Принцип доступности
Принцип полноты
Принцип системности
Принцип сезонности
Принцип учета городской и сельской местности
Принцип учета возраста
Принцип интеграции
Принцип координации детей и педагога
Принцип преемственности работы педагога и семьи
Принцип приоритета игровой деятельности
Направления деятельности работы по формированию культуры безопасности у дошкольников
Ребенок и другие люди
Ребенок и природа
Ребенок дома
Ребенок на улицах города
Эмоциональное благополучие ребенка
Здоровье ребенка
Пожарная безопасность
Ребенок и дорожная безопасность
18. Содержание деятельности педагога по формированию основ безопасности у дошкольников (раздел ―Ребенок и другие люди).
Ребенок и другие люди
1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
|
|
1.5.Если «чужой» приходит в дом.
1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). С более старшими детьми имеет смысл организовать беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.
1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми. Примеры.
* Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
* Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
* Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
|
|
1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки. Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.
1.5.Если «чужой» приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с
друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
Ребенок как объект сексуального насилия.
Если ребенок расскажет об акте насилия или жестокости в группе, то желательно, чтобы педагог занял следующую позицию:
* отреагировал как можно более нейтрально;
* дал ребенку понять, что ему поверили;
* защитил ребенка от возможных негативных реакций других детей.
Примерное содержание правил поведения в общении с незнакомыми людьми, доступное детям старшего дошкольного возраста
- не ходи в безлюдном месте.
- не играй вблизи машин, в которых сидят люди.
- не вступай в разговор с чужими людьми.
- не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
Не садись в чужую машину.
С наступлением темноты иди домой.
Не меняй маршрут возвращения из школы домой.
Всегда сообщай родителям о своих планах на день
открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку. Знакомый - это тот, кого знаешь ты, а не тот, кто называет тебя по имени или говорит, что пришёл по поручению твоих мамы и папы. Не верь, что кто-то мог придти или приехать по просьбе родителей, если они сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.