Традиционные праздники весенне-летнего календаря

Архаический календарь

Церковный календарь

Май

– цветень, травник, травен, травный

 
Иоанн Ветхопещерник 19 апреля / 2 мая. Новины. Развешивание на весенней зелени новых натканных холстов, чтобы придать им силу солнца. Женщины выходят с обетным концом в пол, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!» После расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждой, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли. День преподобного Иоанна Ветхопещерника.  
Егорий Вешний 23 апреля / 6 мая. Егорий Храбрый, Юрий Зелёный, Юрьев день. Выгон скота на первую зелень. Магия вербы и яйца – катание по хребту (чтобы не блуждала корова), катание по земле, угощение, окликание. (на Егория пели песни схожие с колядками), одаривание пастухов яйцами, лепёшками, салом. Обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек. Обереговая магия для защиты скота от опасности. Освящение хлевов, скота вербой. Совершение молебна над скотиной, окропление св. водой. Через воздействие на скотину – воздействие на плодородие земли. Начало полевых работ, Егорий «открывал землю». Праздник пастухов и земледельцев. Вождение зелёного Юрия вокруг поля. С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки работ. Работники нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». С Егория открывался сезон хороводов. День памяти св. Георгия Победоносца, который в православной традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи воином императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что был обезглавлен. Главное чудо, совершённое святым – освобождение от огромного змея жителей Бейрута, которые отдавали змею на съедение своих детей. Георгий – змееборец.  
Евсей – овсы отсей. Савва. 24 апреля / 7 мая. На Савву заканчивался хлеб, начинался голодный май. Сеяли овёс. «Когда на дороге грязь, тогда овёс – князь». День мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов, а также мученика Евсея.  
Марк 25 апреля / 8 мая. Молились о дожде. «Даст небо дождь, а земля – рожь», «Если в мае выпадет три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных». День апостола и евангелиста Марка.  
Яков 30 апреля /13 мая С этого дня прекращали сватовство. Май очень невыгоден для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. В мае добрые люди не женятся: во-первых – голодный, во-вторых – пахотный месяц. День апостола Иакова Заведеева.  
Еремий-запрягальник 1 / 14 мая Очистка полей и садов, пашня, посадка растений, засев. «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает» День пророка Иеремии.  
Борис и Глеб – сеятели, барыш-день, соловьиный праздник 2 / 15 мая Начинали петь соловьи. При посеве молились о плодородии урожая. Торговцы стараются что-нибудь выгодно продать, для получения на весь год барышей. Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида.  
Маёвки – пограничие весны и лета. Начало посевных. В северных территориях – с Еремея Запрягальника, в южных территориях посевные работы начинались с Егория.    
Мавра Зелёные щи 3 / 16 мая Мавра зелёные щи, крапиву и щавель ищи. Закончился запас капусты, щи варят на крапиве. День мученицы Мавры.  
Ирина (Арина) – рассадница. 5 / 18 мая Высадка рассады капусты. Капусте придавалось большое значение, её семантика связана с плодородием женщины. Садили только женщины. Первый росток накрывали горшком, обвивали троицким венком или накрывали белой скатертью, чтобы капуста хорошо уродилась. «Капусткой» называется один из видов хоровода. День великомученицы Ирины.  
Иов – огуречник, горошник, росенник. Горошники 6 / 19 мая С этого дня начинают сеять горох, огурцы. Обильные росы. «Иов – росы распустил», «Большая роса к урожаю огурцов» День памяти Иова Многострадального (2000-1500 г.г. до Р.Х.)  
Никола Угодник 9 / 22 мая Выгон коней в ночное, конский праздник. Два Николы: один травный, другой – морозный. К этому дню должен быть отсеян овёс. Мужской праздник – в первый раз парни выводят коней в ночное, пируют. После захода солнца приходят девки, водят хороводы до рассвета. Николай Угодник – помощник всем во всём, покровитель вод (до Ильи) лесов, стад. Домашний дух-хранитель, покровитель стариков и детей. (Дед Мороз – Санта Клаус – св. Николай) Николин день отмечали пышно, устраивали братчины. Память св. Николая Мирликийского, который по преданию ещё в детстве выбрал себе путь служения Богу, и стал архиепископом, но Бог призвал его оставить обитель и уйти в мир, к людям. Он страдал за христианскую веру, но всегда помогал людям.  
Вознесение Поминальный день, почитание умерших. Выпекание блинов-онуч. В этот день особо внимательное отношение к нищим, (т.к. Христос 40 дней ходил в образе нищего) выпекание «лесенок», гадание на «лесенках», аграрная магия, свадебные сговоры на осенний мясоед. С этого дня переставали петь весенние песни. Конец весны. Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Согласно Библии, после Воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на земле, совершая чудеса.  

Летний цикл

 

Июнь

изок, скопидом, хлеборост

Изок – кузнечик, время стрекотания кузнечиков, мух, оводов.

 
Константин и Олёна (Елена) леносейка, льняница, длинные льны 21 мая / 3 июня – Начало посева льна. Праздник Владимирской иконы Божией Матери, установленного в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, а также равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены  
Никита – страж гусей 28 мая / 10 июня – покровитель домашней птицы. Память преподобного Никиты, епископа Халкидонского.  
Феодосия – колосятница 29 мая / 11 июня Хлеб наливается зёрнами, по которым судят о богатстве жатвы. Пока не заколосится рожь, детям не разрешалось прыгать, скакать, качаться на простой качели (доска с бревном), т.к. «земля в это время была тяжела». Когда рожь заколосится, молодёжь отправлялась в поле «величать рожь» День св. Феодосии девы  
Еремей – распрягальник, повесь сетево. 31 мая / 13 июня. Еремей сев начинает, Еремей сев и кончает. День апостола от 70-ти Ерма (1 век), мученика Ермия (3 век)  
Фёдор – Стратилат 8 / 21 июня. Стратилат грозами богат. Называют колодезником, т.к. колодезники ищут, где есть водяная жила. Начинается прополка и навозница – вывозят навоз на паровой клин – коллективная работа. День великомученика Феодора Стратилата  
Акулина – гречишница 13 / 26 июня указывает время посева гречки. День мученицы Акилины.  
Зелёные святки – период между Троицей и Петровым днём – рубеж весны и лета. Обряды, направленные на аграрную магию, сохранность скота (обряд венчания скота – праздник пастухов). Обрядность, связанная с летним солнцеворотом.    
Семик. Входит в цикл праздников Масленица – Семик – Троица. Отмечается на 7-ой неделе (в четверг) после Пасхи. Окончание весны, начало летакульт берёзки, украшение зеленью домов, палисадников, завивание берёзки. Поминовение усопших (от язычества), начиная от вторника – четверг – суббота. Поминовение заложных покойников. Время, посвящённое богине весны (Живы) чествовались игрищами в честь весны, позже приурочились к Вознесению и Троице. Троицкая кукла – богиня Весна. Кумление – символическое родство с растительным миром, осуществляемое через символическое родство с подругами. Хождение девушек с берёзкой, потопление, сожжение берёзки. Пик девичей зрелости. При переходе девочка – девушка принимается в девичий хоровод. Хороводы, изображающие процесс ткачества (подготовки кудели, ткачество нити) символизируют процесс миротворения. «Похороны кукушки» проводились в местностях с лесным ландшафтом. (закидывали вверх, как заложного покойника). Кукушка связана с культом богини Живы – богини весны, своим приходом «животворит» умирающую на зиму природу, даёт земле плодородие. Жива – живот, жизнь, животина (скот), жито, жир (жировик – домовой), живность, жильё, зажиточный, пажити (пастбища) – слова одного корня. В начале года источник всего у др. славян – весна. Кукушка – предвестница неба и благодатного лета Ссыпчина – общая трапеза.    
Родительская суббота – Устраивалась общая трапеза. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных лепёшек (пресных), блинов, булок, крашенных зеленью берёзы яиц, киселя. Проводились игры, хороводы, пение. Троицкая родительская суббота. Память всех от века усопших православных христиан.  
Троица (воскресенье) гуляния, развивание берёзки, обряд «Венчания скота», гадания на венках, Тематика обрядов любовная и имитативная (имитация трудовых процессов – «хождение в жито», обработка льна, «а мы просо сеяли ». Венок – главный атрибут Троицы.Венок – символ брачного союза. (вено – брод – жизнь – завить жизнь). Земля – невеста, убранная в зелёный наряд цветения трав, вступает в брак с Небом. Гадания на венках о будущем браке. Похороны Костромы – переходный обряд весны – лета, промежуток между троицко-семицким обрядом и купалой. Изготовление чучела, ритуальные похороны, уничтожение (закапывание в землю, растерзание). Умирание для возрождения. День Святой Троицы. Пятидесятница – двунадесятый праздник, отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи. Через 10 дней после Вознесения Христа (т.е. на 50-й день после Пасхи) на апостолов произошло сошествие Святого Духа. В этом сошествии проявляется вся полнота Божества (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), а значит завершается домостроительство спасения рода человеческого. День рождения Церкви.  
Духов день – земля «беременна» урожаем, её нельзя копать, трогать. Завершаются обряды с берёзкой. В этот день «русалки (души умерших) выходят на сушу». Поминовение усопших, как и в родительскую субботу. День Святого Духа – отмечается в понедельник после Троицы. Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков и дал им понимание и способность говорить на других языках, чтобы нести учение Христа разным народам. Троица и Духов День рассматриваются Православной церковью как единый праздник.  
Русальная неделя (Духовская, Троицкая, Всесвятская) Встреча пика солнечной активности и проводы весны. Начало лета. Рубежный период (конец весны – начало лета) – обряды связаны с идеей умирания и воскресения. Среди молодёжи было принято кидать яйца друг в друга. Всесвятская неделя  
Петровское заговенье. (Всесвятское, Русальное, Ярилино заговенье) праздник проводов весны, отмечавшийся на следующее воскресенье после Троицы. Продолжение ритуалов, связанных с темой умирания и воскресения.  В это время зажигали костры, прыгали, хлестали крапивой для оздоровления и от бесплодия. Праздник всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: