III Аккорды, каденции

I Тональности, лады

1. Установить правильную последовательность квинтового круга бемольных мажорных тональностей: F, Es, B, Ges, Des, Ces, As. Написать под буквенным обозначением цифры 1, 2, 3...

2. Установить правильную последовательность квинтового круга диезных минорных тональностей, подписав под обозначением цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7: cis, dis, h, fis, gis, e, ais.

3. Написать латинским обозначением родственные тональности к Fis-Dur:

4. Написать латинским обозначением родственные тональности к es-moll:

5. Определить в мелодиях вид минора, подписать буквенным обозначением. <Рис.1>:

6. Определить вид мажора в мелодиях, подписать буквенно. <Рис.2>:

7. Какой интервал создаёт восточный колорит гармоническим ладам: гармоническому минору и гармоническому мажору?

а) б.2;

б) м.2;

в) ув.2;

г) б.3.

При ответе обвести букву кружком и подписать этот интервал в музыкальном примере (все его повторения). <Рис.3>:

8. Определить и подписать в мелодиях народные лады минорного наклонения. <Рис.4>:

9. Определить и подписать народные лады мажорного наклонения. <Рис.5>:

10. Определить и подписать особые народные лады. <Рис.6>:

11. Определить ладовое наклонение хроматических гамм, отметить обозначением. В 1 примере – дописать нисходящее изложение гаммы со знаками, во 2-ом – поставить только знаки перед нотами в нисходящем изложении гаммы. <Рис.7>:

II Интервалы

1. Определить интервалы, подписать их, разрешение интервалов отметить цифрой 1, (определить тональность), обращение интервалов – цифрой 2. <Рис.8>:

2. Определить и подписать все интервалы, простыедиатонические интервалы с разрешением подчеркнуть. <Рис.9>:

3. Разрешить тритоны, подписать обозначение, ступени. Диатонические тритоны отметить наверху квадратной скобкой, характерные тритоны – пометить внизу квадратной скобкой. <Рис.10>:

4. Определить интервалы, подписать ступени, обозначение, разрешить их. Характерные интервалы подчеркнуть. <Рис.11>:

5. По разрешению определить тритоны, построить их, подписать обозначение, ступени. Внизу под скобками отметить латинскими буквами субдоминантовые (S) и доминантовые (D) тритоны. <Рис.12>:

6. Подписать обозначение к разрешению тритонов, 2 неверных разрешения исправить. <Рис.13>:

7. Подписать обозначение к интервалам и их разрешениям. Характерные интервалы отметить цифрой 1); простые диатонические интервалы – цифрой 2). <Рис.14>:

8. Написать энгармонически равные интервалы данным и подписать новое обозначение <Рис.15>:

III Аккорды, каденции

1. Определить 4 типа трезвучий от звука, подписать их, обвести кружком одно неправильно построенное трезвучие. <Рис.16>:

2. Определить обращения трезвучий, подписать обозначение. <Рис.17>:

3.Согласны ли вы, что главные трезвучия определяют характер лада? а) да; б) нет;

подчеркнуть букву ответа.

4. Разрешить обращения S5/3 в параллельных тональностях. В каком направлении движутся аккорды S группы в звуки T5/3? Подписать аккорды, ступени. <Рис.18>:

5. Как называются эти аккорды, в каком направлении они разрешаются в звуки Т5/3? Подпишите аккорды, ступени, разрешите в параллельных тональностях, в миноре исправьте неточности в аккордах. <Рис.19>:

6. Исправьте 3 ошибки в разрешениях обращений главных трезвучий, подпишите ступени. <Рис.20>:

7. Написать в параллельных тональностях натурального вида побочные трезвучия III и VI ступеней, которые разрешаются в T6, T6/4. <Рис.21>:

8. К разрешениям в параллельных тональностях написать ум.5/3, ув.5/3, ступени. <Рис.22>:

9. Учитывая интервальное строение, подписать обращения D7 буквенно, слева цифрами установить правильную последовательность аккордов:

развернуть таблицу

м.3 + б.2 + б.3 = _______?   Б5/3 + м.3 = _______?
ум.5/3 + б.2 = _______?   б.2 + Б5/3 = _______?

развернуть таблицу

10. Подписать ступени, обращения D7 с разрешением, исправить ошибки. <Рис.23>:

11. Подписать названия аккордов по их строению:

развернуть таблицу

Ум.5/3 + м.3 = _______?   Ум.5/3 +б.3 =______?

развернуть таблицу

12. Построить вводные септаккорды к разрешениям, подписать обозначение, ступени. <Рис.24>:

13. Определить септаккорды в ладу, написать обозначение. <Рис.25>:

14. Проверить построение септаккордов вне лада, исправить 4 ошибки. <Рис.26>:

15. Обращения каких септаккордов разрешаются с удвоением примы, терции, квинты? Написать аккорды к разрешениям, подписать под аккордами ступени. <Рис.27>:

16. Проверьте разрешение обращений VII7 в звуки Т5/3, исправьте 3 ошибки, подпишите обозначение ко всем аккордам, ступени. <Рис.28>:

17. Проверьте разрешение обращений SII7, исправьте 3 ошибки, подпишите аккорды тонической гармонии, ступени. <Рис.29>:

18. Сделать разрешение обращений VII7 и SII7 через аккорды обращений D 7 в звуки Т5/3, дописав недостающие аккорды. Под аккордами написать ступени. <Рис.30>:

19. Написать 2 гармонические последовательности на ступенях: 1) III-II-II-II-I; 2) III-IV-IV-IV-III, используя логически верно обращения трёх септаккордов II7, VII7, D7. <Рис.31>:

20. В гармонической последовательности обвести квадратиком прерванный оборот, подписать аккорды, ступени. <Рис.32>:

21. Определить проходящие (1) и вспомогательные обороты (2). К каждому гармоническому обороту поставить цифру 1 или 2, в первых четырёх тактах написать пропущенные обращения главных трезвучий. <Рис.33>:

22. Отметить в гармонических построениях автентические обороты - цифрой 1); плагальные обороты – цифрой 2); полные обороты – цифрой 3). <Рис.34>:

23. По данным схемам отметить половинные каденции цифрой 1), заключительные каденции – цифрой 2): S – T; D – T; S6 – D7 – T; T – S; T6 – D; II6/5 – K6/4 - D7 – T; T6 – K6/4 – D.

24. В двух гармонических последовательностях а) и б) определить отклонения, модуляцию. Написать тональный план, обозначить все аккорды, ступени. Отклонения пометить квадратной скобкой, в модуляции отметить общий аккорд. <Рис.35>:

IV Дополнение

1. Определить и подписать в музыкальных примерах а) и б) диатоническую секвенцию и хроматическую секвенцию. <Рис.36>:

2. Определить хроматические вспомогательные и проходящие звуки в мелодиях а) и б). Отметить их * и подписать каждый пример. <Рис.37>:

3. Заменить инструментальную группировку (№ 1) на вокальную (№2). <Рис.38>:

4. Определить вид фактуры в музыкальных примерах: а) одноголосная; б) подголосочная; в) гомофонно-гармоническая; г) аккордовая; д) имитационная.

Выбрать ответ и буквой отметить каждый пример. <Рис. 39>:

5. Определить и подписать вид органного пункта в музыкальных примерах: тонический (T орг.п.); доминантовый (D орг.п.); тонико-доминантовый (T-D орг.п.). <Рис. 40>:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: