "смарт-ТВ".

Поддержка поставщиков по госконтрактам

1. Если из-за распространения коронавируса государственный или муниципальный контракт нельзя исполнить, в течение 2020 года можно изменить срок его исполнения, цену, размер аванса.

В зависимости от уровня контракта заказчик должен будет подготовить письменное обоснование в соответствии с решением правительства, администрации субъекта РФ или муниципалитета (такое решение не требуется, если меняется размер аванса). Поставщик при необходимости должен предоставить новое обеспечение.

2. Поставщик, не исполнивший из-за коронавируса контракт, может рассчитывать на полное списание неустоек. По исполненным контрактам подлежат списанию неустойки, размер которых не превышает 5% цены контракта. Если же этот размер превышает 5%, но не превышает 20%, заказчик спишет половину неустоек, если вторую половину поставщик заплатит до 1 января 2021 года.

3. Заказчики получили право не требовать от малого бизнеса обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств.

4. Уточнены в пользу исполнителей правила расчета пеней за нарушение отдельного этапа исполнения контракта.

5. С 30% до 50% увеличен размер предоплаты, который федеральные заказчики могут предусматривать в контрактах, заключаемых в 2020 году (если больший размер не предусмотрен НПА). Кроме того, до конца года не действует перечень товаров, которые получателям средств федерального бюджета и ФБУ нельзя покупать с предоплатой.

Если заключаемый в 2020 году субъектом РФ или муниципалитетом контракт на строительство, реконструкцию или капремонт софинансируется из федерального бюджета, максимальный размер предоплаты по такому контракту также может составлять 50% (если больший размер не установлен правительством).

Поддержка застройщиков

1. С 3 апреля до 1 января 2021 года:

- застройщикам не начисляются финансовые санкции, предусмотренные Законом о ДДУ, а также не учитываются убытки, причиненные ими в данный период;

- контрольные органы не вправе обращаться в суд с требованием приостановить деятельность застройщиков, которые более трех месяцев не передают объекты дольщикам, если данное нарушение возникло в вышеуказанный период;

- дома, по которым нарушены сроки завершения строительства, не включаются в реестр проблемных объектов, если данное нарушение возникло в вышеуказанный период.

2. В целях стимулирования граждан к покупке жилья правительство утвердило программу льготной ипотеки под 6,5% годовых.

3. Застройщикам могут снизить на период до конца 2021 года ставки по кредитам, взятым до 1 мая для реализации проектов строительства МКД, до уровня не выше ключевой ставки ЦБ РФ (с 27 апреля ее размер составляет 5,5%). Выпадающие доходы из-за снижения ставок банкам будут компенсировать из бюджета.

Чтобы рассчитывать на снижение ставки, застройщик должен отвечать целому ряду условий. В частности, в течение всего периода действия льготной ставки застройщик должен сохранять ту же численность персонала, что была на 1 мая, а также не иметь проектов строительства, включенных в единый реестр проблемных объектов.

Мораторий на штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ

С 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года не начисляются неустойки (штрафы, пени) за просрочку или неполную оплату жилья и коммунальных услуг, взносов на капремонт.

Штрафные санкции за этот период не могут требовать исполнители коммунальной услуги, в том числе по обращению с ТКО, а также те, кто управляет МКД. Последних тоже защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.

Поддержка туроператоров

Сфера туризма включена в перечень пострадавших отраслей экономики. Это дает возможность воспользоваться различными мерами господдержки, в частности кредитными, налоговыми и арендными каникулами. Кроме того, действует 6-месячный мораторий на банкротство.

Государство стимулирует банки реструктурировать и пролонгировать кредиты заемщикам из сферы туризма.

Туроператоры из реестра получат субсидии на возмещение затрат, связанных:

- с возвратом денег туристам - гражданам РФ в сфере выездного туризма по невозвратным тарифам авиаперевозчиков;

- с вывозом туристов из государств с неблагоприятной ситуацией в связи с коронавирусом.

Правительство установило перечень документов, которые подтверждают затраты и нужны для заключения соглашения о предоставлении субсидии; критерии, которым должен соответствовать туроператор; перечень расходов, которые не подлежат компенсации; формулу расчета субсидии. В начале мая было анонсировано начало приема заявок от туроператоров.

С 17 апреля действуют правила возврата туристам денег, уплаченных за туристский продукт.

Туроператоры освобождены на 2020 год от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации "Турпомощь" (размер взноса составляет всего 1 рубль). Мера не касается тех, кто ранее не работал в сфере выездного туризма и впервые вступает в ассоциацию.

 

Предложения по антикризисной программе на 2020 год:

1 Учитывая, что государство прямо и косвенно контролирует до 40 общего объёма инвестиций, в первую очередь, через госкорпорации и публичные компании с государственным участием, необходима скоординированная политика управления закупками публичных компании с государственным участием, направленная на формирование спроса на отечественную продукцию.

2 В связи с тем, что важным фактором, поддерживающим рост экономики, является спрос населения, необходим комплекс мер по повышению качества рабочих мест. В частности, для новых современных производств можно предусмотреть: а) частичную компенсацию роста затрат на оплату труда и страховых платежей за счёт снижения налога на прибыль, б) применение дополнительных механизмов ускоренной амортизации.

3 Учитывая значительный объём социальных обязательств государства и требований по обеспечению национальной безопасности, целесообразно вернуться к идее разделения бюджета на две функциональные составляющие: (а) связанную с выполнением социальных обязательств и обеспечением национальной безопасности; (б) связанную с расходами на развитие и модернизацию экономики. При этом к первой составляющей бюджета должны применяться требования полной сбалансированности, а вторая часть может частично финансироваться за счёт заимствований на внутреннем рынке.

4 Принимая во внимание существенное влияние ситуации на валютном рынке не только на потребительские, но и на инвестиционные предпочтения, следует обеспечивать устойчивость валютного курса. В целях снижения рисков инвестиционной деятельности, текущей деятельности крупных компаний и сохранения устойчивости поставок импортных товаров инвестиционного назначения целесообразно в среднесрочной перспективе сохранить механизмы частичного регулирования валютного курса.

5 Для ликвидации дефицита ресурсов для финансирования оборотного капитала и инвестиционных затрат необходимо ликвидировать сложившуюся экономическую дискриминацию малого и среднего бизнеса. Прежде всего, в машиностроении, агропромышленном комплексе и инновационной сфере посредством создания системы, обеспечивающей доступность кредита через развитие рефинансирования и расширение механизмов ускоренной амортизации при обеспечении комплекса мер по целевому использованию таких средств.

6 Решению задачи ускорения экономического роста будет способствовать изменение приоритетов государственной политики в области эффективности использования энергетических и других природных ресурсов. Приоритет должен быть отдан мерам повышения энерго-производительности (и производительности ресурсов в целом), обеспечивающим, в первую очередь, рост выпуска продукции в расчёте на единицу энергозатрат и снижение экологических рисков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: