I Тональности, лады
1. Установить правильную последовательность квинтового круга бемольных мажорных тональностей: F, Es, B, Ges, Des, Ces, As. Написать под буквенным обозначением цифры 1, 2, 3...
2. Установить правильную последовательность квинтового круга диезных минорных тональностей, подписав под обозначением цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7: cis, dis, h, fis, gis, e, ais.
3. Написать латинским обозначением родственные тональности к Fis-Dur:
4. Написать латинским обозначением родственные тональности к es-moll:
5. Определить в мелодиях вид минора, подписать буквенным обозначением. <Рис.1>:
6. Определить вид мажора в мелодиях, подписать буквенно. <Рис.2>:
7. Какой интервал создаёт восточный колорит гармоническим ладам: гармоническому минору и гармоническому мажору?
а) б.2;
б) м.2;
в) ув.2;
г) б.3.
При ответе обвести букву кружком и подписать этот интервал в музыкальном примере (все его повторения). <Рис.3>:
8. Определить и подписать в мелодиях народные лады минорного наклонения. <Рис.4>:
9. Определить и подписать народные лады мажорного наклонения. <Рис.5>:
10. Определить и подписать особые народные лады. <Рис.6>:
11. Определить ладовое наклонение хроматических гамм, отметить обозначением. В 1 примере – дописать нисходящее изложение гаммы со знаками, во 2-ом – поставить только знаки перед нотами в нисходящем изложении гаммы. <Рис.7>:
II Интервалы
1. Определить интервалы, подписать их, разрешение интервалов отметить цифрой 1, (определить тональность), обращение интервалов – цифрой 2. <Рис.8>:
2. Определить и подписать все интервалы, простыедиатонические интервалы с разрешением подчеркнуть. <Рис.9>:
3. Разрешить тритоны, подписать обозначение, ступени. Диатонические тритоны отметить наверху квадратной скобкой, характерные тритоны – пометить внизу квадратной скобкой. <Рис.10>:
4. Определить интервалы, подписать ступени, обозначение, разрешить их. Характерные интервалы подчеркнуть. <Рис.11>:
5. По разрешению определить тритоны, построить их, подписать обозначение, ступени. Внизу под скобками отметить латинскими буквами субдоминантовые (S) и доминантовые (D) тритоны. <Рис.12>:
6. Подписать обозначение к разрешению тритонов, 2 неверных разрешения исправить. <Рис.13>:
7. Подписать обозначение к интервалам и их разрешениям. Характерные интервалы отметить цифрой 1); простые диатонические интервалы – цифрой 2). <Рис.14>:
8. Написать энгармонически равные интервалы данным и подписать новое обозначение <Рис.15>:
III Аккорды, каденции
1. Определить 4 типа трезвучий от звука, подписать их, обвести кружком одно неправильно построенное трезвучие. <Рис.16>:
2. Определить обращения трезвучий, подписать обозначение. <Рис.17>:
3.Согласны ли вы, что главные трезвучия определяют характер лада? а) да; б) нет;
подчеркнуть букву ответа.
4. Разрешить обращения S5/3 в параллельных тональностях. В каком направлении движутся аккорды S группы в звуки T5/3? Подписать аккорды, ступени. <Рис.18>:
5. Как называются эти аккорды, в каком направлении они разрешаются в звуки Т5/3? Подпишите аккорды, ступени, разрешите в параллельных тональностях, в миноре исправьте неточности в аккордах. <Рис.19>:
6. Исправьте 3 ошибки в разрешениях обращений главных трезвучий, подпишите ступени. <Рис.20>:
7. Написать в параллельных тональностях натурального вида побочные трезвучия III и VI ступеней, которые разрешаются в T6, T6/4. <Рис.21>:
8. К разрешениям в параллельных тональностях написать ум.5/3, ув.5/3, ступени. <Рис.22>:
9. Учитывая интервальное строение, подписать обращения D7 буквенно, слева цифрами установить правильную последовательность аккордов:
развернуть таблицу
м.3 + б.2 + б.3 = _______? | Б5/3 + м.3 = _______? | |
ум.5/3 + б.2 = _______? | б.2 + Б5/3 = _______? |
развернуть таблицу
10. Подписать ступени, обращения D7 с разрешением, исправить ошибки. <Рис.23>:
11. Подписать названия аккордов по их строению:
развернуть таблицу
Ум.5/3 + м.3 = _______? | Ум.5/3 +б.3 =______? |
развернуть таблицу
12. Построить вводные септаккорды к разрешениям, подписать обозначение, ступени. <Рис.24>:
13. Определить септаккорды в ладу, написать обозначение. <Рис.25>:
14. Проверить построение септаккордов вне лада, исправить 4 ошибки. <Рис.26>:
15. Обращения каких септаккордов разрешаются с удвоением примы, терции, квинты? Написать аккорды к разрешениям, подписать под аккордами ступени. <Рис.27>:
16. Проверьте разрешение обращений VII7 в звуки Т5/3, исправьте 3 ошибки, подпишите обозначение ко всем аккордам, ступени. <Рис.28>:
17. Проверьте разрешение обращений SII7, исправьте 3 ошибки, подпишите аккорды тонической гармонии, ступени. <Рис.29>:
18. Сделать разрешение обращений VII7 и SII7 через аккорды обращений D 7 в звуки Т5/3, дописав недостающие аккорды. Под аккордами написать ступени. <Рис.30>:
19. Написать 2 гармонические последовательности на ступенях: 1) III-II-II-II-I; 2) III-IV-IV-IV-III, используя логически верно обращения трёх септаккордов II7, VII7, D7. <Рис.31>:
20. В гармонической последовательности обвести квадратиком прерванный оборот, подписать аккорды, ступени. <Рис.32>:
21. Определить проходящие (1) и вспомогательные обороты (2). К каждому гармоническому обороту поставить цифру 1 или 2, в первых четырёх тактах написать пропущенные обращения главных трезвучий. <Рис.33>:
22. Отметить в гармонических построениях автентические обороты - цифрой 1); плагальные обороты – цифрой 2); полные обороты – цифрой 3). <Рис.34>:
23. По данным схемам отметить половинные каденции цифрой 1), заключительные каденции – цифрой 2): S – T; D – T; S6 – D7 – T; T – S; T6 – D; II6/5 – K6/4 - D7 – T; T6 – K6/4 – D.
24. В двух гармонических последовательностях а) и б) определить отклонения, модуляцию. Написать тональный план, обозначить все аккорды, ступени. Отклонения пометить квадратной скобкой, в модуляции отметить общий аккорд. <Рис.35>:
IV Дополнение
1. Определить и подписать в музыкальных примерах а) и б) диатоническую секвенцию и хроматическую секвенцию. <Рис.36>:
2. Определить хроматические вспомогательные и проходящие звуки в мелодиях а) и б). Отметить их * и подписать каждый пример. <Рис.37>:
3. Заменить инструментальную группировку (№ 1) на вокальную (№2). <Рис.38>:
4. Определить вид фактуры в музыкальных примерах: а) одноголосная; б) подголосочная; в) гомофонно-гармоническая; г) аккордовая; д) имитационная.
Выбрать ответ и буквой отметить каждый пример. <Рис. 39>:
5. Определить и подписать вид органного пункта в музыкальных примерах: тонический (T орг.п.); доминантовый (D орг.п.); тонико-доминантовый (T-D орг.п.). <Рис. 40>: