Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине

Теоретический блок вопросов:

1. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными и естественными науками.

2. Общее представление о социальной психологии как науке, ее объекте и предмете. Социальная психология в системе психологического знания.

3. Предмет социальной психологии. Основные точки зрения на предмет социальной психологии в различных психологических школах и направлениях.

4. Структура современной социальной психологии, основные задачи и проблемы исследований.

5. Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений.

6. Первые социально-психологических теории: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения.

7. Становление социальной психологии как самостоятельной науки: экспериментальный период развития зарубежной социальной психологии.

8. Современное состояние социальной психологии за рубежом. Основные направления развития современной зарубежной социальной психологии: «европейская» и «американская» модели.

9. Ведущие теоретические ориентации зарубежной социальной психологии: психоанализ, бихевиоризм, интеракционизм, когнитивная ориентация, гуманистическая ориентация и др.

10. Возникновение и развитие социально-психологических идей в России ХХ столетия.

11. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке.

12. Современное состояние социальной психологии в России. Основные направления развития современной отечественной социальной психологии.

13. Методология социальной психологии. Методологические трудности современного социально-психологического исследования.

14. Методологические проблемы и принципы построения социально-психологического исследования.

15. Этические проблемы социально-психологического исследования. Дискуссия Баумринд и Милграма.

16. Методы социально-психологического исследования. Классификация методов и критерии ее построения. Соотношение методологии, методов и методик социально-психологического исследования.

17. Характеристика основных методов социальной психологии.

18. Человек как субъект социальной жизни. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

19. Социально-психологическая структура личности.

20. Основные категории личности в социальной психологии. Социально зрелая личность.

21. Основные направления и проблемы изучения личности в социальной психологии.

22. Понимание личности в рамках экзистенциально ориентированной социальной психологии (Фромм, Франкл и др.)

23. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии

24. Психоаналитический подход к пониманию личности в социальной психологии (Фрейд, Юнг, Адлер и др.)

25. Понимание личности с позиций гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу, Шостром)

26. Ролевые концепции личности

27. Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа (Берн)

28. Диспозиционная концепция личности (Ядов)

29. Отечественные ученые о социально-психологическом развитии личности.

30. Социализация: понятие, содержание, механизмы и условия.

31. Основные проблемы и направления исследований социализации в социальной психологии.

32. Проблема социально-психологической периодизации развития личности.

33. Вопросы формирования «Я-концепции» как результата социального развития личности.

34. Механизмы социально-психологического развития личности (Эриксон, Эльконин, Петровский, Фельдштейн, Слободчиков).

35. Содержание социально-психологического развития человека (Пиаже, Кольберг, Селман, Дюпон и др.)

36. Социальная идентичность личности. Типы идентификации. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

37. Гендерные роли: факторы формирования, вопросы половой идентичности, методы исследования.

38. Проблема регуляции социального поведения личности. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения.

39. Социальная установка: понятие, структура и функции, формирование социальных установок.

40..Просоциальное поведение личности: виды, механизмы, факторы формирования. 

41. Социальная психология асоциального поведения человека.

42. Агрессивность как социально-психологическая проблема.

43. Проблема малой группы в социальной психологии.

44. Малая группа как социально-психологическое образование.

45. Основные направления изучения малых групп в психологии.

46. Динамические процессы в малой группе.

47. Метод фокус – группы.

48. Проблема диагностики психологической совместимости в диаде.

49. Психологическая совместимость и социально-психологические трудности взаимодействия между людьми.  

50. Психология общения: основные направления исследований

51. Общение в единстве процессов обмена информации, восприятия и понимания людьми друг друга, воздействия и взаимодействия.

52. Психология социального познания: основные проблемы и направления исследования.

53. Социально-психологические закономерности формирования первого впечатления о человеке.

54. Механизмы межличностного восприятия

55. Проблема социального интеллекта.

56. Теории атрибуции. Фундаментальные ошибки атрибуции.

57. Социальные взгляды людей, их виды и механизмы их формирования. Зарубежные и отечественные подходы к изучению социальных представлений.

58. Психология воздействия как область социальной психологии. 

59. Социально-психоллогические механизмы и факторы формирования убеждений.

60. Теории когнитивного диссонанса. Явления когнитивного диссонанса в повседневной жизни.

61. Социально-психологические проблемы семьи как малой группы.

62. Общественное мнение и закономерности его формирование, социально-психологические вопросы изучения общественного мнения.

63. Межличностные отношения, их виды, динамика, механизмы формирования и развития.

64. Межличностные конфликты как проблема социальной психологии

65. Межгрупповые конфликты, проблема профилактики и конструктивного разрешения.

66. Социально-психологические характеристики больших групп.

67. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

68. Социальные ситуации в повседневной жизни личности.

69. Трудные жизненные ситуации как предмет социально-психологического изучения.

70. Психология повседневности и «техники» бытия личности.

71. Личность и ситуация как научная проблема.

72. Социальная ситуация развития и бытия человека

73. Психология чрезвычайных ситуаций.

74. Психология лидерства: классификации и концептуальные подходы.

75. Психология поведения людей в толпе: феномены и механизмы. Психология моды

76. Психология религии

77. Психология слухов и сплетен

78. Психология массовой коммуникации

79. Психология рекламы

80. Психология политических партий и массовых движений

81. Массовые психические состояния и проявления

82. Психология общественных движений

83. Психология имиджа

84. Социально-психологические механизмы PR- воздействий

Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):

1. Ситуация 1

Какое место в жизни человека занимает общение с другими людьми?

Сколько времени в течение дня человек может проводить в общении с другими людьми?

Какой процент информации мы передаем по невербальному каналу общения, а какой процент по вербальному?

Как определить уровень коммуникативной компетентности человека?

Как определить интроверсию и экстраверсию человека?

Ситуация 2

Переформулируйте приводимые ниже «ты -высказывания» в «я - послания».

Образец:

Ты - высказывание: «Как ты мог такое сказать!»

Я - послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал».

А) Ты абсолютно не прав.

Б) Какой ты бестолковый.

B) Только невежа мог поверить в это.

Г) Вечно ты лезешь не в свое дело.

Ситуация 3

Молодой девушке (22 года), только что окончившей университет, предстоит встреча с руководителем фирмы, в которой она хочет работать, по поводу ее трудоустройства. Девушка крайне заинтересована в получении этого места. Опишите детали ее имиджа и поведения в момент встречи.

Задание 4

Представьте возможные варианты ответа подчиненного в ситуации, когда он не может выполнить порученное ему задание в различных эго-состояниях (Эго состояние – Родитель, Эго состояние-Взрослый, Эго состояние – Ребенок (Теория «Трансактного анализа Э.Берна»), а также опишите последствия каждого из ответов.

Задание 5

Во время предстоящей деловой беседы Вам необходимо будет убедить руководителя принять и одобрить Ваш подход к решению проблемы. Перечислите, какие невербальные средства общения Вы будете использовать во время этой деловой беседы.

З адание 6

Определите тип слушателя по его ведущей репрезентативной системе (аудиал, визуал, кинестетик) и опишите средства для привлечения его внимания.

Ситуация 7

Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию.

Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

Ситуация 8

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено.

Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

Ситуация 9

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Ситуация 10

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Ситуация 11

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

 В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Ситуация 12

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 13

Муж приходит позднее обычного домой. Сегодня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и обижена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску.

В чем причина конфликта? Как вы поступите в этом случае?

Ситуация 14

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

В чем причина конфликта? Как вы поступите в этом случае?

Ситуация 15

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Ситуация 16

В группе есть обучающийся, у которого явно просматривалось нежелание учиться, отсутствие мотивации к этому виду деятельности. Педагогам необходимо вызвать у него интерес к дальнейшему обучению.

В чем причина конфликта? Как вы поступите в этом случае?

Ситуация 17

Во время предстоящей деловой беседы Вам необходимо будет убедить руководителя принять и одобрить Ваш подход к решению проблемы. Перечислите, какие невербальные средства общения Вы будете использовать во время этой деловой беседы.

Ситуация 18

Вам предстоит провести деловую встречу. Что необходимо учесть при подготовке и проведении делового контакта, если вы стремитесь к положительному завершению этого взаимодействия. Опишите, каким образом могут повлиять социально-психологические эффекты и механизмы (например, феномен первого впечатления) на исход встречи.

Ситуация 19

Иногда в жизни человека возникают конфликтные ситуации. Какие особенности визуальной самоподачи личности, на ваш взгляд, могут спровоцировать или привести к конфликту? В чем может проявляться невербальная неадекватность поведения?

Ситуация 20

Вы классный руководитель в школе. У вас многонациональный коллектив учеников. Вам необходимо подготовить классный час на тему «толерантного отношения между людьми», рассказать учащихся и их родителей о принципе толерантности поведения в современных социальных условиях. Каким образом вы справитесь с данным заданием администрации школы?

Ситуация 21

В организации возник межгрупповой конфликт из-за неудовлетворительной коммуникации. Какие меры должно принять руководство для его урегулирования, Каковы меры профилактики подобных трудностей?

 

Ситуация 22

В организации возник конфликт между сотрудниками и администрацией из-за возможно неправильного начисления заработной платы. Как его урегулировать?

Ситуация 23

Вы столкнулись с проявлениями группового экстремизма между неформальными группами в обществе. Приведите пример подобных проявлений, какие способы урегулирования и профилактики данных явлений вы можете предложить.

Ситуация 24

Возник конфликт внутри семья между родителями и ребенком. Ребенок демонстрирует протестное поведение. Ваши действия по урегулированию конфликта и профилактики межличностных конфликтов в детско-родительских отношениях.

Ситуация 25

Нечестность и неискренность (попытка обмана) стали конфликтогеном в отношениях супружеской пары. Можно ли предотвратить конфликт между супругами и если нет, то как его урегулировать?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: