Последовательное 2) параллельное 3) однородное

Погружение в тему урока.

Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

(Материалом для наблюдения служит упр. 167, стр.105 учебника «Русский язык» 9 класс Р.Н.Бунеев)

 

- Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.

 

Предложения упражнения проецируются на экране

1 предложение. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой) [___=,= о том], (что ___=),(как = ___), (если ___=,д.о.] Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос о чем?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос что?, оно тоже изъяснительное, 3-е на вопрос при каком условии?оно обстоятельственное условия.

Учитель: заметьте, главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

2 предложение. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин) [___=, (куда =), и =], (что ___=). Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос о чем?, оно изъяснительное 2-ое на вопрос что?

Учитель: заметьте, оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ

 

3 предложение. По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин) [__=], (с которой ___=) и (на которой =___). 1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными определительными.

 

Заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.одинаковый вопрос мы задаем от одного и того же слова к двум придатоным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Контролирующие материалы в форме тестовых заданий:

 

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

1.Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4)едва виднелись их очертания.

1) 1, 3    2)2     3)3  4)2,4

2. Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

1)1,3     2)1,2     3)3  4)2,4

3. Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ (3) которых позволяет глубже понять содержание стихотворения.

       1)1        2)2          3)2,3     4)2,4

4. По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

      1)1,3       2)1,2      3)2,3       4)3

5. Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

    1)1,3      2)2        3)3          4)2,4

6. В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины Х века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

    1)1,3     2) 2    3)1,4      4)2,4

7. Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.

    1)1,3    2)2       3)3          4)2,4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: