Архаический календарь | Церковный календарь | |||||
Май – цветень, травник, травен, травный | ||||||
Иоанн Ветхопещерник 19 апреля / 2 мая. Новины. Развешивание на весенней зелени новых натканных холстов, чтобы придать им силу солнца. Женщины выходят с обетным концом в пол, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!» После расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждой, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли. | День преподобного Иоанна Ветхопещерника. | |||||
Егорий Вешний 23 апреля / 6 мая. Егорий Храбрый, Юрий Зелёный, Юрьев день. Выгон скота на первую зелень. Магия вербы и яйца – катание по хребту (чтобы не блуждала корова), катание по земле, угощение, окликание. (на Егория пели песни схожие с колядками), одаривание пастухов яйцами, лепёшками, салом. Обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек. Обереговая магия для защиты скота от опасности. Освящение хлевов, скота вербой. Совершение молебна над скотиной, окропление св. водой. Через воздействие на скотину – воздействие на плодородие земли. Начало полевых работ, Егорий «открывал землю». Праздник пастухов и земледельцев. Вождение зелёного Юрия вокруг поля. С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки работ. Работники нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». С Егория открывался сезон хороводов. | День памяти св. Георгия Победоносца, который в православной традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи воином императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что был обезглавлен. Главное чудо, совершённое святым – освобождение от огромного змея жителей Бейрута, которые отдавали змею на съедение своих детей. Георгий – змееборец. | |||||
Евсей – овсы отсей. Савва. 24 апреля / 7 мая. На Савву заканчивался хлеб, начинался голодный май. Сеяли овёс. «Когда на дороге грязь, тогда овёс – князь». | День мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов, а также мученика Евсея. | |||||
Марк 25 апреля / 8 мая. Молились о дожде. «Даст небо дождь, а земля – рожь», «Если в мае выпадет три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных». | День апостола и евангелиста Марка. | |||||
Яков 30 апреля /13 мая С этого дня прекращали сватовство. Май очень невыгоден для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. В мае добрые люди не женятся: во-первых – голодный, во-вторых – пахотный месяц. | День апостола Иакова Заведеева. | |||||
Еремий-запрягальник 1 / 14 мая Очистка полей и садов, пашня, посадка растений, засев. «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает» | День пророка Иеремии. | |||||
Борис и Глеб – сеятели, барыш-день, соловьиный праздник 2 / 15 мая Начинали петь соловьи. При посеве молились о плодородии урожая. Торговцы стараются что-нибудь выгодно продать, для получения на весь год барышей. | Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. | |||||
Маёвки – пограничие весны и лета. Начало посевных. В северных территориях – с Еремея Запрягальника, в южных территориях посевные работы начинались с Егория. | ||||||
Мавра Зелёные щи 3 / 16 мая Мавра зелёные щи, крапиву и щавель ищи. Закончился запас капусты, щи варят на крапиве. | День мученицы Мавры. | |||||
Ирина (Арина) – рассадница. 5 / 18 мая Высадка рассады капусты. Капусте придавалось большое значение, её семантика связана с плодородием женщины. Садили только женщины. Первый росток накрывали горшком, обвивали троицким венком или накрывали белой скатертью, чтобы капуста хорошо уродилась. «Капусткой» называется один из видов хоровода. | День великомученицы Ирины. | |||||
Иов – огуречник, горошник, росенник. Горошники 6 / 19 мая С этого дня начинают сеять горох, огурцы. Обильные росы. «Иов – росы распустил», «Большая роса к урожаю огурцов» | День памяти Иова Многострадального (2000-1500 г.г. до Р.Х.) | |||||
Никола Угодник 9 / 22 мая Выгон коней в ночное, конский праздник. Два Николы: один травный, другой – морозный. К этому дню должен быть отсеян овёс. Мужской праздник – в первый раз парни выводят коней в ночное, пируют. После захода солнца приходят девки, водят хороводы до рассвета. Николай Угодник – помощник всем во всём, покровитель вод (до Ильи) лесов, стад. Домашний дух-хранитель, покровитель стариков и детей. (Дед Мороз – Санта Клаус – св. Николай) Николин день отмечали пышно, устраивали братчины. | Память св. Николая Мирликийского, который по преданию ещё в детстве выбрал себе путь служения Богу, и стал архиепископом, но Бог призвал его оставить обитель и уйти в мир, к людям. Он страдал за христианскую веру, но всегда помогал людям. | |||||
Вознесение Поминальный день, почитание умерших. Выпекание блинов-онуч. В этот день особо внимательное отношение к нищим, (т.к. Христос 40 дней ходил в образе нищего) выпекание «лесенок», гадание на «лесенках», аграрная магия, свадебные сговоры на осенний мясоед. С этого дня переставали петь весенние песни. Конец весны. | Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Согласно Библии, после Воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на земле, совершая чудеса. | |||||
Летний цикл
| ||||||
Июнь изок, скопидом, хлеборост Изок – кузнечик, время стрекотания кузнечиков, мух, оводов. | ||||||
Константин и Олёна (Елена) леносейка, льняница, длинные льны 21 мая / 3 июня – Начало посева льна. | Праздник Владимирской иконы Божией Матери, установленного в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, а также равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены | |||||
Никита – страж гусей 28 мая / 10 июня – покровитель домашней птицы. | Память преподобного Никиты, епископа Халкидонского. | |||||
Феодосия – колосятница 29 мая / 11 июня Хлеб наливается зёрнами, по которым судят о богатстве жатвы. Пока не заколосится рожь, детям не разрешалось прыгать, скакать, качаться на простой качели (доска с бревном), т.к. «земля в это время была тяжела». Когда рожь заколосится, молодёжь отправлялась в поле «величать рожь» | День св. Феодосии девы | |||||
Еремей – распрягальник, повесь сетево. 31 мая / 13 июня. Еремей сев начинает, Еремей сев и кончает. | День апостола от 70-ти Ерма (1 век), мученика Ермия (3 век) | |||||
Фёдор – Стратилат 8 / 21 июня. Стратилат грозами богат. Называют колодезником, т.к. колодезники ищут, где есть водяная жила. Начинается прополка и навозница – вывозят навоз на паровой клин – коллективная работа. | День великомученика Феодора Стратилата | |||||
Акулина – гречишница 13 / 26 июня указывает время посева гречки. | День мученицы Акилины. | |||||
Зелёные святки – период между Троицей и Петровым днём – рубеж весны и лета. Обряды, направленные на аграрную магию, сохранность скота (обряд венчания скота – праздник пастухов). Обрядность, связанная с летним солнцеворотом. | ||||||
Семик. Входит в цикл праздников Масленица – Семик – Троица. Отмечается на 7-ой неделе (в четверг) после Пасхи. Окончание весны, начало лета – культ берёзки, украшение зеленью домов, палисадников, завивание берёзки. Поминовение усопших (от язычества), начиная от вторника – четверг – суббота. Поминовение заложных покойников. Время, посвящённое богине весны (Живы) чествовались игрищами в честь весны, позже приурочились к Вознесению и Троице. Троицкая кукла – богиня Весна. Кумление – символическое родство с растительным миром, осуществляемое через символическое родство с подругами. Хождение девушек с берёзкой, потопление, сожжение берёзки. Пик девичей зрелости. При переходе девочка – девушка принимается в девичий хоровод. Хороводы, изображающие процесс ткачества (подготовки кудели, ткачество нити) символизируют процесс миротворения. «Похороны кукушки» проводились в местностях с лесным ландшафтом. (закидывали вверх, как заложного покойника). Кукушка связана с культом богини Живы – богини весны, своим приходом «животворит» умирающую на зиму природу, даёт земле плодородие. Жива – живот, жизнь, животина (скот), жито, жир (жировик – домовой), живность, жильё, зажиточный, пажити (пастбища) – слова одного корня. В начале года источник всего у др. славян – весна. Кукушка – предвестница неба и благодатного лета Ссыпчина – общая трапеза. | ||||||
Родительская суббота – Устраивалась общая трапеза. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных лепёшек (пресных), блинов, булок, крашенных зеленью берёзы яиц, киселя. Проводились игры, хороводы, пение. | Троицкая родительская суббота. Память всех от века усопших православных христиан. | |||||
Троица (воскресенье) гуляния, развивание берёзки, обряд «Венчания скота», гадания на венках, Тематика обрядов любовная и имитативная (имитация трудовых процессов – «хождение в жито», обработка льна, «а мы просо сеяли ». Венок – главный атрибут Троицы.Венок – символ брачного союза. (вено – брод – жизнь – завить жизнь). Земля – невеста, убранная в зелёный наряд цветения трав, вступает в брак с Небом. Гадания на венках о будущем браке. Похороны Костромы – переходный обряд весны – лета, промежуток между троицко-семицким обрядом и купалой. Изготовление чучела, ритуальные похороны, уничтожение (закапывание в землю, растерзание). Умирание для возрождения. | День Святой Троицы. Пятидесятница – двунадесятый праздник, отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи. Через 10 дней после Вознесения Христа (т.е. на 50-й день после Пасхи) на апостолов произошло сошествие Святого Духа. В этом сошествии проявляется вся полнота Божества (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), а значит завершается домостроительство спасения рода человеческого. День рождения Церкви. | |||||
Духов день – земля «беременна» урожаем, её нельзя копать, трогать. Завершаются обряды с берёзкой. В этот день «русалки (души умерших) выходят на сушу». Поминовение усопших, как и в родительскую субботу. | День Святого Духа – отмечается в понедельник после Троицы. Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков и дал им понимание и способность говорить на других языках, чтобы нести учение Христа разным народам. Троица и Духов День рассматриваются Православной церковью как единый праздник. | |||||
Русальная неделя (Духовская, Троицкая, Всесвятская) Встреча пика солнечной активности и проводы весны. Начало лета. Рубежный период (конец весны – начало лета) – обряды связаны с идеей умирания и воскресения. Среди молодёжи было принято кидать яйца друг в друга. | Всесвятская неделя | |||||
Петровское заговенье. (Всесвятское, Русальное, Ярилино заговенье) праздник проводов весны, отмечавшийся на следующее воскресенье после Троицы. Продолжение ритуалов, связанных с темой умирания и воскресения. В это время зажигали костры, прыгали, хлестали крапивой для оздоровления и от бесплодия. | Праздник всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст) |
|
|
|
|