В профессиональной деятельности социального педагога сле дует выделить главные направления. Это его практическая, обра зовательная и исследовательская деятельность.
Практическая деятельность сводится к решению проблем ре бенка (подростка), а также к координации деятельности различ ных ведомственных служб в оказании ему помощи.
Из банка данных микрорайона он выделяет лиц, семьи, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, социально-пси хологической и медицинской помощи. Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие раз личных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопо чет о пособии семье, организует помощь юриста, устраивает под ростка на работу, организует общественную защиту несовершен нолетнему правонарушителю, выступает защитником в суде, по могает в организации и открытии различных реабилитационных
центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в орга низации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различ ных секций, семейных клубов.
Социальный педагог выступает посредником в отношениях се мьи и школы, изучает отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, во дворе, находит .пути и организует работу по ликвида ции конфликта с родителями, учителями и сверстниками. Он вы ступает посредником, «третьим лицом» между воспитанниками, воспитанниками и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания. Социальный педагог должен быть в курсе государственной соци альной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.
Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В этом со стоит его образовательная деятельность. &
Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подрост ка), семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.
Качественное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей зависит от его педагогического опыта.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Важным в профессиональной деятельности социального педа гога являются его педагогические способности. Подчас эти способ ности обнаруживаются уже в детском возрасте, когда ребенок спо собен сочувствовать другому, может быть примером, умеет общаться в коллективе, является авторитетом и лидером среди детей.
Одной из важных способностей педагога является способность к педагогическому общению (В.А.Кан-Калик). Это способность адекватно оценивать ситуацию, вступать в контакт с незнакомы ми людьми, помогать собеседнику проявить себя, из общения извлекать пользу для себя, предупреждать конфликты.
Способность педагога к самовоспитанию, изучение передового опыта, постоянное пополнение знаний дает возможность соци альному педагогу творчески развиваться. Очень важна также спо собность педагога управлять своим состоянием и поведением, тем более что перед ним часто встают сложные, трудноразрешимые проблемы, которые приходится решать очень быстро и под при-
стальным вниманием окружающих, детей. Процесс управления поведением включает управление вниманием, саморегуляцию памяти (запоминание, воспроизведение информации и ее сохра нение), управление мышлением (тренировка мышления, дисцип лина мышления, проговаривание вслух). »